В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турина хранится большое полотно длиною 4,3 м, шириною 1,1м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов – издали в расположении этих пятен вырисовываются неясные очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница Самого Иисуса Христа.
В 1898 году в Париже проходила международная выставка религиозного искусства. На нее привезли и Плащаницу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60×50 см, вечером того же дня он опустил в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива выявлялся позитивный фотографический портрет Христа Спасителя – Лик с неземным выражением красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо Пиа в благоговейном созерцании, не отрывая глаз от портрета так неожиданно представшего у него в доме Христа Спасителя.
“Святая Плащаница Христова, – размышлял он, – сама каким-то невероятным образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо”.
Таким образом, можно утверждать, что открытие образа Христа на Туринской плащанице является чудом, отвечающим потребностям времени: “Вы утверждаете, что Иисус из Назарета, Христос – миф, а вот Я вам являюсь, чтобы поддержать колеблющуюся веру вашу”, – как бы говорит нам любящий нас Христос.
Секондо Пиа воспринял явление Христа на фотографической пластинке как чудо. В благоговении он просидел перед явившимся ему Образом всю ночь: “Христос пришел к нам в дом”. В ту памятную ночь он отчетливо понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких представлений о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав по существу почти невидимый негатив.
Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Изучением ее занимались криминалисты, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусствоведы, историки, химики, физики, ботаники, палеоботаники, нумизматы. Созывались международные синдологические конгрессы (от слова sindone, что значит плащаница). Возраст Туринской плащаницы датируется очень четко: от 30 до 100 года по Рождеству Христову.
Всеобщим для ученых разных взглядов и национальностей стало убеждение, что Туринская плащаница нерукотворна, не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. Придирчивые криминалисты не нашли на Плащанице ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и Воскресении Христа; исследования ее лишь дополняют и уточняют повествования четырех евангелистов. Кто-то назвал Туринскую плащаницу “Пятым Евангелием”.
Физик Дж. Картер высказал предположение, что изображение на Плащанице есть результат ее радиоактивного облучения телом Покойного. Экспериментами ему удалось получить подобные отпечатки на полотне. Вопрос: чем вызвана радиоактивность Плащаницы? Была высказана гипотеза, что она обусловлена Воскресением Христа, которое сопровождалось какими-то ядерными процессами. Христос воскрес в новую плоть: Он стал проходить сквозь “двери затворенные”, чего не делал ранее, и т. п. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что невидимое на Плащанице простым глазом становится видимым на фотографиях.
Резкое обогащение полотна Туринской плащаницы радиоуглеродом С14 и возникновение изображения, исходя из современных научных представлений, вероятнее всего является следствием излучения в момент Воскресения Христова.
Такой вывод должен вызывать сомнения у неверующего читателя. Да и верующие христиане привыкли полагать, что факт Воскресения Христова является объектом чистой веры, сугубо внутренних религиозных переживаний, которые едва ли могут иметь естественно-научное объяснение.
Однако Туринская плащаница несет на себе веские доказательства Воскресения Христова.
Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьем, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, легкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.
Страшные следы телесных страда ний чудесным образом запечатлела на себе Святая Плащаница. Христа много били. Били палками по голове, перебили переносицу. Изучая Плащаницу, ученые сумели определить даже толщину палки, повредившей Страдальцу нос. Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже больше и детальнее, чем о них рассказано в Евангелии.
Били Его и бичами. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а, сдергиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.
Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.
Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения.
Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.
Глубокий смысл заключен в афоризме: “Пустая гробница Христа была колыбелью Церкви”. Спаситель никогда не говорил о Своих страданиях и смерти, не упомянув о Своем Воскресении.
Проповедь апостолов – это прежде всего проповедь о Воскресшем Христе. В своей первой проповеди в день Пятидесятницы в Иерусалиме апостол Петр говорил: “Сего Иисуса Богг воскресил, чему все мы свидетели” (Деян. 2, 32). А потом Павел писал: “…Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор. 15, 14).
Автор трехтомного труда “История Рима” профессор Т. Арнольд, изощренный ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: “Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и Воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надежные свидетельства отличаются от ненадежных”.
Другой исследователь, профессор Эдвин Сельвин, подчеркивает: “Воскресение Христа из мертвых на третий день в полной сохранности тела и духа есть факт, который представляется столь же надежным, как любой другой, подтвержденный историческими свидетельствами”.
Проведя много лет в сборе материалов о Туринской плащенице, автор этих строк почувствовал, что к нему больше не относятся слова Христа, сказанные апостолу Фоме: “…Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин. 20,29). Я вложил перста мои в язвы гвоздинные и руку свою в ребра Его.
И думается, что после стольких свидетельств и древних, и Туринской плащаницы, не признавать Воскресение Христа может только тот, кто все в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости.
Когда мы, Православные, на ликующий Пасхальный возглас “Христос вос-кресе!” отвечаем: “Воистину воскресе!” – мы свидетельствуем свою веру, а в песнопении “Воскресение Христово видевше” свидетельствуем о своем религиозном, духовном опыте. Он в нашем Богослужении, наших молитвах и жизни, он – в Таинстве Святой Евхаристии.
(Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Москва, 1998 г.).
Протоиерей Глеб Каледа.
http://www.muhtolovo.nne.ru/miracle_plash.html
Туринская плащаница старше Иисуса на тысячу лет
Зульфия Магомедова, 27 января 2005 г.
Новые страсти разгораются вокруг Туринской плащаницы. Предположений о происхождении загадочной ткани масса, но ни одно, пожалуй, не было столь вызывающим. Американский химик Реймонд Роджерс оспаривает последние исследования возраста материи. В научном журнале “Термокимика акта” опубликована работа ученого, где приводятся доказательства того, что плащаница была изготовлена аж три тысячи лет назад.
Реймонд Роджерс участвовал в исследовании плащаницы еще в 1978 г., когда работал в Национальной лаборатории в Лос-Аламосе. Он утверждает, что при радиоуглеродном анализе были использованы неверные пробы. Именно поэтому ученые пришли к выводу, что возраст ткани не превышает 800 лет. Якобы исследователи анализировали волокна материала там, где плащаница была повреждена. После пожара в 1532 г. монахи восстановили утраченные куски. По словам Роджера, материя, использованная для починки действительно может насчитывать около 800 лет.
Туринская плащаница неоднократно становила ученых и исследователей в тупик. Совсем недавно сотрудник Университета Падуи Джулио Фанти в ходе планового исследования священного полотна обнаружил, что на ткани помимо лика Христа запечатлелось еще одно лицо.
Используя цифровые методы обработки изображений, ученый выявил на обратной стороне ткани почти такое же лицо, как и на лицевой стороне. Полное соответствие установить все же не удалось, поскольку между двумя объектами есть некоторые отличия. Кроме того, второе изображение очень слабое, подобно некачественной, со “снегом” фотографии. Любопытно также, что если первый негатив представляет собой тело, которое, очевидно, принадлежало Христу и отпечаталось на ткани в момент воскресения с лица и со спины, то во втором случае мы имеем дело только с отпечатком головы.
Качество открытого Джулио Фанти изображения не отличается от ранее известного: оно создано изменением самых поверхностных нитей ткани и никак не затрагивает глубинные ее слои.
Туринскую плащаницу сфабриковал да Винчи
опубликовано 1 июля 2009
текст: Елена Ледяева/Infox.ru
Туринская плащаница — средневековая христианская реликвия — сфабрикована Леонардо да Винчи, утверждают американские ученые. По их словам, да Винчи перенес на ткань плащаницы собственное изображение при помощи техники, предвосхитившей фотопечать.
Леонардо да Винчи перенес изображение самого себя на Туринскую плащаницу. Данное заявление сделал ряд американских экспертов в эфире британского телеканала Channel Five, пишет Telegraph. По преданию, плащаница — это полотно, в которое было завернуто тело Христа после смерти. На ткани отпечатались его лик и тело.
Американка Лилиан Шварц — сотрудник Школы визуальных искусств Нью-Йорка — заявляет, что да Винчи, используя камеру обскура (предшественник фотоаппарата), перенес собственное изображение на ткань.
Изображение нанесено в темной комнате, сверху оно было покрыто сульфатом серебра. Это химическое вещество было известно в Центральной Италии уже в XV веке. В результате этого изображение стало светочувствительным. Далее солнечные лучи, пропущенные через линзы, установленные на одной из стен комнаты, попадали на материал, в результате чего и проступало изображение.
Ряд экспертов поддержал предположение Шварц. «Если смотреть на плащаницу невооруженным взглядом, то виден негатив портрета человека», — высказывает мнение историк искусства, профессор из ЮАР Николас Аллен. Другие историки замечают, что если кто и был способен работать с камерой обскура, то это был да Винчи. Кроме этого, создатель плащаницы должен быть еретиком, человеком, не боящимся подделать изображение Христа.
«Он хотел оставить что-то в будущем, внести свой вклад, и не просто ради искусства и науки, а ради самого себя», — заявляет в эфире исследовательница Линн Пикнет.
Предположительно, подделка да Винчи предназначалась для того, чтобы заменить более раннюю версию плащаницы, оказавшуюся «грубой подделкой». Она была куплена в 1452 году Людовиком Савойским, после чего исчезла на 50 лет. Когда она таинственным образом вновь «нашлась», то представляла собой вполне правдоподобную реликвию, потому что ее выполнил Леонардо, утверждает Шварц.
В то же время радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, выявил, что реликвия сделана в период с 1260 по 1390 годы.
Шварц стала известна еще в 1980−е годы, когда заявила, что лицо Моны Лизы – это портрет самого да Винчи. Для доказательств она использовала компьютерное сканирование, которое выявило одинаковые пропорции лица.
Наш комментарий: Если хочешь сделать себе имя, обратись к Лиле Шварц. Она объяснит, что время не играет значения для сенсации. Ну кто будет проверять, хотя бы и по Интернету, когда жил Леонардо да Винчи ? А между прочим, Леонардо жил в 1452-1519г г. Как же быть с радиоуглеродным анализом, который показывает, что «реликвия сделана в период с 1260 по 1390 годы»? Неточностью это не назовешь.
Российские специалисты разобрались лучше Лили Шварц, правда, сенсации не было.
Эксперты Института криминалистики ФСБ РФ установили, что радиоуглеродный анализ возраста ткани, который сделали двадцать лет назад в лабораториях Великобритании, США и Швейцарии, мягко говоря, был неточным. По мнению доктора технических наук Анатолия Фесенко, возглавлявшего исследования, иностранные специалисты «омолодили» реликвию более чем на тысячу лет, потому что не учли важнейшего обстоятельства. В Средневековье в соборе, где хранилась плащаница, случился страшный пожар и на ткани осели частицы сажи. Поэтому приборы зафиксировали не возраст самой ткани, а налипших на нее фрагментов соединений углерода.(Подробнее см. статью «ФСБ раскрыла тайну Туринской плащеницы»)
ФСБ раскрыла тайну Туринской плащеницы
Тайна одной из важнейших христианских святынь – загадочной Туринской плащаницы – волнует людей уже много веков. Считается, что в этот льняной саван был завернут Иисус Христос при погребении, а изображение человека на ткани – это отпечаток его лица и тела. Плащаницу много лет изучают эксперты из разных стран мира, которым до сих пор не удалось прийти к однозначным выводам.
Как пишет газета «Жизнь», недавно к расследованию тайны происхождения плащаницы подключились и ученые Института криминалистики ФСБ России. Они провели серию уникальных экспериментов, которые позволили узнать обстоятельства последних дней жизни и казни Христа.
Специалисты ФСБ намеренно ушли от религиозной трактовки плащаницы. Они решили исследовать ее как материальное свидетельство с места преступления – на профессиональном жаргоне это называется “вещдок”. Работа проходила под руководством доктора технических наук Анатолия Фесенко, который долгое время руководил Институтом криминалистики.
По его словам, ученым пришлось провести комплексные исследования: на стыке химии, физики, математики и биологии. “Для начала мы выяснили возможный возраст ткани, смоделировав процесс старения, – рассказал эксперт. – И пришли к выводу, что американские ученые, “омолодившие” плащаницу более чем вдвое, ошибались. Ей действительно не менее двух тысяч лет”. Вместе с тем были опровергнуты более ранние предположения о том, что Туринская плащеница старше Иисуса на тысячу лет.
Кроме доказательств возраста плащаницы, криминалистам удалось по отпечаткам на ткани исследовать характер ран, полученных Христом. Говоря профессиональным языком, исследуемый материал сохранил материальные свидетельства о жертве насилия. “На длинном льняном полотнище размером 4,3 х 1,1 м имеется слабо проступающий желтовато-коричневый отпечаток двух проекций обнаженного мужчины, спереди и сзади. Анализ всех отпечатков доказывает, что изображенного на ней человека бичевали плетьми римского образца, имевшими пять хвостов с закрепленными на концах свинцовыми пуговицами”, – сообщили изучившие плащаницу эксперты.
Согласно выводам ученых, раны, полученные завернутым в эту ткань человеком, точно соответствуют описанным в Библии страданиям Христа. “На правом плече – широкая полоса, свидетельствующая о несении тяжелого предмета, возможно, креста. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С левой стороны скула разбита, поэтому эта сторона отечная. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. Этот человек страдал, поэтому черты его лица после смерти неодинаково сократились”, – гласит заключение криминалистов.
Грандиозная работа экспертов позволила пролить еще немного света на загадку святыни. Результаты этого исследования в очередной раз подтвердили, что на ткани плащаницы действительно запечатлены страдания Христа.