КРЕЙСЕРСКАЯ ПОДЛОДКА ПРОТИВ ЛИНКОРА-ГИГАНТА

27 июня 1942г. радист подводной лодки “К-21” принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя “PQ-17”.
В районе острова Игней, куда немедленно направил лодку командир капитан 2 ранга Н.А.Лунин, ее догнало еще одно сообщение: на перехват конвоя движется фашистская эскадра во главе с кораблями “Тирпиц” и “Адмирал Шеер” – гордостью германского флота. Тут же из штаба последовал приказ: “Найти,атаковать и уничтожить!”

Благодаря действиям английской разведки многие детали предстоящей операции немцев перестали быть загадкой для советского военного руководства, однако точный маршрут следования двух линкоров и сторожевых эсминцев по-прежнему оставался неизвестным. Лунину предстояло самому отыскать немецкую эскадру. Но как? Помогла наблюдательность.

Каждое утро ровно в 8.00 вблизи острова Игней проносились немецкие самолеты-разведчики. Через восемь часов они прилетали сюда с повторным визитом. Проходила еще треть суток, и все, словно по расписанию, повторялось снова. К немецкой пунктуальности на “К-21” успели привыкнуть: трижды за сутки, ожидая появления авиации противника, лодка уходила на глубину. И вдруг что-то изменилась. Всего за четыре дня поисков “Тирпица” субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектор обзора, обнаружила свыше полусотни немецких самолетов и сделала 48 срочных погружений. Фашисткая авиация стала просматривать район гораздо чаще, причем исключительно со стороны Альтен-фьорда. “Именно оттуда и следует ожидать появления эскадры”, – справедливо предположил Лунин. После того как на карту были нанесены все пеленги на места обнаружения самолетов, точно установить сектор моря, в котором должен появиться противник, уже не составляло труда. Поэтому, когда днем 5 июля гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов, для Лунина это не было сюрпризом.

Первыми на горизонте показались миноносцы типа “Карл Галстер”. Прошло не менее получаса, пока Лунин заметил за ними мачты линейных кораблей, а затем и кружившие над эскадрой немецкие самолеты “Арадо”. Закамуфлированные черным, коричневым и серым цветами линкоры, по-видимому, в любую минуту ожидали нападения из-под воды. Они шли противолодочным зигзагом на значительной (около 23 узлов) скорости, головным был “Шеер”. Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. “Попали в самую собачью свадьбу!” – воскликнул командир субмарины, отвернув лицо от перископа.

Решение пришло почти мгновенно: поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор “Тирпиц”. То, что Лунин остановил выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. “Тирпиц”, вошедший в строй в 1941г., был братом-близнецом прославленного “Бисмарка”, которому удалось в неравном бою с многочисленной английской эскадрой потопить крейсер “Худ” и вывести из строя линкор “Принц Уэльский”.

Линкор “Тирпиц” был сколь огромным (водоизмещение более 45000т, длина 243м), столь и мощным. Его артиллерийское вооружение составляли восемь дальнобойных 380-миллиметровых орудий главного калибра, двенадцать 150-миллиметровых противоминных торпедных аппаратов и сложной системой противоминной защиты. Неудивительно, что “Тирпицу”, равно как и тяжелому крейсеру “Адмирал Шеер”, дозволялось выходить в море лишь с личного разрешения фюрера. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции.

Никогда раньше Лунину не приходилось выполнять столь сложного маневрирования. При выходе на боевую позицию командир должен был постоянно учитывать противолодочный зигзаг эскадры. И вот уже “Тирпиц” на контр-курсе с лодкой, а до точки залпа – не более трех минут хода на 20-узловой скорости. В это мгновение на линкоре в который раз взвились сигнальные флажки: значит, сейчас он опять повернет, изменив курс. “Только бы не влево!” – загадывает желание Лунин, понимая, что в противном случае операция сорвется. Какая удача! Линкор повернул вправо, дистанция до него стала сокращаться еще быстрее. Но вот досада, курсовой угол линкора стал очень острым, всего 5-7 градусов. И вновь лодка маневрирует, чтобы как можно скорее привести “Тирпиц” под кормовой залп.

Лунин не отходит от перископа. Готово! Сейчас линкор прямо на визире. Тут же раздается командирская команда: “Аппараты – пли!” Акустик “К-21” слышит гулкие взрывы двух торпед, посланных в цель старшим матросом И.Жуковым. Шум винтов тотчас усиливается. Шумы перешли на кормовые углы. Теперь у Сметанина нет никаких сомнений в том, что враг торпедирован. Но когда лодка всплывает на поверхность, горизонт уже чист, лишь вдалеке маячит легкий дымок удаляющейся эскадры…
Позже английская разведка донесла: залп с “К-21” причинил “Тирпицу” серьезные повреждения, ремонт будет длительным и сложным. Только через 14 месяцев гигант “Тирпиц” смог снова выйти в море.

Николай Лунин родился в 1907г. в Одессе и рос среди моряков. Отец будущего подводника плавал сначала матросом, а потом боцманом на судах “Российского объединения пароходства и торговли”, или, как его чаще называли, РОПИТа. С раннего детства прикипел Лунин сердцем к морю. А когда Николаю стукнуло двенадцать, его взяли юнгой в команду торгового парохода. Молодому матросу очень хотелось быть с морем на “ты”, и в 1922г. Лунин поступает в Ростовское мореходное училище им.Седова. По окончании мореходки Николая направили на учебный парусник “Вега” – побнабраться опыта. Многое пришлось осваивать впервые, но очень скоро Лунин, поднявшись на капитанский мостик “Веги”, сам становится наставником для молодежи. Семь лет проплавала “Вега” под командованием Николая Лунина. За плечами у теперь уже опытного капитана – множество рейсов по Черному и Азовскому морям, частые заходы в заграничные порты.

К началу войны Н.А.Лунин имел отличную репутацию командира-подводника – случай, тем более заслуживающий внимания, что военный стаж Николая Александровича был еще совсем невелик. В 1935г. Николай Лунин, вчерашний капитан черноморского торпедного флота, по специальному набору попадает в ВМФ. Накануне грядущих бурь будущего морского офицера направили на годичные Высшие курсы подводного плавания, где ему в сжатые сроки предстояло овладеть нелегким военным искусством подводника.

По окончании курсов, в апреле 1940г. Лунин принял под свое командование новую лодку – недавно сошедшую со стапелей “Щ-421”. Экипаж субмарины тоже был молодым (многие из краснофлотцев служили по первому году), однако довольно скоро превратился в единую слаженную команду. К концу 1940г. субмарина прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начало войты отличилась на учениях Северного флота.

Командование поставило перед Луниным сложную задачу – скрытно проникнуть в бухту, где находилась база “противника”, и атаковать его корабли. Лунин сумел провести лодку в бухту такими узкостями, что она осталась незамеченной ни надводными кораблями, ни самолетами, ни береговыми наблюдателями. “Щ-421” беспрепятственно прошла на территорию базы и выпустила по целям положенное количество торпед.
Таким образом заявив о своем присутствии, лодка тут же легла на грунт, а когда “противник”, потеряв надежду ее обнаружить, отказался от преследования, вернулась назад прежним путем, который считался рискованным даже для надводного корабля. Лунин действовал настолько профессионально, что даже в штабе усомнились в том, что лодка еще жива, вызвав аварийно-спасательный отряд на случай, если вдруг “щука” попросит помощи.

Началась война с финнами, и “Щ-421” отправилась в Баренцево море для несения дозорной службы.
С поставленной боевой задачей справились полностью – по возвращении домой экипаж лодки получил личную благодарность командующего флотом вице-адмирала В.П.Дрозда.

В первый же день Великой Отечественной войны Лунин вывел свою “щуку” на морские коммуникации противника, а к началу 1942г. на ее боевом счету числились четыре уничтоженных немецких транспорта. Второй военный год прошел тоже неплохо. Три потопленных грузовых судна общим тоннажем 24 тыс. тонн – и все за один зимний поход к берегам Норвегии. Военное руководство еще раз убедилось: Лунин воюет дерзко, с размахом, не боится рисковать, скор на решения, не чужд военной хитрости. В феврале 1942г. Военный Совет Северного флота представил капитан 3 ранга Н.А.Лунина к званию Героя Советского Союза, а его подводный корабль – к ордену Красного Знамени.
4 марта 1942 года друзья-краснофлотцы поздравляли Лунина с заслуженным повышением по службе.

С сегодняшнего дня он – командир большого подводногокорабля, крейсерской лодки “К-21”. Осенью того же года Николаю Лунину предстоял поход в пролив Сере-Сунд. Здесь, на подходах к порту Гаммерфест, “К-21” должна была выставить минные заграждения. В ночь на 9 ноября Лунин незаметно провел лодку в пролив. Она подошла к берегу так близко, что матросы хорошо слышали лай собак у домика смотрителя маяка. Тут и поставили минную банку, которая быстро сделала свое дело. Ранним утром вахтенный командир А.Е.Носачев (он руководил ночной операцией) услышал оглушительный взрыв: это подорвался на мине и затонул крупный немецкий транспорт “Ригель”.

В каких только переделках не побывала “катюша” Николая Лунина в горячем 42-ом. Успешно торпедированы семь вражеских кораблей, пять из которых затонули на глазах у командира лодки, оказана помощь гибнущей субмарине “Щ-402″… Но, пожалуй, самым эффектным боевым эпизодом того времени для “К-21” стала атака линкора “Тирпиц” в июле 1942г. Несмотря на то, что рана, нанесенная Луниным фашисткому линкору, не была смертельной, точный залп с “катюши” в корне изменил ситуацию в этом районе моря и даже приобрел определенную политическую окраску. Перехватив и расшифровав одну из радиограмм Лунина в штаб Северного флота, командование гитлеровского “кригсмарине” поняло, что по курсу следования эскадры расположились готовые встетить ее советские подлодки. Немцы предпочли не рисковать. Эскадра вернулась назад в норвежские шхеры. Так одним торпедным ударом Лунин спас остатки почти разгромленного фашистами конвоя “PQ-17”, который англичане, как только до них дошла весть о выходе в море “Тирпица”, бросили на произвол судьбы, фактически лишив охранения.

Как выяснилось позже, беззащитный “PQ-17” (в него входило 34 транспортных судна) должен был стать приманкой, на которую неминуемо попадется лучший фашистский линкор. Командование британского флота рассчитывало выманить “Тирпиц” подальше от норвежских берегов, а затем уничтожить его превосходящими силами. Первые попытки оказались неудачными, подготовка операции затянулась. Лунин опередил англичан: благодаря действиям “К-21” грозный линкор был надолго выведен из строя. А 23 октября 1942г. орен Красного знамени увенчал славные боевые дела лунинской подлодки.

В фервале 1943г., когда “К-21” находилась в очередном походе, в ее дизельном отсеке возник пожар, вызванный коротким замыканием электропроводки. Потушить пожар никак не удавалось. Командир подводного корабля приказал морякам покинуть аварийный отсек задраив переборки. Лодка оказалась в тяжелом положении: не имела хода и не могла погрузиться. А было это в Лоппском море, неподалеку от северного норвежского порта Тромс, занятого противником.

Лунин лихорадочно размышлял: “Что же делать? Очень скоро лодка станет удобной мишенью для немецкой авиации или сторожевиков. Ну, если уж суждено пропадать – так с музыкой!” Тотчас была объявлена боевая тревога, за несколько минут подготовлены к бою торпеды и артиллерия. Окончательное решение Лунина было таково: при нападении гитлеровцев драться до конца, а при необходимости взорвать корабль. Но погибнуть не пришлось. Моряки не только ликвидировали пожар, отремонтировали поврежденные механизмы, но и, как того требовала боевая задача, выставили минные заграждения и обеспечили высадку разведчиков в Тромсе. Заготовленная Луниным на самый худший случай радиограмма “Погибаю, но не сдаюсь” так и не поступила в штаб флота.

На подходах к порту Тромсе было очень оживленно: над “К-21” сновали десятки рыбацких мотоботов. Перископ можно было поднять на считанные секунды – только для того, чтобы уточнить свое местоположение. Когда стемнело, всплыли под самым носом у немцев, в двухстах метрах от берега. Расслабляться было некогда. Вскоре резиновая щлюпка с разведчиками, оружием и рацией, предусмотрительно запаянной мотористами лодки в жестяную банку из-под сухарей, направилась к берегу.

Опасный район покидали в надводном положении. Лунин был почти в том, что немцы, не допуская мысли о появлении врага в столь хорошо защищенной гавани, под покровом ночи примут лодку за свою. На мостик вынесли прожектор, включили ходовые огни. “К-21” взяла курс на юг. Довольно скоро замигал прожектор берегового немецкого поста. Отвечать надо было немедленно. “Просигналь им: “Наш характер тверный!” – не задумываясь, бросил Лунин матросу Ашурко. Ответ сигнальщика, по-видимому, удовлетворил немцев. Береговой пост замолчал. Почувствовав себя вольно, “К-21” проникла во вражескую базу – бухту Воген – и уничтожила торпедами четыре сторожевых катера вместе с причалами.

При назначении нового командира дивизиона подводных лодок выбор пал на капитана 2 ранга Николая Лунина. К тому времени (зима 1943г.) на счету “К-21” было 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей – больше, чем у любой другой североморской субмарины. Однако долго командовать дивизионом Лунину не пришлось – в марте 1944г. он становится слушателем Военно-морской академии. Но и за три месяца своего пребывания в должности комдива Лунин успел сделать многое. В дни подготовки к операции в районе между Тромсе и Варангер-фьордом он, лучший боевой практик, бессменно проводил тактические занятия с командованием своего дивизиона.

Николай Александрович Лунин окончил Военно-морскую академию уже после победы, в чине контр-адмирала. До выхода в запас (1962г.) Лунин занимал целый ряд командных должностей в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ. В декабре 1970 года адмирала Лунина – одной из самых ярких личностей, выдвинутых на передний фланг Великой Отечественной, – не стало.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий