По данным историков начало проникновения волохов на восточные склоны Карпат относится к XII в. Но в качестве компактной этнической группы волохи появились здесь только в середине XIV в., когда возникло Молдавское княжество. Сущность переселенческого движения и условия колонизации восточного Подкарпатья волохами на этом этапе нашли отражение в летописном рассказе XV в. об основании Молдавского княжества, в котором исторические факты переплетаются с легендой. В примечании Симиона Даскала (XVII в.) к повествованию молдавского летописца Григория Уреке говорится о том, что пастухи из Марамуреша во время охоты оказались в долине реки Молдовы, в районе нынешнего города Сучава (Румыния), где нашли пасеку русина Ецко, который сообщил им, что “места пустынные… здесь властвуют лишь звери и птицы… и простираются вниз до Дуная, а вверх до Днестра, где граничат со страной ляхов… Поняв эти слова, охотники поспешили в Марамуреш, откуда вывели своих людей в эту страну и других побудили, обосновались вначале у гор и распространились по Молдове вниз. А Ецко-пасечник, как узнал о поселении марамурешцев, сразу же ушел в страну ляхов, привел множество русов и поселил их по Сучаве вверх и по Сирету к Ботошанам”. И далее: “Среди пастухов, попавших в эти места, был Драгош, пришедший из Марамуреша, наиболее уважаемый из них. И они поставили его старшим среди них”. Говоря о легендарном основателе Молдавии, Я.Головацкий называет его “один из начальников мараморошских румын и русских, воевода Богдан Драгош”. Поскольку “пасечник” отправился на север, откуда привел и расселил русских в долинах рек Молдова и Сирет, можно предположить, что Яцко, подобно Драгошу, был князем или вождем русинов.
Молдавская легенда отражает этническую ситуацию в регионе. В Новгородской и Воскресенской летописях перечислены русские города конца XIV – начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Дунайских землях, вошедших к этому времени в состав Молдавского княжества: “А се имена всем градом рускым, далним и ближним: На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карна, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах, Корочюнов камен, Сочява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен”. О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша “явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ними на реке Молдаве”, сообщал еще Н.Карамзин. “Язык наш, – отмечал историк, – до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как то свидетельствуют подлинные грамоты молдавских господарей”.
Наличие многочисленного русского (русинского) населения в Молдавском княжестве подтверждают результаты исследований, проведенных во второй половине ХХ в. Опираясь на данные сельской ойконимики, Л.Полевой установил, что доля представителей восточнославянской этнической группы в середине XIV в. достигала 39,5% населения княжества, а восточнороманской – 48,7% . В господарских грамотах и молдавских летописях конца XIV – XVII в. встречаются явно славянские имена бояр: Яцко, Стецко, Гренько и други . Несомненным свидетельством сохранения с давних времен древнерусского населения в центральных районах Молдавии являются топонимы Руси (Руши, Русканы и т.д.). Исследователи выделяют в XIV – XV вв. сплошной массив восточнославянских топонимов. Он занимает всю Буковину и северную часть Днестровско-Прутского междуречья, а также районы вдоль Прута и Днестра, до центральных областей Молдавии. Историческая преемственность такого размещения восточнославянских топонимов в основных чертах сохранилась до наших дней.
В Молдавии и Буковине, писал М.Сергиевский, на долю славянских названий рек приходится 72 названия, на долю венгерских – 18, тюркских (половецких и татарских) – 7, и на долю собственно молдавских (романских) – 24. Это свидетельствует о том, что в Пруто-Днестровском бассейне молдаване при своем появлении застали компактное, в основном славянское, население, на юге же ранее молдаван обосновались татары. Затем славяне в Молдавии и Трансильвании были ассимилированы, хотя в Бессарабии и Буковине русины продержались до середины 20-го века. После воссоединения Бессарабии по итогам Второй мировой войны всех молдавских русинов записали украинцами. Хотя, рассуждая по справедливости, раз молдаване – это румыны, то украинцы – это русские. Этнографические различия примерно одинаковы. Таким образом исторической границей между Россией и Румынией должен считаться не Днестр, и даже не Прут, а река Сереет – то есть, даже западнее, чем граница Молдовы и Румынии.