
На фотографиях.Сверху справа-подводник №1 Советского Союза Александр Иванович Маринеско.Слева внизу автор книги Владимир Николаевич Бойко. Северный флот,борт атомной субмарины.1985 г.
Продолжение Следует…
Ушел на дно последний боевой резерв гитлеровского подводного флота, последняя надежда Гитлера и Деница. Германские подводные лодки XXI и XXIIIсерий были новыми и ждали свои экипажи, которые выйдя в море, смогли бы изрядноиспортить нервы У.Черчиллю, который однажды сказал: «Единственное, что по-настоящему пугало во время войны – это угроза полной блокады со стороны немецких подводных лодок».
4-10 февраля 1945 года в Ялте английский адмирал Э.Канингхем в своем докладе остановился на трудностях борьбы с немецкими подводными лодками и высказал просьбу о помощи Англии в этой борьбе, в частности, пожелал, чтобы русские поскорее заняли Гдыню, где готовили кадры для подводных лодок в школе подводного плавания Германии.Сам лайнер был особенно памятен Гитлеру, который лично принимал участие в его спуске на воду в Гамбурге в 1938 году, и поднимал на банкете тост «За великую Германию!». По словам Военно-морского Министра Советского Союза адмирала флота СССР Н.Г.Кузнецова «…из всех вооруженных сил Германии лишь один подводный флот до самого конца войны продолжал представлять угрозу, размеры которой нельзя было точно установить». Гибель лайнера была величайшей катастрофой, лишившей фюрера Германии и адмирала Деница надежды добиться перелома в войне на море и возможного перемирия. Когда доложили Гитлеру о потоплении лайнера он сказал: «Это крах Германии!».
9 февраля 1945 года в 23 часа 15 минут С-13 на выходе из Данцигского залива пустила на дно военный транспорт «General fon Shtoiben» (1922 года постройки, 14 660 брт) с 5 400 танкистами на борту. Германия потеряла подготовленных танкистов, направлявшихся за новыми танками.
Это был второй удар по военному потенциалу Германии все одним и тем же командиром советской подводной лодки капитаном III ранга А.И. Маринеско!
Это был второй удар по военному потенциалу Германии все одним и тем же командиром советской подводной лодки капитаном III ранга А.И. Маринеско!
Прошло чуть более 67 лет от описываемых событий, не прекращаются споры о военной и моральной стороне потопления кораблей противника, издано много монографий и написано книг, их историей занимаются историки, исследуют молодые дайверы, рассказывают молодежи ветераны-подводники на всем постсоветском пространстве. Не утихают споры вокруг потопления лайнера ««Wilhelm Gustloff», кого было больше на корабле: детей женщин и стариков или военных специалистов? Надо ли было торпедировать его? Но стоит лишь задуматься на минуту, что было бы с Англией, если бы подводники второй дивизии, шедшие на лайнере, дошли бы до своих подводных лодок и вскоре сто двадцать три новейшие подводные лодки XXI и XXIII серий вышли бы в Атлантику на блокаду Великобритании? Сколько новых танков встали бы в оборону против наступающих частей Советской Армии, не потопив бы он военный транспорт «General Steuben» с 5 400 танкистами на борту? Ведь не зря говорят, что Уинстон Черчилль сказал по поводу потопления ««Wilhelm Gustloff», что «…Англия должна поставить командиру советской подводной лодки золотой памятник…». Вот так высоко был оценен подвиг А.И. Маринеско премьером Великобритании! К глубокому сожалению у нас подвиг Александра Ивановича был признан лишь после его ухода из жизни. Подводники всех стран мира всегда подчеркивают исключительность подвига подводной лодки С-13 и ее командира А.И.Маринеско. И потому не утихают споры вокруг имени А.И. Маринеско и его подвига, которым пора положить конец.