На святости праведной Матроны Московской паразитирует «православный сталинизм», ставший идеологией ряда экстремистских группировок
День памяти праведной Матроны Московской – 19 апреля по церковному календарю (по новому стилю 2 мая). Жизнь необыкновенно почитаемой святой современницы, умершей в 1952 году, обросла слухами и легендами, порой странными и нелепыми. На этих небылицах сейчас создаются секты и группировки разных ультра.
Стрелка Сталина и святой
Серебряная рака с мощами блаженной старицы стоит в Покровском ставропигиальном женском монастыре (подведомтсвенный Святейшему синоду РПЦ – ред.), неподалёку от Абельмановской заставы в Москве. Километровая вереница богомольцев начинается еще в Таганском парке, или, как назывался он в первые годы советской власти, «парке трамвайного депо имени товарища Бухарина». Огибает внушительных размеров Воскресенский собор и входит в ворота Покровской церкви. Позади трехчасовое стояние под открытым небом: в нестерпимую жару или пронизывающий холод – кому какие выпадает испытывать капризы погоды. Перед ракой паломник склоняется ниц, крестится и целует ковчег с мощами святой Матроны.
Подсчитали: ежедневно припадают к святыни в среднем около пяти тысяч человек, а в дни церковных праздников – до двадцати тысяч. За год к матушке Матроне приходят, таким образом, до двух миллионов. Всего с момента причисления старицы к лику святых в 1999 году здесь побывали 17-18 миллионов человек! В глубине души все они жаждали какого-то своего чуда, хотя, конечно, среди них немало таких, кого принято называть невоцерковленными…
Так за Садовым кольцом, среди безликих многоэтажек, появился подлинный центр народного почитания в России. Наверное, о таком массовом проявлении священных чувств когда-то мечтали большевистские комиссары, устраивая на Красной площади фараонову усыпальницу Ленину. В своё время забальзамировать тело Ленина распорядился Сталин. Таким образом создатель культа личности рассчитывал «прописать» коммунистический режим в сознании религиозных крестьян. Теперь в грановитой пирамидке мавзолея изредка, два-три раза в год, бывают зюгановцы с анпиловцами, а регулярно, как в краеведческий музей, заходят сюда лишь несколько сотен любителей поглазеть на «нетленные» достопримечательности.
Святая Матрона встретилась со Сталиным на… иконе. Эту икону заказал игумен Евстафий (Жаков), настоятель церкви Святой равноапостольной княгини Ольги в посёлке Стрельна, на реке Стрелка, где когда-то рядом с великокняжескими резиденциями располагались дачи петербургской интеллигенции. Священнослужитель требовал от художника большей «монументальности в фигуре товарища Сталина». Художник переписывал икону дважды: никак не мог добиться портретного сходства. А как иначе? Заказчик – уважаемая в епархии фигура, можно сказать старец, чьими трудами был восстановлен не один храм. Да и заплачено 35 тысяч, не маленькие по областным меркам деньги…
И вот (цитируем в редакции оригинала): «В своей простой шинели, в какой его запомнили миллионы советских людей, смотрит на вас задумчивыми и глубокими глазами из-под густых бровей. Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением», – шершавым языком рабкора поспешила донести «красно-коричневая» газета «Завтра» о состоявшейся встрече. Икона называлась «Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя», хотя горделивая фигура диктатора выдвинута на передний план и обращена спиной к святой. Не сразу опомнившись, тему подхватили другие средства массовой информации.
– У меня, кроме небесного, было два отца: один – по плоти, а другой – отец народов. Чувство, что Сталин – отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, не покидало меня всю жизнь, – рассказывал газетчикам отец Евстафий.
Игумен поминал Сталина на богослужениях наряду со святыми, тысячи (!) которых были замучены и расстреляны по приказу «отца народов». Ему хотелось, наверное, возгласить: «Святый праведный Иосифе, моли Бога о нас!» По странному стечению обстоятельств одновременно с явлением «иконы святого Иосифа» коммунисты Санкт-Петербурга обратились к патриарху с требованием канонизировать Сталина.
Скандал приключился на славу!
В конце 2008-го руководство Русской Православной Церкви (РПЦ) осудило настоятеля церкви в Стрельне: «Клирик совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ». Игумен Евстафий (Жаков) написал прошение об отставке с должности настоятеля и перенёс икону блаженной Матроны с изображением Сталина из храма в свой дом. Ровно через год, в ноябре 2009 года, священник РПЦ отправил письмо президенту РФ. «То, что ныне называется преступлениями Сталина – в контексте того времени имело прикровенный, скрытый, исторически детерминированный смысл… Кидающий камни в Сталина неминуемо попадает в великую историю нашей страны», – со ссылками на Священное писание убеждал преклонных лет священник, врач по образованию, защитивший в 1970-м кандидатскую диссертацию по философии. Письмо было написано на бланке «председателя приходского совета храма Святой равноапостольной княгини Ольги игумена Евстафия (Жакова)» и заверено личной печатью клирика…
Красный петух
– Эта икона всего-навсего увеличенное клеймо житийной иконы Матроны Московской, – не очень искренно недоумевал тогда игумен Евстафий, явно желая перенацелить удары прессы.
В среднике (центре) житийной иконы изображается святой, а по краю (полям) – сцены из его жития, или клейма. Сюжеты для этих клейм подбираются иконописцем таким образом, чтобы составился «венок славы» святого из его чудотворений и поворотных событий жизни. И, конечно, формально священник был прав. К тому времени жизнеописания блаженной старицы Матроны издавали многотысячными тиражами. Я, например, приобрёл в Покровском монастыре «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны», снабжённое благословением на титульном листе, фотопортретом и факсимильной подписью покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое и процитирую: «Матушка [Матрона] как-то сказала: «Кто знает, может, Господь и простит Сталина. Он сам пленник». Я спросила: «У кого?» Она: «У Кагановича и всех тех! Они опутали его со всех сторон, они висят на нём, вздохнуть ему не дают, помрачают его. Он любит Россию, он всю душу свою положил в войну».
Матушка часто показывала нам, как Сталин пред смертью будет кричать: «Что вы, что вы!» По одной стороне постели будет стоять Каганович, а по другой стороне сестра его. «Что хотите делать со мной?» А они наложат подушки на него. Это было сказано Матушкой в 1943 году.
Я раньше слышала, что Сталин был у Матронушки, но не поверила. А совсем недавно на могилку Матушки приходила женщина лет 80, которая проживала раньше в селе Себино. Вот что она рассказала о том, как Сталин во время войны был у Матронушки: «Мой сын во время войны подвозил продукты в Кремль. И однажды, увидев Сталина, он набрался смелости и сказал ему: «Иосиф Виссарионович, вы хотите узнать, кто выиграет войну? Есть прозорливая женщина, которая может вам всё сказать. Она живёт по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок».
И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону. Это было в 1941 г. Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Народ победит. Ты один из начальства не покинешь Москву».
Это издание, в котором Сталин по-простому приходил к прозорливице за советом, вышло под редакцией игуменьи Феофании (Мискиной), настоятельницы Покровского монастыря. В другой книге встреча Матроны со Сталиным описывается в стиле русских былин: «Не могу прокомментировать эти сведения – быль они или небыль. Но рассказывают в народе такое. К Матронушке в комнату в Староконюшенном переулке на Арбате приезжал осенью 1942 сам Сталин. Ему рассказали, что живет в Москве блаженная прозорливица старица Матрона, которая своими молитвами город держит, врагу в него войти не даёт. Вот Сталин и пошёл испрашивать совета, не сдать ли ему, как Кутузову, Москву. По легенде, Матронушка благословила его собраться с духом и силами. (Так Сергей Радонежский напутствовал Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.)
Она маленьким своим пухлым кулачком постучала вождя всех времен и народов по лбу и сказала: Москву не сдавай, думай-думай, а как придёт Александр Невский, так всех за собой и поведёт… Всё наше воинство небесное тебе помогает. Красный петух черного заклюёт. Помогут тебе рассеять тучи сатанинские».
В этом тексте Сталин предстаёт эпическим героем, под стать святым Дмитрию Донскому и Александру Невскому. Блаженная постукивает диктатора по лбу, что должно, по мнению автора, отвечать представлениям народа о старцах юродского поведения. Предсказание победы красного петуха – сюжет, типичный для крестьянского фольклора, как, например, такой: «Во время войны в Луганске бабка по Библии читала, што красный петух белово победит: красный петух – мы, а белый – немец».
Эти фольклорные петухи и стали основой сюжета для иконы как «Матрона Сталина благословляла». Официальное отношение Церкви к нему высказывал иеромонах Иов (Гумеров), который еще в 1997-м начинал готовить материалы к прославлению старицы Матроны Дмитриевны Никоновой. «Бытует миф о том, что Сталин приезжал к блаженной Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой её смерти», – уверен священник. И действительно, сюжет о встрече святой со Сталиным не вошёл в официальный вариант жития Матроны, изданный к её канонизации.
Тогда, выходит, Церковь не может контролировать деятельность собственных издательств? Чрезвычайная популярность великой старицы порождает высокий спрос на книги о ней, а благословение церковного иерарха служит лишь виньеткой, полиграфическим украшением. Между прочим, пик скандала вокруг игумена из Стрельни пришелся на последние недели интернет-голосования «Имя России. Исторический выбор 2008» – масштабной пиар-акции Кремля с непредсказуемыми для политиков (но, конечно, не для компьютерщиков) результатами. Из 50-ц исторических деятелей России надо было выбрать троих. Сталин занял третье место, от победителя, князя Александра Невского, советского вождя, по официальным данным, отделяло меньше одного процента…
– Так размываются границы добра и зла. Привыкание ко злу – страшная болезнь нашего времени, – сетовал иеромонах Иов (Гумеров), духовник Сретенского монастыря.
Слепая провидица
Все жизнеописания блаженной основываются на воспоминаниях Зинаиды Владимировны Ждановой, дочери односельчанки Матроны. Ещё в юности мать Ждановой заняла место кухарки в доме состоятельной московской семьи и вышла замуж за сына главы этого семейства. В этом доме (точнее, в одной из комнат, не отобранной коммунистами) в Староконюшенном переулке близ Арбата прожила слепая и обезноженная старица Матрона с 1941 по 1949 год.
Иеромонах Иов (Гумеров) бывал в этом двухэтажном домике на Арбате, не раз лично беседовал с Зинаидой Ждановой, кое-что уточняя и проверяя подлинность некоторых эпизодов из жизни Матроны. Весной 1998 года останки блаженной старицы были перенесены с Даниловского кладбища в Покровский монастырь. Ровно через год патриарх Алексий II с амвона огласил акт о причислении к лику праведных для местного (в Москве и Московской епархии) церковного почитания старицу Матрону Московскую. Память великой старицы установлено было совершать в день её преставления – 19 апреля (2 мая). Осенью 2004 года, по определению архиерейского собора РПЦ, святая праведная блаженная Матрона Московская была прославлена для общецерковного почитания.
В официальном церковном житии святой указывается, что Матрона Димитриевна Никонова родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии в крестьянской семье. (В двадцати километрах отсюда расположено знаменитое Куликово поле.) Матрона, как утверждается в документе, была младшей среди четверых детей – Ивана, Михаила и Марии. Девочка родилась незрячей, и слепота её была особой: у неё отсутствовали сами глазные яблоки.
«При той нужде, в которой жили Никоновы, четвёртый ребёнок мог стать прежде всего лишним ртом, – говорится в официальном житии святой Матроны. – Поэтому из-за бедности ещё до рождения последнего ребёнка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казённый счёт или на средства благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон…»
Из-за своей слепоты Матрона почти не выходила из дома. Но уже в раннем детстве, около семи лет, у неё обнаружился дар духовного предвидения, слух о котором быстро распространился по окрестным сёлам. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. Матрона предсказывала грядущую кровавую революцию в России. Она говорила, что обезумевшие богоборцы будут грабить, разорять храмы, жестоко гнать верующих. В 17-летнем возрасте у слепой девушки вдруг отнялись ноги.
После революции её родные братья Михаил и Иван записались в коммунисты. Михаил участвовал в «раскулачивании» и насильственной коллективизации. Сестра, известная на всю округу прозорливица и «ярая церковница», компрометировала братьев в глазах новой власти, и в 1925 году Матрона перебралась в Москву. В столице она останется до самой смерти. Жила Божией помощью: без прописки, на разных квартирах, которые приходилось часто менять из-за опасения репрессий со стороны властей. Тем не менее, верующая столица знала о ней, иногда до сорока человек в день приходили к святой блаженной Матроне.
Тайна рождения
В 2005 году происхождением святой заинтересовался руководитель Союза возрождения родословных традиций (СВРТ) Валерий Бибиков. Его заинтриговало то, что дата рождения блаженной старицы Матроны Московской указывается по-разному в различных биографических источниках. Например, на сайте Православие.ру Сретенского монастыря, в котором подвизается иеромонах Иов (Гумеров), фигурирует 1885 год.
Несколько лет Валерий Бибиков вместе с тульским генеалогом Геннадием Зайцевым проводили собственное исследование родословия святой. Начальная информация для поиска была очень скудной. Кроме места рождения, знали лишь то, что отца Матроны Никоновой звали Дмитрием, мать – Натальей, их отчества были неизвестны.
В архиве города Липки Тульской области были изучены метрические книги храма Успения Пресвятой Богородицы села Себино за десять лет – с 1880 по 1890 год. Записей о рождении девочек с именем Матрона в крестьянской семье Дмитрия и Натальи нигде обнаружить не удалось. Другими словами, в тульских архивах запись о рождении святой Матроны не сохранилась. Оставалась одна зацепка: из метрической книги за 1883 год пропали почти все страницы, кроме тех нескольких, куда занесены имена родившихся в январе. Выходило, что годом рождения святой мог быть только 1883-й.
В архивных документах нашли две «одноимённые» семейные пары себинских крестьян: билетный солдат Дмитрий Фёдоров и Наталья Павлова, крестьянин-собственник Дмитрий Иванов и Наталья Никитина. Кто из них является родителями Матроны?
Принялись искать метрические записи братьев и сестер Матроны. Не сразу была обнаружена запись бракосочетания брата Матроны – «Ивана Дмитриева Никанова», сделанная в 1905 году. Здесь были имена и отчества родителей: «Дмитрий Иванов» и «Наталья Никитина». В другом документе – о «рождении-крещении» сына Ивана Никанова – говорилось о восприемнице «девице Матрёне Дмитриевой Никановой». Так установили отчества родителей Матроны, а со временем генеалоги смогли отыскать сведения обо всех её родственниках.
Оказалось, всего в семье Дмитрия и Натальи Никоновых родились восемь детей, четверо из них умерли во младенчестве: Михаил (1870-1871), Устинья (1876-1878), Иван (1879-1880) и Андрей (12.08.1882-05.08.1883). Остались старшая сестра Пелагея (1873 г. р.) и два младших брата – Иван (1985 г. р.) и Михаил (1888 г. р.) То есть вопреки жизнеописаниям святой Матрона не была младшим ребёнком в семье. Кроме того, генеалоги пришли к выводу: если Матрона родилась 22 ноября 1881 года, то её брат Андрей появился на свет ровно через девять месяцев, что «представляется маловероятным» по физиологическим причинам.
В подворных списках, составленных в ходе сельскохозяйственной переписи Тульской губернии 1911 года, перечисляются все члены семьи Дмитрия Иванова Никонова и указывается их возраст. В это время братья Матроны уже были женаты, имели детей. Среди прочих членов семьи указана «дочь 28 лет, девица, безграмотная…», в её графе рукой переписчика поставлена буква «К», что, очевидно, означает «калека» (в графе отца – буква «Н», «нетрудоспособен», одного из братьев – «С», «солдат»). Сопоставив возраст девицы и год переписи, Бибиков и Зайцев смогли, наконец, уверенно утверждать, что годом рождения блаженной Матроны является 1883-й.
Откуда всё-таки взялась дата рождения 1885-й? Об этом рассказал сам иеромонах Иов (Гумеров), проводивший собственное исследование. На его запрос в Тульский областной архив пришёл официальный ответ, что в «метрических книгах за 1881 год села Себино записи о Матроне Дмитриевне Никоновой не имеется». «Знающие люди» посоветовали ему посмотреть кладбищенские книги. В конторе Даниловского кладбища священнику показали регистрационную книгу 1952 года.
– Помню, как замерло сердце, когда я увидел поблекшую от времени запись, сделанную фиолетовыми чернилами: «Никонова Матрона Дмитриевна, 66 лет», – вспоминает духовник Сретенского монастыря.
Поразительно, что на основании этой одной записи в кладбищенской книге и было сделано «уверенное предположение», что праведная Матрона родилась в 1885 году. «Эта дата была указана в житии, составленном для Синодальной комиссии по канонизации святых. Публикации об этом не было, поэтому неверная дата (1881) до сих пор воспроизводится», – посетовал священник.
Если бы иеромонах Иов (Гумеров) все-таки провёл архивные изыскания, то он, безо всякого сомнения, рано или поздно выяснил, что Матрона не могла родиться в 1885-м, так как в этом году появился на свет её младший брат Иван.
А генеалоги Бибиков и Зайцев не поленились съездить на Даниловское кладбище.
– Запись в книге, сделанная чернилами, выцвела и не разборчива. Можно прочитать 66 лет, а можно – 68, и тогда год рождения Матроны будет соответствовать нашим данным, – поделился он своими сомнениями и рассказал, как долго упрашивал кладбищенского конторщика, чтобы «только одним глазком взглянуть»…
Тайна происхождения
Рушится также официальная легенда о том, как мать Матроны решила отдать девочку в приют князя Голицына, или, говоря современным языком, в детдом. Главный мотив такого решения – «при той нужде, в которой жили Никоновы, четвёртый ребёнок мог стать прежде всего лишним ртом» – не выдерживает никакой критики. Во-первых, как показали архивные изыскания Бибикова и Зайцева, Матрона на самом деле была вторым ребёнком в семье. Во-вторых, в крестьянских семьях иметь десять-двенадцать детей не считалось из ряда вон выходящим. А к моменту рождения Матроны умер её годовалый брат Андрей и оставалась только 10-летняя сестра Пелагея, уже полноценная помощница в семье.
Но откуда взялась эта неправдоподобная, на первый взгляд, история? Валерий Бибиков предположил, что Матрона могла быть приёмным ребёнком. Хорошо известно, например, что незаконнорожденных дворянских детей часто отдавали в крестьянские семьи за вознаграждение или небольшое содержание. В таком случае выбор мог вполне пасть на малодетную семью Дмитрия и Натальи Никоновых: одна дочка-подросток и умерший три месяца назад младенец.
– Если посмотрим на периоды рождения детей в семье Никоновых, то сразу увидим, что все дети рождаются через три года. Только появление Матроны ломает четкую последовательность этих рождений, – замечает глава СВРТ.
В пользу этой версии говорит другая официальная легенда о том, как «дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества» по святым местам России. В одну из таких поездок 14-летнюю Матрону заметил святой Иоанн Кронштадтский, заявивший «во всеуслышание»: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена – восьмой столп России».
По архивным документам установлено, что Лидия Янькова на два года моложе Матроны. Две девочки не могли паломничать по России без взрослых.
– И что в то время означало ездить? Надо было оформлять паспорт, всякие подорожные… Зачем помещики Яньковы брали на себя хлопоты, связанные с крестьянской девушкой, пусть даже такой необыкновенной? – спрашивает Бибиков и начинает рассказывать свою версию происхождения блаженной Матроны:
– Деревня Себино – родовое поместье дворян Яньковых, Бибиковых и Муромцевых. Эти три семьи связаны многочисленными родственными узами. У Лидии Александровны Яньковой (1885-?) была двоюродная сестра Надежда Андреевна Янькова (1877-1951), жившая в соседней деревне, – дочь известной схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), первой настоятельницы Казанской Свято-Амвросиевой ставропигиальной женской пустыни в селе Шамордино Калужской губернии. В 30 лет Болотова вышла замуж за дворянина Андрея Николаевича Янькова (1840-1877). Через год муж скончался, а спустя несколько дней у Софии Михайловны родилась дочь.
В книге, изданной монахами Оптиной пустыни в начале XX века, говорится, что, когда к Софье в первый раз поднесли маленькую Надю, она перекрестила её и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей!» Впоследствии она отдала дочь на воспитание своей бездетной двоюродной бабушке Надежде Дмитриевне Бибиковой (1826-1898). Возможно, Надежда Дмитриевна сопровождала девочек в паломнических поездках по святым местам. Не исключено также, что Матрона приходилась родственницей Лидии и Надежде Яньковым. Блаженная старица могла быть ребёнком из дворянской семьи Яньковых, Бибиковых или Муромцевых.
…Дмитрий Иванович Никонов скончался в 1912 году. Его сын Михаил в 1919 году вступил в ВКП (б), поднялся по карьерной лестнице на советской работе: был председателем сельсовета, а затем заместителем председателя исполкома Хованской волости, в 25 километрах от уездного города. По результатам исследований СВРТ, проведённым в Российском архиве древних актов и тульских архивах составлено родословное древо блаженной Матроны. Это древо состоит из 122 персон и «растет» от пращура Матроны по имени Иван, который родился около 1650 года, в то время, кстати, когда был заложен Покровский монастырь в Москве.
Чей «бич Божий»?
Видно, без серьезных исправлений жизнеописания святой праведной Матроны уже не обойтись. Придётся признать, что составлено оно на скорую руку, без серьёзных архивных исследований. В изданных и многажды переиздаваемых текстах находится ряд очевидных нелепиц, которые или не замечены монастырскими редакторами, или намеренно растиражированы и которые «осеняют» всякую нежить, или мелких бесов российской политики. Исправлять ошибки придётся и хотя бы потому, что великая старица жила с нами в одну эпоху. Нас не разделяет невнятная молва веков. Надо лишь настойчивее постучаться в двери архивов.
А пока на святости блаженной Матроны паразитирует «православный сталинизм», ставший идеологией ряда экстремистских группировок. Рядом – сектанты-«царебожники», у которых культ царя-страстотерпца Николая II почти вытеснил Иисуса Христа. Они выстроили причудливую веру: Бог избрал Сталина, чтобы покарать неверный русский народ, «нарушивший соборную клятву 1613 года». Сначала «мессия» отправил в ад причастных к убийству императора Николая II, потом расправился с гнилой интеллигенцией. Блаженная Матрона благословила Сталина на ратный подвиг, как преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле.
В Свято-Боголюбовском женском монастыре под Владимиром, известном по недавнему громкому скандалу с воспитанницами приюта, продавалась книга духовника обители архимандрита Петра (Кучера). В ней текст нового акафиста царю-мученику Николаю, в котором нашлось место Сталину: «И посла карающую десницу Свою – правителя Иосифа, да накажет народ непокорный сей за преслушание клятвы, древле отроку Михаилу Романову данной…»
Уже и «житие святого Иосифа» составлено, в нём, в частности, говорится: «Учился Иосиф в духовной семинарии, был самым способным учеником. Оставалось всего четыре месяца до окончания семинарии. Распределён он был как лучший ученик аж в Тбилиси! Когда летом, после завершения обучения, селяне не увидели Сосо (так звали его близкие), они спросили мать: «Где твой сын?» Она с гордостью ответила: «Ему явилась сама Богородица и сказала: «Иди спасать Россию». Набожный, богобоязненный Иосиф тут же принял решение: бросил семинарию и пошёл помогать царю разоблачать большевиков и масонов.
– «Царебожники» – это отличный партнёр для радикальных политических сил, которые в качестве элемента идеологии используют православие и монархию, – сказал как-то один политолог-атеист.
А «царебожие» может стать одним, по его выражению, из «локомотивов раскольнических движений».
Бессмысленно пытаться разбередить совесть «царебожников» и «православных сталинистов», заученно перечисляя чудовищные преступления «красного террора». «Бич Божий», справедливо говорят они, руководствуется иной, нечеловеческой, логикой. Но сектантам не следует забывать, что никто не обладает монополией на это грозное орудие. Буквально на днях я узнал о некой неонацистской группе, созданной год-два назад в Москве. Идеология этой группы опирается, как ни странно, на воспоминания Зинаиды Владимировны Ждановой, автора-составителя жизнеописания блаженной старицы Матроны. Перед своей смертью в 2007 году Жданова якобы поведала одному из неонацистов, что была свидетелем встречи Матроны с Гитлером. Матрона сказала, что Гитлер «выйдет из войны, примет православие и венчается с Евой Браун». Жданова якобы рассказывала, что Гитлер уехал в Аргентину и усыновил двенадцать русских сирот. Как указано в листовке нацистов, «З.В. Жданова передала слова Матушки Матроны о Гитлере, эти слова – слово в слово, как давно выученный урок, она повторяла мне раз пять: Гитлер – это бич Божий, чтобы обернуть Россию в православие». В качестве доказательства подлинности «жития» сектанты предъявляют фотографии Ждановой на смертном одре.
Что ж, не удивлюсь, если вскоре все мы станем свидетелями создания, например, культа царя Ирода, приказавшего, как известно, умертвить вифлеемских младенцев. Ирод, скажут нам, был карающей десницей Господа, наказавшей непокорных евреев.. А вообще этот «великий» царь – гениальный государственный «менеджер», принявший древнюю Иудею в развалинах и оставивший страну в дворцах и акведуках…
И хотя история ничему не учит, надеюсь, археологи через века обнаружат житийную икону Святой праведной блаженной Матроны Московской из храма святителя Николая в Старом Ваганькове. Изображённая на одном из клейм встреча Сталина со святой вдохновила в своё время игумена Евстафия (Жакова) заказать большую икону с тем же сюжетом. После скандала фигурку диктатора срочно замалевали, а на его месте появились три ангела. Клеймо назвали «Явление ангелов святой Матроне». Если реставраторы из далёкого будущего смоют верхний слой краски, они, вероятно, будут удивлены. Какой странный народ, подумают они, населял эту землю: ангелы и сатана могли запросто у него меняться местами.