Лидия Ричардовна Клемент родилась в Ленинграде 8 июля 1938 года.
Отец Ричард Клемент – инженер из Эстонии скончался еще до войны и маленькая Лида провела всю блокаду в Ленинграде с мамой Марией Гордеевной. В1944 году пошла в школу и одновременно училась в музыкальной школе по классу фортепиано.
В 1955 году поступила в Ленинградский Инженерно-Строительный институт(ЛИСИ)Музыкой и пением занималась с детских лет — сначала в музыкальной школе, обучаясь игре на фортепиано и участвуя в школьном хоре. Затем, поступив в Ленинградский инженерно-строительный институт, пела в студенческом джазе.
Окончив институт, работала проектировщицей. Около двух лет пела с эстрадным оркестром ДК им. Орджоникидзе под управлением пианиста Наума Темкина, сначала в самодеятельности института, а затем в ДК Культуры им. Ленсовета, где в этот период оркестром руководил А.С.Бадхен, который позже помог Лиде придти на профессиональную сцену.
В 1958 году музыкальный руководитель Ленинградского театра комедии В. Федоров создал ансамбль, куда Клемент привел композитор Александр Колкер. Лидия около года выступала с ансамблем, и ее «Песенка почтальона» пользовалась большой популярностью.
В 1958 году музыкальный руководитель Ленинградского театра комедии В. Федоров создал ансамбль, куда Клемент привел композитор Александр Колкер. Лидия около года выступала с ансамблем, и ее «Звёзды в кондукторской сумке» пользовалась большой популярностью.
После окончания института Лида работала инженером в Ленпроекте, а в 1961 году вышла замуж и, после рождения дочери Наташи, оставила инженерство окончательно, и в сентябре 1962 года была принята в Ленэстраду.
Девушку быстро запомнили. У нее были красивые голубые глаза, прелестная улыбка и ямочки на щеках. Ее никогда не видели хмурой, взвинченной или рассерженной.
У Клемент небольшой по диапазону голос, но она хорошо понимала, о чем поет, старалась не заигрывать с публикой, и держалась с большим достоинством. Она была по-настоящему увлечена песней, и этим и заражала слушателей. В ее проникновенном исполнении обрели популярность песни Андрея Петрова («Звезды в кондукторской сумке», «Осень»), Г.Портнова, Ю.Саульского.
В то время много певиц пришло на эстраду из самодеятельности (М.Кристалинская, А.Иошпе, Э.Пьеха и т.д.), но для Лиды этот переход оказался намного сложнее. В Ленинграде культурой управляли бюрократы, которые не понимали, что народ устал от боевых и трудовых подвигов, настало время новых песен, но партийцы боялись всего нового, и культначальники видели в Лиде лишь микрофонную певичку, удел которой петь на танцах или в ресторане.
И хотя молодые ленинградские композиторы (А.Колкер, С.Пожлаков) ее уже знали и доверяли исполнять свои песни, но доступа на радио ей не было пока композитор Андрей Петров не настоял на том, чтобы именно Лидия Клемент записала его новую песню – «Звезды в кондукторской сумке»
Это было в октябре1962 года, а после этого ею была спета «Карелия» ,был «Голубой Огонек», исполнены впервые десятки новых песен, пришли любовь и признание миллионов зрителей…
Клемент стала настоящей любимицей публики. В телевезионную программу «Тысяча почему» ее пригласили Г.Орлов и В.Нечаев. Программа вышла в эфир в декабре 1963 года.
В репертуаре Клемент была и другая песня Андрея Петрова — «На кургане». И песня Александра Колкера — «Если б не было в мире влюбленных».
Всесоюзную известность принесли Клемент песни «Карелия» (А.Колкер, стихи К.Рыжова), «Дождь на Фонтанке» (В.Шаповалов, стихи Б.Гершта и К.Григорьева), «Неужели это мне одной?» (Г.Портнов, стихи Ю.Принцева). «Карелия» перешагнула рубежи страны.
Ее пели разные исполнители в Финляндии, Швеции и Канаде.
Лидия Клемент много выступала на ТВ, радио. Она была замужем за Борисом Шафрановым, впоследствии эмигрировавшем в Англию, а затем в США.На Ленинградской студии телевидения кинорежиссер Н. Курихин снял фильм, куда вошла «Карелия» в исполнении Лидии Клемент.
Режиссер застелил пол студии стеклом, и лучи света, преломленные им, казались игрой солнечных бликов на воде. Певица исполняла песню на большом валуне около импровизированной озерной глади. В финале она поднималась, и шла прямо на камеру, на зрителя, а ее второе изображение, напротив, уходило в глубину кадра.
Простой прием рождал поэтическую мысль: часть души остается здесь навсегда, растворяется в карельском пейзаже. Этот фрагмент с «Карелией» часто показывали по телевидению. Но пленка была позже уничтожена.
А она еще не знала что страшная болезнь уже жила в ней …
Скончалась Лидия Клемент 16 июня 1964 года после скоротечной и тяжёлой болезни — саркомы.
Вспоминают поклонники творчества певицы: «Был очень жаркий день. Наши ребята-архитекторы под ее большим портретом некролог написали. В Театре Эстрады было не протолкнуться, пуговицы отрывались, так много людей пришло проститься.
Лидочкина мама была в крайне тяжелом состоянии… Девочка маленькая осталась. Раньше Лида с малышкой приходила в нашу мастерскую и вот, такое горе… Её взяла на воспитание Ольга – Лидочкина старшая сестра. Мне кажется, что она была сводной сестрой по отцу… Все боялись, что у дочки тоже какое-то родимое пятно на спине.
Говорили, что девочка, когда выросла, эмигрировала. Наверно, к отцу уехала. Точно не помню всех подробностей, но я сама слышала, как наш артист Герман Орлов, выступая в какой-то передаче, Лидочку вспоминал и горевал, что её дочка, как уехала, так — ни слуху, ни духу. А сколько неприятностей было с Лидиным мужем… А она была очень скромной, порядочной, хорошо воспитанной…
Лидочка должна была ехать в Венгрию с программой. Необычайная поездка в то время. Когда наметился страшный диагноз, сестра Ольга пошла к лечащему врачу: как быть, ведь Лида больна, лечиться надо… А врач сказал: «Пускай едет, куда хочет…» Все тогда знали, чем заканчивается саркома. Не помню, как сложилось с поездкой. Она лежала в Куйбышевке… Андрей Петров ее навещал… и она даже еще пела…».
Композитор Александр Колкер вспоминал: «Лидия Клемент… Мы жили вместе на даче в Кирилловском. По дороге не Выборг. У Лиды с мамой там был свой домик, а мы снимали комнату, чтобы вывозить на лето дочку. Загорали вместе, на озере.
Как-то я заметил, что Лида заклеивает пластырем родимое пятно на ноге… Она умерла в двадцать пять лет. Лида была красивой и талантливой. Умирала она под звуки «Карелии». В тот скорбный день Центральное радио передавало эту уже очень популярную песню двенадцатый раз».
Последней ее сьемкой на Ленинградском телевидении была песня А.П.Петрова — «Я шагаю по Москве». Это было за две неделии до 16 июня 1964 года, того дня когда ее не стало. Прощание проходило в Ленинградском театре Эстрады где собралось огромное количество ее поклонников.
Лидия Клемент похоронена на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Памятник на её могиле придумал архитектор Юрий Лобанов — диск, напоминающий музыкальную пластинку, а над ним горизонтально повисший брусок-тонарм.
Первая пластинка Л.Клемент вышла в 1965 году.
Ее жизнь на сцене длилась меньше 2лет, но оставила след в сердцах людей, которым так не хватает искренности и доброты даже сегодня, 45 лет после ее смерти, песни Лиды трогают души даже тех ,кто родился совсем в другое время.