
Собрались трое мужиков (варианты: негодяев, предателей, агентов Запада) в Беловежской пуще, изрядно выпили и по пьяни развалили великую державу. Такова популярная, предназначенная для плебса версия произошедшего двадцать лет назад Для более интеллектуальной публики существует более изящный вариант: в противостоянии с первым и последним президентом СССР Горбачевым трое руководителей славянских республик Беларуси, России и Украины спонтанно пришли к мнению демонтировать Союзное государство, тем самым отменив и должность Михаила Сергеевича с его довольно-таки серьезными властными полномочиями, включая ядерную кнопку. Поэтому так или иначе, согласно этой версии выглядит, что Союз в первой декаде декабря 1991 своевольно развалили три беловежских зубров Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич. На самом деле ни спонтанности, ни произвола, ни пьяного загула не было.
Осознавали, рациональные действия, заранее подготовленные командами всех указанных лидеров. Свой путь к Беловежской Пущи прошли все три страны, но главные партии здесь сыграли каждая по-своему Украина и Россия. Достаточно вспомнить только некоторые этапы украинского пути, чтобы увидеть логику развития событий, имевших следствием соглашение трех о роспуске СССР. Уже Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года в преамбуле перечеркнула любые формулы обновленного Союза, кроме разве что конфедерации государств, говоря о верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях .
Украина провозглашала свое право иметь самостоятельную властную, законодательную, финансово-экономическую систему, свое войско и внешнюю политику. В развитие положений Декларации летом и осенью 1990 года были приняты Закон об экономической самостоятельности Украины и ряд других актов. Уже на осень 1990 республиканское законодательство существенно противоречило союзному. Возникла правовая коллизия, известная под названием войны законов и парада суверенитетов союзных республик, поскольку Украина не была одинокой в своих действиях.
Союзный центр в ответ провел референдум 17 марта 1991 года, который не отвечал целому ряду правовых норм начиная с вынесенного на голосование вопрос, в котором скрыто содержалось аж четыре разных проблемы (скажем, сохранение Союза как обновленной федерации это как понимать. ), и заканчивая отсутствием на избирательных участках международных наблюдателей. При этом Украина провела рядом с союзным референдумом еще и республиканский опрос, вопросы которого была сформулирована гораздо определеннее: Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза советских суверенных государств на основах Декларации о государственном суверенитете Украины. , То есть на условиях мягкой конфедерации.
Это получило поддержку 80% участников голосования, а за союзное формулу в УССР проголосовало около 70%, следовательно, и Киев, и Москва могли ссылаться на свои результаты народного волеизъявления. С апреля 1991 года начался так называемый Ново-Огаревского процесс, когда начала вырисовываться финишная прямая Союзного договора. По проекту этого договора суверенитет республик сводился на нет, речь шла о едином государстве, где республики имели играть роль то ли штатов, то земель, а центр становился единственным субъектом международного права. Украина не приняла участие в этом процессе, более того: в апреле 1991 президиум Верховного Совета УССР приняла постановление, по которому на территории Украины приостанавливалось действие одного из экономических указов президента СССР Горбачева.
Следовательно, и де-юре, и де-факто начался о переходе к конфедеративных отношений с Союзным центром. И не только Украина заняла такую позицию ее поддержали в той или иной форме Латвия, Эстония, Молдова, Армения, а Литва и Грузия к тому времени уже провозгласили восстановление своей полной независимости. Ответом на такое самовольство союзных республик стал ГКЧП, то есть попытка переворота и поворота назад, осуществлена консервативным крылом КПСС и Армии 19 августа 1991 года. Все обстоятельства этой акции доныне неизвестные, но так или иначе не независимость Украины стала следствием провала ГКЧП, как многие утверждают до сих пор, а наоборот путч был вызван немалой степени тем, что без Украины обновленный Союз никто в Москве не мыслил.
В этот момент решающую роль сыграла команда российского президента Бориса Ельцина, который сумел переключить на себя немалое количество управленческих, финансовых и силовых структур, которые перед этим находились в союзном ведении. Тем самым, только более осторожно, занималась после провозглашения независимости Украины на ее территории и команда Леонида Кравчука. А параллельно, в обход Кремля, еще с конца 1990 года идут консультации между Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной о создании межгосударственного объединения на месте СССР. В политическом лексиконе появляется понятие Содружество.
Трудно сказать, кто его принял первым, но оно прижилось сразу я сам опубликовал осенью 1990 года в популярной тогда газете Молодежь Украины концептуальную статью Империя или Содружество. . То, что переговоры велись, позже показали и Борис Ельцин (Основные позиции и подходы были согласованы еще год назад, когда четыре республики Беларусь, Казахстан, Россия и Украина в декабре прошлого года вели подготовку к четырехстороннего соглашения), и Леонид Кравчук (Еще год назад Белоруссия предложила разработать проект нового договора. Белорусская сторона подготовила очень интересный документ документ четырех Украины, Беларуси, России, Казахстана).
С гневом упоминает об этом документе и Михаил Горбачев. Но тогда его подписать не решились, хотя консультации продолжались и дальше. А 5 декабря 1991 года, после всеукраинского референдума и президентских выборов, когда Леонид Кравчук принял президентскую присягу, Верховная Рада Украины, в свою очередь, приняла Послание к парламентам и народам всех стран, которое содержало утверждение: Договор 1922 г. о создании Союза ССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим .
Иными словами, Украина на момент подписания Беловежского соглашения юридически уже не была составной частью СССР: уже начался бурный процесс международного признания ее независимости. Однако оставались вопросы как о дальнейшей судьбе Союзного государства (пусть чрезвычайно ослабленной, но ядерного), так и о сохранении определенного уровня хозяйственных связей с республиками СССР, поскольку различен их разрыв должен следствием массовую безработицу и крах неструктурированной украинской экономики. Поэтому нужны были договоренности о мягкий переход к новым формам государственной жизни, о демонтаже советских силовых структур (пример Югославии был у всех перед глазами), о согласовании экономических реформ и тому подобное. Конечно, каждая сторона играла свою игру, но на определенном этапе их основные интересы совпали.
Беловежская встреча была хорошо подготовлена. Во-первых, ее тщательно охраняли офицеры из служб безопасности Ельцина и Кравчука и она проходила вблизи польской границы; на ближайшем аэродроме держали в состоянии постоянной готовности несколько вертолетов. Очевидно, существовала договоренность с правительством Польши, что в случае необходимости будет осуществлена эвакуация трех лидеров и их команд на территорию этого государства. Во-вторых, как раз накануне встречи (что, как известно, проходила 7-8 декабря) был ликвидирован КГБ СССР.
На его месте создавалась с 4 декабря Межгосударственная служба безопасности, возглавляемая Вадимом Бакатиным, который к тому времени перешел из команды Горбачева к команде Ельцина. Именно Бакатина де-факто нейтрализовал попытки сторонников сохранения СССР в спецслужбе получить информацию о намерениях участников встречи и их политические проекты, поэтому соглашение о роспуске СССР и создании Содружества независимых государств для всего мира стала громом среди ясного неба. А 7 декабря были нейтрализованы влиятельные сторонники Союзного центра в руководстве Вооруженных сил; от должности начальника Генштаба во время пребывания в командировке в Великобритании был освобожден генерал армии Лобов, и в тот же день прошла настоящая зачистка Генерального штаба. Кто и как сумел провести эту операцию неизвестно, но, вероятно, без нее часть армии могла самостоятельно вмешаться в политические процессы, что должно следствием большую кровь и повторения в том или ином виде югославской резни на территории только что распущенного СССР.
Совсем не случайной выглядит и отсутствие в Беловежской Пуще казахского лидера Нурсултана Назарбаева. Дело, очевидно, не только в его известной всем осторожности; Казахстан на момент образования СССР не существовал ни в качестве номинально независимой (после того союзной) республики, ни даже как автономия (Казахская АССР была конституирована в составе Российской Федерации только в 1925 году). Заметим: несмотря на большую публичную и закулисную подготовительную работу, ситуация объективно оставалась крайне сложной. Еще действовали общесоюзные структуры власти, президент Горбачев отчаянно пытался противодействовать распаду СССР.
Не исключено была возможность военного мятежа с целью сохранения единой советской державы. Оплотом реакции стали офицерские сборы в частях Советской армии и существовала реальная опасность мятежа шовинистического и прокоммунистического генералитета если не в Москве (где Генштаб был зачищен), то в провинции. Выходом из сложной политической ситуации могла быть лишь многосторонняя договоренность лидеров суверенных республик о быстром, но управляемый демонтаж властных и силовых имперских структур. Тем более что для этого существовала соответствующая правовая база в виде деклараций о суверенитете, одобренных высшими законодательными органами Беларуси и России, а что касается Украины еще и в виде результатов общенародного референдума.
При таких обстоятельствах лидеры трех стран, которые в свое время были юридическими соучредителями СССР, приняли решение о том, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование, а вместо этого стороны сделки образуют Содружество Независимых Государств (четвертый соучредитель Закавказская федерация давно не существовала, одна из ее составляющих Грузия восстановила независимость, а две другие Армения и Азербайджан фактически находились в состоянии войны ). За несколько дней соглашение ратифицировали парламенты всех трех государств Украины, Беларуси и России. Власти Украины с самого начала отнеслась к новосозданного объединения как к временному образованию, с помощью которого можно осуществить процесс цивилизованного развода, тогда как власть России сделала ставку на укрепление структур СНГ, предоставление им возможности непосредственно влиять на ход событий в государствах-членах Содружества. В конце концов ни линия Украины, ни стратегия России по созданию единой армии, единой финансовой системы, института единого гражданства, единой внешней политики не достигли цели.
Став геополитической реальностью, СНГ с самого начала оставалась (и остается сейчас) довольно аморфным образованием, в котором ведутся, то затухая, то вспыхивая вновь, региональные войны, существуют горячие межэтнические конфликты, вспыхивающие экономические битвы, существуют неурегулированные территориальные проблемы. Но, несмотря на все это, следует признать и определенную положительную роль СНГ в смягчении ряда конфликтных ситуаций, в урегулировании целого ряда экономических проблем, в том числе и тех, которые возникали в свое время между Украиной и Россией. Однако большинство подобных вопросов решалась и решается сейчас на двусторонней основе. Остается ответить на вопрос: была легитимной, основанной на правовых нормах, а не политической целесообразности, соглашение о демонтаже СССР.
Некоторые украинские исследователи считают, что нет, ведь первичный Договор об образовании Советского Союза не предусматривал возможности роспуска этого государственного образования. Однако взглянем на проблему с другой стороны: а было ли легитимным образования СССР. На правовых или на каких других принципах с первого дня своего существования строилась эта супердержава. В Декларации об образовании Союза так сказано об этих принципах: Новая союзное государство послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику.
Иными словами, речь шла о временное образование, призвано стать базой мировой революции; так же эта революция не состоялась и перспективы создания мировой Социалистической Советской Республики в конце ХХ века были явно отсутствуют, основу существования СССР исчезло. К этому следует добавить и то, что юридическое оформление существования Союза происходило с нарушениями самими его создателями установленных процедур, в условиях однопартийной диктатуры, отсутствия свободы слова и всеобщего избирательного права. Фактом был откровенный диктат российских большевиков относительно номинально независимых социалистических республик, полномочия которых в Союзе уменьшались вопреки воле местных коммунистических кадров. Поэтому по-насильственном выжата согласие республик-основателей (кроме России, которая выступила инициатором) на подписание союзного договора под правовым обзором сделала настоящий Договор изначально юридически ничтожным, что в итоге и зафиксировала в продиктованной историей форме Беловежское соглашение.
Статья взята с: http://kpravda.com