Краткая история кирпича

pro-kirpichКирпич — один из самых универсальных строительных материалов всех времен и народов. Он прошел испытание временем, огнем и изменчивой модой. Взгляните на «кирпичное чудо» — не верится, что это просто солодовня одного из самарских пивзаводов. Кирпич Железногорский облицовочный и сегодня — «хлеб» современной строительной индустрии. История кирпича насчитывает несколько тысячелетий. Еще в 7 тысячелетии до нашей эры люди научились лепить, а потом обжигать посуду, что и послужило началом керамического производства.

Краткая история кирпича

Основным сырьем для производства керамических материалов служат глины — осадочные горные породы, образующими минералами которых являются алюмосиликаты. Вылепленный из мокрой глины, иногда с добавлением песка, а иногда, извините, коровьих лепешек, так называемый кирпич-сырец был первым искусственным строительным материалом. Изготавливали такой кирпич преимущественно в странах с сухим и жарким климатом (в тех регионах его применяют до сих пор), так как прочен он лишь в сухом состоянии, при увлажнении же прочность его быстро падает. Другое дело — керамический кирпич, получаемый при обработке высушенного сырцового. Из древнего Египта и Месопотамии, где обжигом кирпича занимались уже за 3 тысячелетия до нашей эры, техника изготовления керамического кирпича распространилась по всему миру.

Одно из чудес света, Вавилонская священная башня (зиккурат), возведенная в честь бога — покровителя Вавилона Мардука, представляла собой семиярусное сооружение из кирпича, что подтверждено археологическими раскопками 1899–1917 гг. Облицовка же башни, согласно Геродоту, была выполнена из голубого глазурованного кирпича. Использовался кирпич и при возведении других построек, прославивших Вавилон во времена царя Навуходоносора, правившего в VI в. до нашей эры.

Древневосточная техника обжига кирпича, привнесенная в античный мир, была утрачена около 1 тысячелетия до н. э., и долгое время для многочисленных построек (в основном, предназначенных для бедных) использовался кирпич, высушенный на солнце, дома же богатых горожан сооружались из мрамора. И только в IV веке в связи с необходимостью быстрого возведения крупных построек произошел возврат к технике обожженного кирпича. Несмотря на большую потребность в кирпиче, его производство не было механизировано, раскопки не обнаружили также печей, предназначенных для обжига. Вероятно, кирпичи обжигались в обмазанных глиной связках, внутри которых оставались проходы для горячего воздуха.

Керамический кирпич еще в Древней Греции и Риме считался лучшим материалом для строительства. Так, по мнению римского инженера и архитектора Витрувия (1 век до н. э.), дома, построенные из кирпича, должны всегда оцениваться полной стоимостью, независимо от срока их эксплуатации. Существовало множество форм древнейшего кирпича. Самая распространенная, так называемая плинфа (от греческого plinhos — кирпич), — параллелепипед с ребрами 30–60 см на 3–9 см. Обычный римский кирпич имел размеры 55х55х4 см. Это сильно отличается от современного формата, впервые введенного лангобардами (германскими племенами, в 568 году захватившими северную Италию, образовав там свое королевство, давшее современное название этой области — Ломбардия). Изготовлялись также кирпичи полые, рельефные, фигурные, треугольные, коньковая и кровельная черепица, антефиксы (плиты по краям кровли для защиты и украшения вдоль продольной стороны античных храмов).

Дешевый строительный материал широко использовался при возведении мостов и крепостей, вследствие чего распространялся вместе с римскими гарнизонами на захваченных территориях, ставших провинциями Римской империи. Формованием и обжигом кирпича занимались и вспомогательные войска, и солдаты легионов, ставя на изготовленных кирпичах клейма своих воинских частей. После падения Римской империи производство кирпича в Европе прекратилось и возродилось лишь в XI-XII веках в связи с бурным строительством и ростом городов. В Россию техника производства глиняного кирпича пришла в IV-V веках из Византии. С укреплением государственности и введением христианства ширилось его использование (из обожжённого кирпича возводились, например, уже первые церкви).

Вплоть до X-XI веков для построек на Руси применялась, в основном, плинфа размером 40х40х2,5–4 см. Такие «тонкие» кирпичи удобны при формовании, сушке и обжиге, чем объясняется их широкое распространение. (Из плинфы построен, например, Софийский собор в Киеве.) После нескольких рядов плинфы делались прослойки из природного камня, швы раствора отличались повышенной толщиной. Позже плинфу начал вытеснять кирпич, более близкий к современным по форме и размерам, которые, конечно, изменялись на протяжении веков, но всегда оставались такими, чтобы кирпич можно было относительно легко доставлять на рабочее место, а каменщику — удобно работать с ним.

Минуло почти 300 лет с тех пор, как по указу Петра I петербургские мастера начали овладевать секретами кирпичного производства. За короткий срок в окрестностях строящегося города было запущено большое количество заводов, выпускавших до 10 млн. кирпичей в год. В 1847 г. появился первый «ГОСТ» — «Правила для единообразной прочной выделки кирпича, долженствующего употребляться как в Санкт-Петербурге, так и в других местах России, на казенных и частных заводах», в которых было описано, как его обжигать, сушить, сортировать, ставить клеймо. Этими правилами устанавливался размер кирпича 6х3х1,5 вершка.

 

Кроме обычного строительного кирпича делался лекальный кирпич сложной конфигурации для кладки карнизов и других сложных профилей, специальный кирпич для круглых фабричных труб и отводов малой кривизны, кирпич клиновидный и пустотелый, а также особый облицовочный кирпич, обычно пустотелый, сложного формата, иногда имевший вид открытой коробки. В начале ХХ века воцарился стиль модерн, потребовавший цветного кирпича, и его стали окрашивать асфальтом, смолами, венецианской краской с добавлением квасцов или льняного масла, покрывать ангобами и глазурью.

Глина для производства кирпича

Добыча глины (в отличие от гончарных глин, на кирпич шла почти всякая глина, от нее не требовалась особая вязкость или текучесть) проводилась лопатами, реже плугом. На зиму добытую глину оставляли на открытом месте или под навесом для выветривания. Сезон непосредственного производства начинался 20 мая и заканчивался 1 сентября. Перезимовавшая глина замачивалась в творилах — ямах, выложенных кирпичом, досками или дерном — в течение двух суток. Подготовленную глину накрывали мокрыми рогожами, чтобы не высыхала во время работы, в то же время в соседнем твориле замачивали следующую партию глины (обычно творило было рассчитано на изготовление четырех тысяч штук).

Мяли глину босыми ногами на току рядом с творилом, в три приема, в случае надобности с добавлением песка. Существовали, конечно, и механические мялки, произведенные в Берлине, Париже и других европейских городах, но вряд ли они широко употреблялись в России.

Способы формовки кирпича

Затем шла формовка, опять же, в основном, вручную. Для этого применяли ручные деревянные формы, наиболее распространенной была так называемая «пролетка» — рама без дна из тонких досок, скрепленная железом. Доски каждый раз смачивали водой и посыпали песком, чтобы не прилипала глина, для особо чистой выделки их обшивали железом и смазывали керосином. Кирпич, произведенный таким способом, назывался слизавым или склизавым. Более высокие сорта изготовляли в поддонах, глину в них вдавливали пяткой, что дало кирпичу название подпятного. Ручные формы того времени мы видим в одном из томов известного Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Здесь же представлены и кирпичные машины. Но при российской дешевизне рабочих рук и отсутствии достаточного количества специалистов для работы на таких машинах, а также приблизительном равенстве цен на кирпич ручной и машинной выделки машинная формовка не получила большого развития. В том числе и у нас в Самаре.

Сформовав кирпич, приступали к сушке. Выложив плашмя или выставив на ребро (если глина была плотной), его помещали на стеллажи под навесом, загородив переносными заслонами от ветра. Окончание сушки определяли по излому или на ощупь (палец не должен вдавливаться, а ноготь слегка может).

Обжиг кирпича

И, наконец, самый главный и последний процесс, превращающий кирпич-сырец в прочный, звонкий керамический материал: обжиг. На крупных заводах для этой цели имелись разнообразные обжиговые печи, чаще других использовалась кольцевая гофмановская печь. В 15–16 ее камерах, соединенных общим каналом, часть кирпичей прогревалась перед обжигом, часть обжигалась, а часть медленно остывала. Простейшими же печами (в кустарном производстве, в том числе, временном, на месте строительства) были напольные печи, складывавшиеся из кирпича-сырца и имевшие около 10 м длины, 2 м ширины и 3 м высоты, включавшие в себя около 50 тысяч штук кирпичей. Сверху все накрывалось дерном. Процесс длился от 9 до 15 дней вместе с тремя-пятью днями остывания; затем печь разбиралась и вновь складывалась из новой партии сырца.

Кирпич, помеченный клеймом

В XIX веке клейма стали обязательным явлением для кирпичных заводов. Вот и соседствуют в коллекции музея вместе с безымянными экспонатами кирпичи, помеченные клеймами. Каждое клеймо несет с собой большую информацию: фамилия заводчика, год строительства завода, характеристика методов производства кирпича.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории