Катастрофа Ли-2 Свердловской авиагруппы ЗС ТУ ГВФ близ а/п Минеральные Воды

Катастрофа Ли-2 Свердловской авиагруппы ЗС ТУ ГВФ близ а/п Минеральные Воды
Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  21 октября 1953 г.
Время:  17:45
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ставропольский край, близ а/п Минеральные Воды
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4890
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
Рейс:  525
Описание
    Экипаж 120 ато, выполнявший рейс №525, произвел взлет в а/п Кольцово в 04:15 мск. После промежуточных посадок в Казани, Пензе и Сталинграде взлет в а/п Гумрак произведен в 14:02. Прогноз погоды по маршруту предусматривал: облачность 10 баллов высотой 100-200 м, дождь, видимость 4-10 км, ветер северо-западный 15-25 км/ч, в облаках с высоты 1 500 м обледенение. Выполняя полет на заданном эшелоне 2 100 м, через 1 час 27 минут полета самолет вошел в снегопад. В результате электростатических помех экипаж не смог настроить радиокомпас на привод аэропорта МинВод. Без разрешения Ростовской РДС экипаж взял обратный курс на Сталинград, набрав при этом эшелон 3 000 м, и только через 18 минут обратного полета сообщил в РДС о возврате и высоте полета. Выйдя сверх облаков, экипаж смог настроить радиокомпас на привод МинВод. В 16:05 экипаж вновь развернул самолет на МинВоды, снизился до 2 700 м и доложил Ростовской РДС о возврате, но не указал при этом высоты своего полета. РДС разрешила экипажу продолжение полета в МинВоды и установила эшелон полета 2 100 м. Однако экипаж самовольно продолжил полет на эшелоне 2 700 м. Диспетчер РДС, зная о неоднократном самовольном изменении экипажем высоты полета, соблюдать заданную высоту от экипажа не потребовал и никаких указаний на борт о порядке выполнения полета не давал, не использовал радиопеленгатор для определения местонахождения самолета, и, по сути, за полетом не следил и им не руководил. В 16:12 диспетчер Ростовской РДС разрешил экипажу перейти на связь с радиопеленгаторным узлом МинВод и больше самолет вызывать не пытался. В 16:44 самолет встретил слабое обледенение и снегопад. Показания радиокомпаса опять стали неустойчивыми. Экипаж вновь самовольно снизился до 1 500 м, доложил об этом в АДС МинВод и получил через АДС разрешение начальника аэропорта следовать на этой высоте. На высоте 1 500 м условия полета не изменились и экипаж с обратным курсом, опять без разрешения РДС или АДС, примерно в 17:03 снизился до высоты 300 м по давлению аэродрома МинВод, перешел на визуальный полет и снова взял курс на МинВоды. Снижаться в горной местности, в наступающей темноте и в сложных погодных условиях до столь малой высоты, несмотря на непрерывную связь с радиопеленгатором и правильные пеленги, было неправильным, безграмотным решением. Сообщив о полете на высоте 300 м в АДС МинВоды (при этом истинная высота полета была не более 50 м), экипаж получил разрешение на подход к аэродрому на этой высоте визуально, хотя инструкция по производству полетов в районе а/д МинВоды для входа в зону АДС с этого направления устанавливает минимальную высоту полета 2 100 м, а минимальную высоту в зоне ожидания – 1 500 м. Не долетая 17 км до аэропорта, самолет вошел в снегопад с видимостью 20-30 м. Снизившись еще больше, самолет в 17:45 с МКпол=190° зацепил винтами за крышу сарая. Затем он правой плоскостью ударился о каменное строение бани. Потеряв часть правой плоскости и разрушив строение, самолет скапотировал и потерпел катастрофу в поле в 226 м от места первого столкновения с препятствием. Погиб КВС Фириченко. Остальные члены экипажа ранены. Пассажиры получили ушибы.
Сведения о пострадавших
На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 3 0
На земле 0
Всего погибших 1
Подробности происшествия
Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании
Сведения о воздушном судне
Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4890
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.07.1950
Заводской номер ВС 18436106
Наработка ВС (часы) 5130
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8121080 812765
Сведения о рейсе
Номер рейса 525
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Свердловская авиагруппа
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Сталинград (Гумрак)
Пункт назначения Минеральные Воды
Начальный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)
Конечный пункт маршрута Минеральные Воды
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Грубая недисциплинированность проверяющего, командира эскадрильи Попова, выразившееся в самовольном снижении и выполнении полета в горной местности на недопустимо малой высоте ночью в СМУ. В мае этого года Попов уже имел взыскание за самовольное изменение высоты полета в зоне ожидания а/п Кольцово с тем же экипажем КВС Фириченко.
2) Неудовлетворительное руководство и контроль за полетом со стороны РДС Ростов и АДС МинВоды, которые ограничились только получением сообщений с борта о неправильных действиях экипажа и их санкционированием, не требуя от экипажа строгого соблюдения установленных правил полета.
Способствующие причины:
1) Слабая воспитательная работа и требовательность к командному составу со стороны командования 120 ато;
2) Неустойчивая работа радиокомпаса в связи с наличием электростатических помех при полете в условиях снегопада.
Дополнение
Сведения об экипаже     КВС Фириченко Павел Семенович
проверяющий, ком аэ Попов Михаил Тимофеевич
второй пилот Борцов Геннадий Андреевич
бортмеханик Скрябин Алексей Дмитриевич
бортрадист Суслов Иосиф Галактионович
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий