Крупнейшие буддийские храмы мира

1Монастырь Ват Арун в Таиланде

Свое название буддийский храмовый комплекс Ват Арун получил по имени Аруна — бога утренней зари. Именно в лучах нежного рассветного солнца храм, расположенной на западном берегу Реки-Царя Чаупхрая, выглядит особенно эффектно, поэтому редкий гость Бангкока откажется от удовольствия совершить утреннюю речную прогулку, тем более что на противоположном берегу возвышается знаменитый Большой Королевский Дворец.

Комплекс был возведен в конце XVIII века, в эпоху правления полководца Таксина, провозгласившего себя королем Таиланда, — в те времена Ват Арун исполнял роль главного королевского монастыря.

Позже комплекс основательно расширялся — каждый правящий король считал своим долгом внести в постройку собственную лепту. Так, стараниями короля Рамы II центральная ступа — главный элемент храма — была увеличена для придания монастырю еще более величественного вида.

К эпохе правления Рамы IV Ват Арун являл собой почти совершенство — этот король внес последние штрихи и завершил строительство. И хоть к этому времени столица была перенесена на противоположную сторону реки, к содержанию монастыря по-прежнему предъявлялись высокие требования, ведь его было отлично видно из окон Королевского дворца.

Самым значимым компонентом конструкции остается знаменитая 79-метровая пагода «Пхра Банг» — это самое высокое строение в Таиланде символизирует священную для буддистов гору Меру, а ведущая на вершину лестница с крутыми ступенями напоминает о трудностях достижения наивысших уровней сознания. Узкая каменная лестница выводит на смотровые площадки, с которых открывается сказочно красивая панорама Бангкока.

Внутри главной ступы хранятся ценные буддийские реликвии, а поверхность стен затейливо украшена керамикой и осколками фарфора. По одной из версий, этот фарфор был обнаружен в трюмах затопленного корабля, который в свое время перевозил из Китая дорогую посуду, но так и не достиг родных берегов — был затоплен по пути. Согласно другой гипотезе, битую фарфоровую посуду древние тайцы скупали в Китае по дешевке — с целью балласта, а когда попытались использовать осколки для отделки монастыря и его главной пагоды (не пропадать же добру!), то поняли, что балласт оказался попросту золотым, настолько оживила стены храма фарфоровая «мозаика».

По четыре стороны от центральной башни расположены более миниатюрные пагоды, олицетворяющие материки мирового океана и украшенные фресками и искусно выполненными скульптурами. Ват Арун — не просто историческая достопримечательность, этот храм действует и поныне: здесь регулярно совершаются службы, проходят церемонии, а по территории комплекса неслышно ступают буддистские монахи.

Каждый год в ноябре в Ват Арун проводится важнейшая среди буддистов церемония «Катхин», когда почетные монахи Таиланда из рук короля или членов королевской семьи получают памятную награду — специально изготовленную традиционную одежду «катхин».

2Монастырь Пха Тхат Луанг в Лаосе

Золотая Ступа Пха Тхат Луанг является самым главным символом Лаоса. В 1991 году Золотая Ступа появилась на государственном гербе страны, заменив красную звезду и скрещенные серп и молот. Сегодня это самая почитаемая лаосская святыня. Ее история это переплетение легенд, преданий и документальных фактов. Официальное строительство Пха Тхат Луанг началось в 1566 году. Этим король Сетхатхират решил ознаменовать перенос столицы королевства Лансанг из Луангпрабанга во Вьентьян. Одновременно с возведением Золотой Ступы были построены четыре, окружающих ее, храма. Но, за почти четыре с половиной века, в ходе многочисленных войн и исторических событий до сегодняшних дней дошли только два храма. Один из них сейчас является официальной резиденцией лаосского буддистского патриарха.

О происхождении Пха Тхат Луанг есть и другая версия. Говорят, что буддистская ступа появилась здесь еще в III веке до нашей эры. В ней была погребена грудная кость Будды. Но археологам удалось обнаружить на этом месте только следы кхмерского монастыря XII века.

Пха Тхат Луанг расположена в центре огромного парка. Два храмовых комплекса расположены на его территории. Wat That Luang Neua с северной стороны и Wat That Luang Tai на южной. Сегодняшняя Золотая Ступа восстановлена в своем оригинальном виде. Во время вторжения сиамских войск в 1828 году Вьентьян был почти полностью разрушен. Пострадала и Пха Тхат Луанг. Со временем она пришла полностью в упадок, а грабители довершили разрушение. Ее поверхность была покрыта листами настоящего золота.

Французские колониальные власти в 1900 году предприняли попытку восстановления Ступы. Но, вероятно, их познания в буддизме были не очень глубоки. Форма сооружения отличалась от оригинала. Но, самое главное, расположение входов не соответствовало канонам. Главный вход оказался с южной стороны, а не с восточной. Нельзя сказать, что это вызвало бурю протеста, но местное население стало проявлять свое недовольство. Спустя тридцать лет была предпринята новая попытка реставрации. Но, помня о неудачном предыдущем опыте, реставраторы использовали в своей работе эскизы французского исследователя и художника Луи Делапорта. В 1867 году он один из первых обнаружил заброшенную ступу. И, с особой тщательностью, сделал множество её детальных эскизов и описаний. Реставрационные работы проводились с 1931 года по 1935. На этот раз качество работы удовлетворило всех. Последний раз Пха Тхат Луанг покрывалась позолотой в 1995 году.

Храм Пха Тхат Луанг представляет собой трехъярусную конструкцию, обнесенную стеной с четырьмя входами. В действительности, стена — это элемент галереи построенной вокруг Ступы. В ней выставлены фрагменты каменных статуй Будды, пережившие не одну войну. Целых почти не осталось, а в некоторых, вообще, сложно опознать принадлежность к скульптуре. Но, тем не менее, ко всем священным камням почтительное отношение. На некоторые из них паломники наклеивают листики сусального золота.

Широкая часть с небольшим уклоном создает основание Ступы. С четырех сторон стоят небольшие алтари, где паломники оставляют приношения. Напротив восточного и западного входов на втором уровне Ступы небольшие молельные беседки.

На втором уровне Пха Тхат Луанг стоят тридцать малых ступ. Знатоки буддистского символизма легко смогут в них опознать тридцать добродетелей. За ними начинается непосредственно Великая Ступа. Ее вершину венчает четырехсторонний изогнутый шпиль. Вся конструкция проникнута сакральным смыслом. Священные камни на каждом уровне, украшения каждого архитектурного элемента, все является носителем определенных символов.

3Храм Джоканг в Тибете

Монастырь Джоканг («Дом Господа») является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. Джоканг — самый древний и знаменитый буддийский храм-монастырь в столице Тибета — Лхасе, имеющий 1,5 -тысячелетнюю историю. Сейчас он принадлежит традиции Гелуг.

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг («ра» — коза, «са» — земля), чтобы увековечить память тех коз.

Джоканг был построен предположительно в 639 — 647 гг. н. э. первым правителем — дхармараджей Тибетской империи — Сронцзангамбо для небольшой бронзовой статуи Джово Микьо Дордже, изображающей Будду Шакьямуни в возрасте 8 лет. Статуя была привезена в Тибет в качестве приданого непальской принцессой Бхрикути, ставшей женой тибетского царя. Джоканг был резиденцией непальской принцессы. Фасадом он был обращен на запад — в сторону Непала, чтобы принцесса, вспоминая родной дом, могла смотреть в его строну.

Одновременно был построен храм Рамоче для статуи Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, называемой Джово Шакьямуни, или Джово Ринпоче («Драгоценный Господин»), привезенной китайской женой Вань-чен. Рамоче (Малый Джоканг) был резиденцией этой китайской принцессы. Он строился воротами на восток, обращенным в сторону Китая, в честь прибытия в Тибет китайской невесты царя. Браки с принцессами Непала и китайской империи Тан скрепляли дипломатические отношения этих стран и Тибета.

Предположительно после смерти Сонгцэнгампо китайская принцесса, из-за военной угрозы со стороны империи Тан, спрятала статую Джово Шакьямуни в секретной комнате храма Джоканг. Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате принцесса Джинченг около 710 г. Эта статуя остается в Джоканге по сей день, являясь самой почитаемой статуей Будды во всем Тибете.

Джово Шакьямуни — древнейшая и единственная в своем роде статуя. Считается, что она создана при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим. Статуя сделана в натуральную величину, 1, 5 метра высотой, из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас она выглядит полнее, чем изначальный образ 12-летнего Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.

По преданиям, она появилась в Капилавасту во время юности Будды и, впоследствии была подарена китайскому императору царем Магадхи. В письменных источниках она начинает упоминаться, начиная со времен правления тибетского царя Сонгцэнгампо, когда китайская принцесса привезла Джово Ринпоче в Тибет в качестве приданого.

Сегодня площадь храмово-монастырского комплекса составляет 25 тысяч кв. м. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления Далай-ламы V. Большинство росписей и статуй, которые сейчас можно увидеть в храме, были созданы в XVIII и XIX веках. На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые покрываются золотом.

Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (порядка 800), а также тысячи тханок (свитковая живопись). Однако все они не выставлены на всеобщее обозрение, а находятся вдали от глаз посетителей, в надежно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, и являются древними и редкими, датируются VII—IX вв. и представляют огромную историческую ценность.

В настоящее время Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4Храм Тодайдзи в Японии

Город Нара является местом культурного наследия японского народа, в первой столице Японии расположено много буддийских храмов и ключевым из них является Тодайдзи — Великий Восточный Храм — это символ города Нара. Храм Тодайдзи считается святым местом для многомиллионных паломников, ежегодно более трех миллионов человек посещают его. Храм является действующим и в нём ежедневно проводятся службы и читаются сутры.

Храм известен тем, что он является самым большим деревянным сооружением в мире и тем, что в нём находится самая большая бронзовая статуя Будды. Возведение храма Тодайдзи началось в правление императора Сёму, как способ спасти страну и город от многочисленных бед и эпидемий. В 743 году император Сёму издал Указ о строительстве храма, в котором попросил весь народ Японии принять участие в строительстве. На строительстве храма Тодайдзи было задействовано более двух миллионов человек и израсходован практически весь запас бронзы Японии. По тем временам строительство такого сооружения как огромная статуя и храм считалось практически чудом.

Храм Тодайдзи был построен всего за два года и завершён в 745 году, на изготовлении статуи понадобилось больше времени и статуя Будды была завершена в 751 году. Несмотря на столь древнее происхождение храма, доподлинно известен скульптор, создавший статую — Кунинака-но-Мурадзи Кимимаро. Она была вылита практически как единое целое. Шея и голова Будды были вылиты отдельно, припаены к основной фигуре и покрыты золотом. Параметры статуи впечатляют: высота фигуры почти 15 метров, если вместе с пьедесталом, то высота статуи составляет 22 метра, лицо Будды — 5,33 метров, нос — 0.5 метров, глаза — 1.02 метров, уши составляют 2.54 метров. Весит статуя Будды 500 тонн. Внутри скульптура полая и держится на сложной деревянной конструкции. Для изготовления статуи потребовалось более 400 тонн бронзы, воска — 7 тонн, также использовалась ртуть — 70 кг и для позолочения статуи было использовано 150 кг золота. В процессе работы над статуей было сожжено 10 000 тонн древесного угля. Статуя Будды выглядит размером с пятиэтажный дом.

Для статуи Будды был возведен Дайбуцу-дэн (Дворец Большого Будды) это главное сооружение храма. Его первоначальная высота составляла около 100 метров и это было второе по высоте сооружение в мире (высота пирамиды Хеопса первоначально составляла 147 метров).

Судьба храма и статуи Будды трагична, за время своего существования и статуя и храм неоднократно разрушались стихийными бедствиями и сжигались во время междоусобных войн и сегодня храм Тодайдзи не восстановлен в первоначальных размерах, но тем не менее это самое высокое деревянное сооружение в мире. Высота зала Большого Будды составляет 49,1 м, длина — 57,5 м, ширина — 50,5 м.

Чтобы попасть в храм Тодайджи надо пройти через Нандаймон — Большие Южные Врата, они действительно большие и являются древнейшими деревянными воротами, заново отстроенными в XII веке.

Будда Вайрочаны сидит в позе лотоса и его правая рука протянута вперед раскрытой ладонью, своим жестом он благословляет того, к кому протянута ладонь и дарит душевное спокойствие. Левая рука покоится на колене, что означает желание служить земле. Сидит Великий Будда в окружении других святых, гораздо меньших по размеру, вокруг его головы светится лучезарный нимб. В храме много других статуй, исторических ценностей, в том числе и мечи, подаренные императрицей Камё.

5Храм Боднатх в Непале

Боднатх — буддийский храмовый центр на окраине Катманду в Непале. В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.

Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники.

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.

Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами.

6Храм Махабодхи в Индии

Махабодхи — самый знаменитый буддийский храм мира, расположенный на том самом месте, где Сиддхартха Гаутама достиг Просветления, став Буддой. Это великое событие, относящееся к 12 подвигам будды, произошло неподалеку от древнеиндийского городка Гая, известного теперь как Бодхгая. Он расположен в северо-восточной части Индии, в штате Бихар, в 96 километрах от Патны.

С точки зрения Великой колесницы (Махаяна) считается, что в это наполненное силой место приходят для обретения окончательного постижения все исторические будды, дающие начало счастливым периодам существования недвойственного учения, приводящего к Просветлению.

В том месте, где медитировал Будда Шакьямуни, согласно санскритским текстам более двух тысяч лет назад, в 3 в. до н. э. по повелению императора Ашоки была создана чатья (храм), именовавшаяся Самбодхи. За более чем две тысячи лет он не сохранил свой первоначальный облик, но и не исчез бесследно, несколько раз его перестраивали, а затем реконструировали.

Храм Махабодхи, каким мы его знаем, представляет собой мандалу-дворец в традиционном индийском стиле. Свой современный облик он приобрел в 5 в н. э. и считается одной из самых древних кирпичных построек восточной Индии, из всех сохранившихся до нашего времени.

Рядом с ним растет потомок священного дерева Бодхи, в тени которого медитировал Сиддхартха Гаутама, когда достиг Пробуждения от сна неведения.

Высотой более 50 метров устремленный ввысь храм в виде четырехгранной конусообразной башни, окруженной пирамидальными башенками по бокам, увенчан ступой. Главный вход по традиции находится на востоке. Квадратный по плану, храм окружен каменным безводным рвом — символом нерушимой ограды, также описанной в текстах. Внутри храма Махабодхи «пребывает» Будда Шакьямуни: его огромная статуя расположена в центральном зале.

Легендарного царя Ашоку считают основателем храма, посвященного Просветлению Будды, в Бодхгае. Император несколько раз посещал Бодхгаю. Его первый визит красочно описан в санскритском тексте периода Ашокавандана: вдохновленный своим учителем Упагуптой, император принял обеты и начал здесь строительство чайтьи (храма). Ашока построил первую чайтью, названную Самбодхи, в III веке до н. э. вблизи дерева Бодхи. Этот храм в своем первоначальном виде не сохранился, он был перестроен во втором столетии уже нашей эры и позднее также подвергся ряду изменений.

Начиная с XI века буддизм в Индии постепенно угасал, но храм поддерживался в течение нескольких столетий на средства Бирмы (период империи Паган) и был полностью отреставрирован. С XIII века в Индии начались гонения на буддизм, и Бодхгая как философский и религиозный центр прекратила свое существование. К началу XIX века храм находился в полуразрушенном состоянии, чему немало способствовали местные жители, растаскивающие стены на кирпичи и квадры.

В 1877 году индийской и английской аристократией было принято решение восстановить полуразрушенный комплекс. Также начались археологические исследования местности.

В 1953 году управление храмом было поручено Комитету управления Бодхгаи, собранному в соответствии с законом правительства Бихара от 1949 года. С этого времени Бодхгая начал бурно развиваться и стремительно расти.

2005 году под эгидой ЮНЕСКО был разработан специальный проект глобального восстановления не только самого храма, но и прилежащих монастырских территорий со всеми сопутствующими постройками и памятниками. План включает также создание научного и информационного центра, в котором будут продолжены исследования истории буддийского комплекса Махабодхи.

В 2013 году было принято решение украсить знаменитый храм Махабодхи золотом и позолотить вершину храма. Одним из инициаторов стал 85-летний король Тайланда Пумипон Адульядет, который пожертвовал 100 кг золота. Щедрый дар стоимостью в $14,5 млн., доставили специальным рейсом в индийский штат Бихар.

7Пагода Шведагон в Мьянме

Буддийский храмовый ансамбль Шведагон олицетворяет собой Мьянму (бывшую Бирму) точно так же, как Московский Кремль — Россию или Пирамиды Гизы — Египет. 98-метровая пагода Шведагон, возвышающаяся над городом Янгон, впечатляет грандиозными размерами и несметными богатствами.

Под пагодой замурованы сосуды, в которых хранятся реликвии четырёх Будд: чашка от первого Будды, часть туники — от второго, посох — от третьего и 8 волос Гаутамы.

Легенда об основании Шведагона гласит, что около 2,5 тысяч лет назад вскоре после того, как Будда Гаутама достиг просветления, его посетили два купца и в качестве подношения вручили ему медовый пирог. В благодарность Будда подарил паломникам 8 волосков со своей головы. Обратная дорога из Индии в Мьянму была долгой и трудной: два волоска украл иноземный король, два других отобрал повелитель драконов. Добравшись в Мьянму, купцы открыли ларец с даром Будды, и произошло чудо — волосков в нём было по-прежнему 8. Волосы сверкали так ярко, что даже слепые прозрели, немые заговорили, хромые побежали по всей Бирме, возвещая благую весть, а глухие услышали. На землю посыпался дождь из золотых камней, и на этом месте воздвигли золотую пагоду.

Учёные не установили, насколько правдива легенда в отношении возраста пагоды. Из бирманских хроник известно, что царь города Пегу в 1372 году впервые отремонтировал Шведагон, а в дальнейшем ступу неоднократно восстанавливали после землетрясений. С каждым ремонтом пагода, которую обкладывали новым слоем позолоты, увеличивала свою высоту. К 1774 году купол Шведагона достиг современной высоты.

Во всём мире вряд ли найдётся культовое сооружение, которое могло бы превзойти Шведагон по богатству украшений. Пагода покрыта сусальным золотом; её верхушка, облицованная золотыми плитами, усыпана драгоценными камнями — бриллиантами, рубинами, сапфирами, изумрудами. К шпилю подвешены золотые и серебряные колокольчики, которые раскачиваются на ветру и издают мелодичный звон. «Шве» в переводе с бирманского языка означает «золото», а «Дагон» — старинное название города Янгона. Пагода Шведагон похожа на огромный колокол. Она представляет собой ступу, происхождение которой восходит к могильным курганам. Это огромный земляной холм, облицованный камнем, оштукатуренный кирпичом и покрытый золотом. Главное отличие пагоды от храма в том, что в неё нельзя войти, она не имеет внутренних помещений. Пагоду Шведагон окружает платформа, приподнятая над окружающими холмами на высоту шестиэтажного дома. На вершину платформы ведут четыре лестницы, а вход у подножия главной лестницы охраняют два огромных крылатых льва.

Шведагон — это не одна золотая пагода, а целый храмовый комплекс. Исполинский золотой купол стоит в окружении 70 мерцающих золотом небольших ступ, маленьких храмов и павильонов. В павильонах висят огромные колокола, один из них — Маха Тиссада — весит 42 тонны, а Сингумин — 23 тонны. В 1825 году англичане пытались вывезти из Бирмы Сингумин, но их корабль потонул, не выдержав тяжести груза. Англичане пообещали бирманцам, что если те смогут поднять колокол со дна реки, то он останется на родной земле. Бирманские инженеры подтолкнули колокол с помощью бамбуковых бревён, и он всплыл самостоятельно.

8Храмы Багана в Мьянме

Баган расположен на восточном берегу реки Иравади на сухих и засушливых землях центральной равнины страны. Паган или Баган был основан в 849 году нашей эры. Всего за пару сотен лет, к началу 11 века, он стал столицей первой бирманской империи, сердцем огромного царства буддистов Тхеравада. Город процветал. Он стал космополитическим центром религиозной и светской жизни. Сюда съезжались монахи из буддистских стран. Из отдаленных Индии, Цейлона, кхмерской империи приезжали в Баган ученые и поэты для изучения стихосложения, фонетики, грамматики, астрологии, алхимии, медицины, права.

Но однажды, в конце 13 века, всему пришел конец. История связывает упадок этого царства со вторжением монголов. Великолепный город был разграблен, покинут и потянулись годы медленного его разрушения. Баган изначально строился как из дерева, так и кирпича, но до наших дней не дошло ни одного деревянного здания. Время, землетрясения и пожары поглотили их, остался только кирпич.

Это место храмов и пагод, в большинстве построенных с 11-го века до 13 века древними царями и правителями Бирмы. Горизонта нет — со всех сторон тянутся ввысь шпили —ажурные башенки в форме початков кукурузы, ананаса. Золотые и кирпичные. И сами храмы — кирпичные, каменные, золотые. Маленькие, большие, громадные. Всех видов, форм и конструкций, разной эстетики — здесь и башни, и пагоды, и гигантские каменные колокола, и сооружения в форме тыкв. Некоторые из них — действительно гигантских размеров. Многие из храмов Багана были архитектурными чудесами своего времени, да до сих пор их величие вызывает трепет у посетителей.

Кладка, в которую не просунуть лист бумаги между кирпичами, массивные крыши, которые держатся на искусном использовании арок и сводов, окна, сделанные таким образом, чтобы лучи солнечного света падали непосредственно на лица массивных Будд, восседающих в сводчатых помещениях.

Сегодня около половины этих великолепных сооружений из красного кирпича остро нуждаются в срочной реставрации или консервации. Во многих храмах доступ на верх закрыт.

Теперь такого города Баган — нет. Сейчас на его месте существует археологическая зона. То есть огромная охранная зона около 40 квадратных километров, с разбросанными по ней ступами, пагодами, храмами, несколькими деревнями и аэропортом. Древние хроники гласят, что когда-то Баган Мьянма на своих широких равнинах насчитывал 4446 храмов. А теперь, по данным ЮНЕСКО 1988 года, храмы Багана существуют только в количестве 2230 штук.

9Храм Боробудур в Индонезии

Боробудур — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны. Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Он строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра.

Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Форма мандалы представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.

Весь объём всего сооружения составляет примерно 55 000 м³. Ступа сооружена из 2 000 000 каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, — предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв.

В 1940 году голландский художник Нивенкамп выдвинул гипотезу, что Боробудур был построен в форме Будды на цветке лотоса, и по этой причине вероятно комплекс должен был находиться на озере. В 1949 году геологи нашли отложения, которые были интерпретированы как дно озера. Была выдвинута гипотеза, что озеро образовалось в результате извержения вулкана Мерапи в 1006 году или существенно ранее. Не ясно, осушалось ли озеро для построения ступы или это была природная катастрофа. Дальнейшие исследования показали, что озеро существовало в XII—XIV вв.еках, подтверждая то, что храм символизировал лотос.

Три уровня сооружения символизируют три сферы местопребываний — Камадхату (сфера страстей), Рупадхату (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм).

Уровень Камадхату был закрыт позже, вероятно для стабильности сооружения. Согласно ранней рукописи, автором которой был буддийский святой Кармавибхангга, на первом уровне было установлено 160 рельефных панелей. Они описывали мир страстей или мир чувственного, и развитие проявления чувственности в соответствии с законами кармы. Первые 117 панелей показывают различные деяния, приводящие к одному и тому же результату, а оставшиеся 43 панели показывают, как один и тот же эффект приводит к 43 разным результатам. Несколько панелей осталось в юго-восточном углу комплекса.

Рельефы на уровне Рупадхату иллюстрируют классические произведения Лалитавистара, Джатака-Авадана и Гандавьюха. 120 панелей на основе Лалитавистары рассказывают истории из жизни Будды Гаутамы. Некоторые панели рассказывают истории из классических джатак о предыдущих жизнях Будды в фольклорной форме. При этом Будда изображается богом, царём, обычным человеком или даже животным — львом, оленем, обезьяной, лебедем, черепахой. В каждом перерождении Будда показывает благородство и сострадание. Эти истории в популярной форме раскрывают буддийские принципы. Некоторые панели рассказывают о Судхане, странствующем в поисках мудрости.

Высший уровень, соответствующем Арупадхату (сфере без форм), представлен тремя круглыми террасами наверху. Здесь нет рельефов или плат, во времена строительства здесь помещались статуи будды в натуральную величину, обычно внутри ступ или ниш в стене. Многие из них не сохранились или повреждены.

Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Как этот уникальный монумент оказался забытым и оставленным, пока не ясно. В середине XX века было выдвинуто предположение, что после извержения вулкана Мерапи несчастья вынудили жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году, но многие учёные считают, что центр яванской цивилизации переместился в долину Брантас ещё в 928 году. Так или иначе, почему люди оставили Боробудур, остаётся загадкой.

В XVIII веке были лишь частично заметны верхние террасы. Голландские колониальные экспедиции находили другие монументы, но не упоминали о Боробудуре. Лишь в 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны. Когда он прибыл в Семаранг, он получил сообщение о том, что обнаружен холм с большим количеством камней с резьбой. Голландец Корнелиус организовал экспедицию, он собрал отряд в 200 человек и полтора месяца очищал монумент. Его работу продолжили другие между 1817 и 1822 годами. С 1835 года верхняя часть монумента была расчищена и весь комплекс стал хорошо обозреваем. В 1849—1853 годах художник Вильзен провёл работу по зарисовке рельефов. Его работы попали в Музей Античности в Лейдене. В 1873 году комплекс был сфотографирован. Тогда структура комплекса была совершенно не ясна, и в 1882 году инспектор по культуре предлагал полностью разобрать памятник и разместить в музее.

Тем временем памятник разворовывали, рельефы, скульптуры, орнамент растаскивали торговцы сувенирами. Король Сиама, посетивший в 1886 году губернатора, увёз с собой восемь бычьих упряжек со статуями и элементами орнамента и увёз скульптуру единственного сохранившегося хранителя храма.

В 1907—1911 годах Теодор ван Эрп предпринял первую капитальную реставрацию комплекса. С 1900 года молодой офицер входил в Боробудурскую Комиссию в Магеланге. Реставрация увенчалась большим успехом, и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид.

По причине ограниченного бюджета в первую очередь проводились работы по улучшению дренажа и восстановлению общей структуры. Для долгосрочной реставрации требовалось много дополнительной работы. Кроме того, Боробудур построен на холме, и необходима работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от растительности джунглей.

Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973—1984 годах под эгидой ЮНЕСКО. Сейчас комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия.

10Храм Хэинса в Южной Корее

Хэинса (Храм отражения в спокойном море) — один из известнейших буддийских храмов в Южной Корее. Здесь хранится знаменитый свод буддийских священных текстов Трипитака Кореана, вырезанных на более чем 80 тысячах деревянных табличек.

Хэинса является одним из трёх корейских храмов Триратны, представляя одну из трёх сущностей Триратны — буддийский закон (Дхарму). Расположен на горе Каясан в провинции Кёнсан-Намдо. До сих пор является действующим центром буддийского течения Сон.

В 1995 году ЮНЕСКО включила те постройки Хэинса, в которых хранится Трипитака Кореана, в список Всемирного наследия.

Впервые храм был построен в 802 году. По легенде два корейских монаха, вернувшихся из странствий по Китаю, Сунын и Иджон, излечили жену вана Эджана от тяжёлой болезни. В качестве благодарности Будде, ван приказал построить храм. Другой источник, Чхве Чи Вон (900 год), утверждает что Сунын и его соратник Иджон заручились поддержкой вдовствующей королевы, принявшей буддизм и оказавшей поддержку строительству храма.

Храмовый комплекс достраивался или восстанавливался несколько раз — в X веке, 1488, 1622 и 1644 годах. В 1817 году Хэинса был сожжён, после чего главный зал восстановили в 1818 году. Главный зал, Тэджоккванджон (Зал великой тишины и света), необычен для корейского буддизма, так как посвящён Вайрочане (Будда Вайрочана — один из пяти Будд Мудрости в буддизме), тогда как в других буддийских храмах Кореи главные залы посвящены Соккамони.

Источники: mandalay.ru, svoiludi.ru, vbuddisme.ru, galitravel.ru, putidorogi-nn.ru, control-point.ru, ru.wikipedia.org, stilnos.com

Оцените статью
Тайны и Загадки истории