Ликвидация маршалом Жуковым Г.К. бандитских группировок в послевоенной Одессе

  “Ликвидация” :   Фильм про бандитскую Одессу

14-серийный фильм Сергея Урсуляка “Ликвидация” о том, как Г.К.Жуков боролся с бандитизмом в послевоенной Одессе, вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Одни говорят, мол, сюжет выдуман, другие — все было гораздо кровавее. Мы отыскали тех, кто в 1946—1947 годах были сотрудниками милицейских органов и уголовного розыска.

Но прежде, несколько слов о том, как выглядела послевоенная Одесса. После ее освобождения от фашистов, согласно постановлению Совета Министров СССР был установлен особый паспортный режим — запрещалось прописывать осужденных за особо опасные и контрреволюционные преступления до снятия ими судимости. Такие меры применялись для того, чтобы пресечь разгул бандитизма, который набрал небывалые обороты. Обострению криминогенной обстановки способствовала и засуха 46-го года. Это не был “мертвый” 33-й год, но голод, карточки и талоны на продукты обостряли ситуацию. В то же время на “Привозе” было все, что душа пожелает — сало, мясо, мука, масло… Буханка хлеба стоила 100 рублей — примерно месячная зарплата. Поэтому основными “объектами” грабежей и налетов были продукты.

В 1946 году Одесса вошла в “особый список” городов, где были созданы особые органы милиции. Милиционеры получали повышенные должностные оклады и улучшенную форменную одежду. Тем не менее, личный состав милиции был недоукомплектован, а “профи” среди них были единицы. Пополнение кадров шло в основном за счет демобилизованных воинов, бывших партизан и других желающих работать в милиции.

Фильм “Ликвидация” — исторический детектив с элементами боевика. Сценарий картины основан на реальных событиях ликвидации банды, орудовавшей в послевоенном городе.

Режиссер подобрал звездный актерский состав. В фильме снялись Владимир Машков (Давид Гоцман), Владимир Меньшов (маршал Жуков), Михаил Пореченков (Виталий Кречетов), Александр Семчев (Эммик), Светлана Крючкова (тетя Песя).

В начале съемок, 4 июля 2006 года, трагически ушел из жизни актер Андрей Краско — на съёмочной площадке у него остановилось сердце. Его роль, вора Фимы, сыграл Сергей Маковецкий.

В напряжении всех держит детективная интрига.

После войны, в 1946-м, маршала Жукова товарищ Сталин ссылает в Одессу — командовать Одесским военным округом. Это действительно исторический факт, остальные перипетии — выдумка. “Жемчужина у моря” встречает Жукова разгулом банды “Степные волки” (аналог знаменитой “Черной кошки”), и маршалу предстоит вычислить ее предводителя — немецкого шпиона по кличке “Академик”. Против бандитов также выступают подполковник уголовного розыска Давид Гоцман и майор военной прокуратуры Виталий Кречетов. Силами военной контрразведки формируются “батальоны смерти” и все бандиты ликвидируются. Развязка телефильма непредсказуема — тем самым неуловимым “Академиком” оказывается сам майор Кречетов.

Ну и в конце концов, этот исторический детектив насквозь пропитан неподражаемым одесским колоритом (с актерами даже занимались педагоги, чтобы их говор походил на одесский акцент) и напоминает всенародно любимый телехит “Место встречи изменить нельзя”.

ЧТО НЕ УВИДЕЛ ЗРИТЕЛЬ В «ЛИКВИДАЦИИ»

Похороны десятков убитых.

Один съемочный день здорово напугал одесситов. Помните, в фильме длинную вереницу гробов с расстрелянными бандитами? Так вот процессия из нескольких деревянных гробов шла вдоль Дюковского парка. Завидев гробы, люди снимали кепки, крестились, охали, говорили, что опять пацанва разборки устроила. Когда же сердобольным гражданам объясняли, что это кино снимают, они не верили: “Да это вы себя, ментов, отмываете, чтоб не рассказывать, сколько их побило друг дружку”. Дело в том, что Дюковский парк в последние годы зарекомендовал себя, как место разборок братков. Так что, видимо, только фильм мог убедить одесситов, что это таки да было кино.

За право маршала искупаться пришлось платить.

Сложнее всего работалось на пляже — 16-я станция Фонтана. Особенно когда снималось купание маршала Жукова. Некоторые пляжники с пониманием относились к работе кино и переходили на другой пляж. Но надо знать одесситов. Один из них доказывал, что он с пяти лет загорает всегда вот на этом самом месте и никуда не собирается уходить, иначе утонет. Но когда директор картины Михаил Бурдаков решил “отблагодарить” одессита, он соизволил в этот день не купаться.

Даешь ворота!

Съемочной группе жители Колонтаевского двора, где проходили съемки, напомнили, что в “те времена” были ворота и на ночь они закрывались. Что ж, в плане “моральной компенсации” за счет фильма были установлены ворота — и не только для фильма.

Рыба не “рыба”.

В фильме Гоцмана увозит “большой воронок”. Так вот “морда” этого автомобиля — часть фургона для перевозки рыбы. Просто голубую “будку” с надписью “рыба” сняли и пожалуйста — машина-ретро.

Давид был, Маркович тоже, а вот Гоцмана придумали

Сотрудники милиции 40-х годов говорят, что образ Давида Гоцмана, которого сыграл Владимир Машков, скорее всего собирательный. Имя «Давид» носил некий Курлянд, на то время заместитель начальника уголовного розыска, его личное дело изучали при написании сценария Поярков и Урсуляк, определяя, каким будет главный герой фильма “Ликвидация”. Именно при нем была уничтожена банда, действия которой легли в основу фильма «Место встречи изменить нельзя». Многие, в особенности моральные качества, этого героического человека, кроме имени “Давид” можно найти в герое Машкова – Гоцмане. Скромен, полностью отдан работе, практически не думает о себе. В личном деле обнаружены два ходатайства его коллег по службе о получении разрешения на прописку в его коммунальной двухкомнатной квартире в 33 метра внучки с мужем, которая там родилась и проживала в свое время 12 лет, а сейчас могла бы оказывать помощь ветерану, и о выделении материальной помощи уже 77-летнему полковнику запаса для лечения жены (1990 г.). Так что гроза бандитов немного для себя наработал.

Отчество «Маркович» было у Артема Кузьменко, зам.начальника Управления НКВД по Одесской области, а вот с фамилией Гоцман одесситы не вспомнили никого. Правда, по решительности, ухваткам и умению знать и разговаривать с одесскими бандюками вспоминали оперативника по фамилии Франк. Возможно, его черты характера и поведения легли в основу образа Гоцмана. А вот как начальника, умеющего как никто работать и раскрывать преступления, называли Виктора Павлова, с апреля 1944 года возглавлявшего отдел по борьбе с бандитизмом УКВД Одесской области. О том, как он гонял банды в Ингушетии, не только легенды ходят, а и публикации в журналах имеются.

Виктор Павлов ликвидировал деятельность банды, члены которой, одетые в полувоенную форму, вооруженные, на машине иностранной марки «Джод» нападали на колхозников по Овидиопольской трассе, которые ехали на рынок. Бандиты избивали крестьян, отнимали у них продукты, вещи, деньги, грузили на свою машину, потерпевших укладывали на землю, а если кто поднимал хоть голову — стреляли на месте. Такие же налеты они совершали и на других дорогах – при выезде на Березовку, Тирасполь, Николаев. Павлову удалось выяснить, что главный бандит по кличке «Батя», блондин высокого роста, средних лет, умеющий водить автомобиль виртуозно, судимый еще до войны к высшей мере наказания. В его банде были дезертиры, бывшие полицаи. Оружие приобретали у немцев еще. Воевали не против «наших» за немцев, а против всех за «красивую жизнь» (помните, в фильме герой Пореченкова “Академик” говорит примерно так: «Ты думаешь, я немцев люблю? Я вас ненавижу!») Эта вооруженная банда из 16 человек была обезврежена и все приговорены к высшей мере наказания (смертная казнь тогда была отменена).

“Туфли на каблуках даже неприличным считалось надевать”

Одессит Исай Бондаренко в 1946 году работал участковым милиционером на самом «беспросветном» участке. В его районе находились кассы вокзала, вся шпана там крутилась.

— Но ни о каких убийствах, о которых идет речь в фильме, я не знаю, не видел и не слышал, — говорит Исай Григорьевич. — И по одному милиционеры не ходили ночами. Они ночевали на работе, а если хотели домой пойти — сопровождали два автоматчика. Были случаи нападения на офицеров – оружие интересовало бандитов. Но из нашего, по крайней мере, отделения ни один сотрудник милиции не был убит. А тем более если бы сотнями, как в фильме показывали, хоронили… Нет, такого не было. И о нападениях на склады с обмундированием не помню. Были на моей памяти два нападения, типа как в фильме показали, но на «продуктовые объекты». Грабанули кондитерскую фабрику. Два огромных студебеккера с бандитами убили сторожей, забрали продукты – мука, сахар, масло, спирт и т.д. Это уже было чрезвычайное происшествие по тем временам. Через неделю такое же нападение на Бисквитную фабрику. Так же вынесли продукты. Милиция устроила засаду и задержала бандитов. Перестрелка была, но никого не убили. Среди бандитов были и не раз судимые и солдаты-водители Одесского военного округа. Голод был, соблазнили и припугнули мальчишек молоденьких.

Мой участок был – сплошные «малины». Маслозавод, мукомольня небольшая была. В первом Водопроводном переулке была небольшая масляная фабрика, где из американских арахисовых консервов в маленьких баночках (вкусная вещь была!) давили масло. Ликеро-водочный завод рядом. Воровали сами работники и продавали на Привозе многое. Ведь булка хлеба стоила месячную зарплату на рынке – 100 рублей. Были коммерческие магазины, в них булочки сдобные продавались по 5 рублей. Так, чтоб их купить, очередь сутками стояла, выстраивались на 4-5 кварталов. А тут в фильме, вижу, бандит заходит в пустую кондитерскую и вообще никаких очередей нигде нет. Вот, думаю, хорошо как жилось…

Если бы такие, как сейчас принято говорить, резонансные убийства массовыми были, не мог бы не знать. Вот был случай – дворничиха со своим мужем делали пирожки с фаршем кошек и собак и на Привозе продавали, а потом муж озверел совсем, убил молодого парня, который принес к нему на починку примус, освежевал и хотел с ним пирожки делать, а женщина уже не выдержала этого и заявила. Взяли мы его с поличным, так это дело Киев сразу к себе забрал…

— Так что, ничего похожего от своей молодости в фильме не увидели?

— Почему? Гоцман мог быть такой. Если от всех понемножку взять. Правда, сомневаюсь, что бандюки отпетые так могли бы его допустить к себе на «беседу», как в фильме. Если только Франк мог так их «прижать», когда Давид, помните, за Фиму пошел спрашивать? Потому что был у нас отважный товарищ. Накануне захвата той банды, что Бисквитку грабила, пошел он к ним, только вошел, они его и грохнули. Вот тебе и геройство…

Говор одесский и манеры поведения людей – ну прямо как мы тогда. Очень похоже. Правда, в одежде не все совпадало – и по форме и по гражданке, ну так, мелочи. А может, я уже и подзабыл что… Только вот женщины молодые так не одевались, как в фильме. Моя жена молоденьким кассиром была. Так у них шик был в кирзухах (кирзовые сапоги. – Авт.) и фуфайках щеголять, да под ремень на талии. Это было модно – ну, вроде, как и они военные. А туфли на каблуках даже неприличным считалось надевать.

И, конечно, я вспомнил наши одесские дворы. Вот они настоящие показаны. Все были, как одна семья. И неважно, что один профессор, а другой слесарь, один еврей, а другой румын. Не то что знали, кто к кому ходит, а даже что кому снится. Тогда дворы все имели ворота. В 12.00 ночи закрывались. Если вы где-то загуляли, то должны дать дворнику рубчик, чтоб он вас пустил. Дворник все знал – это были самые лучшие помощники нас, участковых. Ну и я все свои 3 тысячи человек тоже хорошо знал. Не то, что сейчас…

И Фима такой очень даже мог быть. Нам, особенно после войны, часто помогали «совестливые», а в прошлом мелкие бандиты. У Павлова был даже один такой в деле, кажется, Дубинин его фамилия. В банду даже засылали… Павлов умел работать, да. А вот чтобы в одной семье был и бандит, и милиционер, что-то не упомню. Кадров, конечно, не хватало, но проверку все-таки серьезную проходили…

Жуков был симпатичным

Нина Кошелева, телеграфистка штаба Одесского военного округа в 1946—1948 годы вспоминает Георгия Жукова таким:
«…Он невысокого роста, плотный, симпатичный. Подтянутый, очень аккуратно одет. Он входил быстро и быстро поднимался наверх. Здоровался, конечно».

“Жуков был статный, а не такой как в фильме”

— Мне фильм не понравился, — делится своими впечатлениями Николай Иолтуховский, который с 1944 года работал начальником секретариата УВД Одесского облисполкома , затем горисполкома. Сейчас ему 88 лет. — Я посмотрел несколько серий и бросил. В первую очередь стало обидно за Жукова. Здесь он какой-то мелкий, суетливый и даже хамовитый. И много неточностей. Я лично сам присутствовал на встрече маршала. Все было не так, как в фильме.

Тогда здания вокзала железнодорожного не было. Просто перрон. Вот на перроне и встречала его милиция. Прибыли два литерных вагона и платформа, на которой находились автомобили Жукова, он прибыл с дочерью. Тогда не было еще транспортной милиции, охраняли площадь сотрудники наружной милиции под руководством замначальника Коровина, как сейчас помню. Затем Жуков поехал в обком партии – надо же было доложиться, а не то что в фильме – все к нему ринулись, не зная даже откуда он появился… Обком партии до января 1946 года находился на Думской площади – там, где сейчас мэрия. В начале года там случился пожар, проводка, вроде бы загорелась, и партийные боссы переехали в здание областного управления внутренних дел, на Преображенскую,66, а милиция, в свою очередь – на Маразлиевскую, где сейчас Дворец молодежи. Так вот туда, на Преображенскую, и приехал Жуков. Пробыл там, сколько надо, и уехал. Никакого мальчишки, а тем более такого, чтоб часы с руки снял, не было. Это уже смехотворно. К Жукову никого не подпускали близко! Народу, конечно, полно было около здания – всем хотелось увидеть маршала-победителя, его очень любили и уважали. Его адъютант вышел к нам, милиции, сказал: «Людей разгонять не надо, сделайте только проход». Так мы и сделали. Все его увидели, но близко никто не мог подойти.

И вообще, контакта особого с милицией у Жукова не было, чтоб там, как в фильме – приехал, всех бандитов порасстрелял, навел порядок, мол. Нет, такого не ђи4 ђи4 в армии навел строжайшую дисциплину. Не дай бог выйти на улицу с помятой фуражкой, формой или нечищеными пуговицами, или не отдать приветствие старшему по званию – сразу вот сюда к нам в комендатуру и 4 часа строевой подготовки.

Я видел маршала, когда встречал, когда тот командовал парадом 7 ноября 1946 года на Куликовом поле Одессы. Выехал, статный, на красивой лошади… Это был человек…

Если долго не кололся бандит, его сажали копчиком на угол стула. Это больно и долго не просидишь. Вроде бы и мер никаких силовых, а признаваться приходилось.

Просили показать язык. Тот показывал. Ему били под подбородок со словами: «Ах ты, гад, еще и дразнишься, язык начальнику показываешь». А тот в это время «зализывал» прикушенный язык и чуть не выл от боли.

Николай Иолтуховский рассказал, что МУСОР это не оскорбление. Была такая организация – Московский Уголовный Сыск — МУС. Даже значки такие небольшие были – кругленькие с буквами «МУС». Их носили с обратной стороны лацкана пиджака. И как в свое время Остап Бендер высовывал чуть-чуть «красную книжечку», так небрежно отворачивали лацкан, когда представлялись МУСОРа, то есть Московского уголовного сыска оперативный работник. Быть таким работником была особая честь и особый шик.

Телефильм «Ликвидация», посвященный истреблению банд в послевоенной Одессе, завоевал Гран-при на фестивале «Виват, кино России!»



Наталья Гончарова, Дарья Кветкина. http://www.segodnya.ua
Памятник человеку, который стал прототипом главного героя

В Одессе будет установлен памятник человеку, который стал прототипом главного героя нашумевшего российского сериала “Ликвидация” — начальника уголовного розыска Давида Гоцмана. Об этом во время визита в Одессу сообщил глава МВД Украины Юрий Луценко.

Скульптуру установят возле здания Главного регионального управления МВД на Еврейской, 12, уже в нынешнем году. Предполагается, что свое место она займет ко Дню милиции, который отмечается 20 декабря.

14-серийный телевизионный сериал “Ликвидация” режиссера Сергея Урсуляка повествует о работе одесского уголовного розыска в послевоенные годы. Роль Давида Гоцмана исполняет Владимир Машков. Считается, что этот запомнившийся зрителям образ очень “созвучен” с реальным человеком — Давидом Михайловичем Курляндом. Он приехал в Одессу в апреле 1944-го и через 4 года стал заместителем начальника УГРО. Как рассказал Юрий Луценко, в музее МВД имеются фотографии одесского розыскника, так что скульптурное изображение будет соответствовать оригиналу.

В одесском Музее милиции хранятся и воспоминания Давида Курлянда, написанные в конце восьмидесятых. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые “настоящий Гоцман” расследовал с 1935 по 1963 год, работая в Узбекистане, в Харькове и Одессе. Написаны они по-разному: где по-канцелярски сухо, а где по-одесски, с юмором. Дневник — кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание:
“Оборотень”, “И оружие не помогло”, “Случайное задержание”, “Неудавшаяся гастроль”, “Задача с одним неизвестным”, “Засада”, “Импортный макинтош”, “Яшка китайчик”…

В те времена, о которых рассказывает сериал “Ликвидация”, Одесса была в числе городов так называемого “особого списка”. Это определение означает, что бандитизм здесь “зашкаливал”, а согласно тогдашнему законодательству, к лицам, заподозренным в бандитизме, можно было применять любые меры военного времени — вплоть до расстрела на месте в случае оказания сопротивления.

“Тяжело было всем службам УВД в освобожденном городе, — так писал Курлянд о послевоенной Одессе. — Преступники активно действовали, особенно дезертиры, которые, как правило, были вооружены. Они совершали разбойные нападения, похищали государственное и личное имущество. Преступники нередко оказывали вооруженное сопротивление, во время которого мы потеряли несколько оперативных работников. Мы работали, не жалея своего здоровья. Память о тех, кто погиб в схватке с преступниками, навсегда останется в наших сердцах… Как и у других сотрудников, у меня были неприятности по службе и дисциплинарные взыскания, но это никак не отражалось на добросовестном выполнении мною обязанностей”.

В основу фильма легли реальные события. Летом 1946 года по приказу Сталина маршал Георгий Жуков был снят с поста Главнокомандующего Сухопутными войсками и отправлен на Украину командовать Одесским военным округом. В Одессе он с ходу взялся за наведение порядка.

Было проведено несколько громких операций. Одна из них, под названием “Маскарад”, и легла в основу сценария.
— Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции “Одесса-главная”. Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства, — вспоминает одессит Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. — Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар. — Прим. ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской…

Режиссер Сергей Урсуляк не раз говорил, что все действия героев в “Ликвидации” выдуманы от начала до конца. Исключение — приезд маршала Жукова в Одессу и операция военной контрразведки по уничтожению бандитов. Действительно, в реальных воспоминаниях Давида Курлянда о событиях в Одессе в 1946-1948 годах нет практически ничего общего со сценарием “Ликвидации” — ни уголовных дел, показанных в фильме, ни людей, похожих на киногероев.

“Не принимать всерьез” историческую сторону сериала настоятельно рекомендует и известный одесский краевед Олег Губарь:
— Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких “лесных братьев”, с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик, потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на Юге Украины? Возможно, строительные леса возле оперного театра имелись в виду? Конечно, не происходило и ареста “воров в законе” на концерте Леонида Утесова. Понимаете, даже не стоит об этом говорить, это же не документальное кино…
— Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по “зачистке” Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле, — говорит автор двухтомного романа “Ликвидация”, написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко. — Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время…

Сразу после выхода “Ликвидации” знатоки Одессы, всласть поругав все то, что одесситы могут поругать в “одесском фильме”, снятом москвичами (а “ляпов” в нем действительно хватает!), выдвинули сразу несколько версий относительно того, кто именно может считаться прототипом Давида Гоцмана. Назывались имена Артема Кузьменко, заместителя начальника управления НКВД по Одесской области, оперативника Франка, сотрудника специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкеля Флига, Виктора Павлова, который с 1944 года возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом…
— Никто из съемочной группы “Ликвидации” не интересовался воспоминаниями опера Давида Курлянда, — утверждает Василий Давиденко, директор народного Музея истории органов внутренних дел Одесской области. — Ни Машков, ни Урсуляк их не читали. Да и вряд ли они вообще знали о существовании Курлянда. Ведь то, что герой фильма Гоцман на него внешне похож, выяснилось только сейчас. По всей видимости, это случайное совпадение. А что до совпадения имен… так Давидов тогда в Одессе много было…

Тем не менее, сам Василий Давиденко в Гоцмане видит именно Давида Курлянда, с которым был знаком лично. Вспоминает, что Давид Михайлович много занимался милицейским музеем, экспонатами, тщательно собирал документы. Говорит, что Курлянд был на хорошем счету у коллег и начальства. Быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное — был трудоголиком и обладал неимоверным сыщицким нюхом…

Родился Давид Курлянд в 1913 году, был младшим в семье, в начале двадцатых жил в детдоме (мать была не в силах прокормить троих детей). В УГРО пришел в 30 лет. Был женат. С женой и двумя детьми — сыном и дочерью — жил в коммунальной квартире в центре Одессы, на Соборной площади. Умер полтора десятка лет тому назад. Таковы скупые строчки биографии из личного дела…
— В 1946 году Курлянд работал начальником отдела уголовного розыска, потом его перевели на должность заместителя начальника УГРО, — вспоминал в интервью газете “Добрый вечер” ветеран милиции Владимир Олейниченко. — Был он человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций. С ним легко было общаться. Помню смешной случай, когда нам пришлось говорить со Сталиным. Мы сидели в обеденный перерыв у начальника облуправления НКВД генерал-майора Юхимовича. Зазвонил телефон. Курлянд сказал: “Ну какой дурак звонит в обеденный перерыв!”. Я взял трубку, оказалось — говорит Василий Сталин, он тогда был командующим воздушной армии, попросил найти одну одесситку, которая пропала во время оккупации Одессы… С 1958 года Давид Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. В 1963 году был уволен в запас. Однако он ушел с обидой. Однажды позвонил Курлянду тогдашний начальник управления городской милиции и спросил: “Вы знаете, что ограбили Сбербанк?”. Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: “Зачем вы тогда там сидите?”. После этого он и положил заявление на стол.
С его уходом милиция многое потеряла…

Наверное, споры о том, кто из реальных исторических персонажей “больше похож” на Гоцмана, будут еще продолжаться. Так же, как и дискуссии на тему, насколько точно создатели сериала воплотили в своей работе Одессу (или свое представление о ней). Съемки сериала проходили в обычных одесских дворах, жилых квартирах и подъездах. Натуру и “гримировать” особой нужды не было: сегодняшние улицы Молдаванки или Слободки вполне сошли за “сразу после войны”. А вот российским актерам для пущей убедительности пришлось брать уроки “одесского языка” (сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в Одессе, специально ездил в общественном транспорте, консультировался с собирателями местного фольклора). Бывший киевлянин Сергей Маковецкий, сыгравший в “Ликвидации” роль экс-щипача Фимы, обращался за советом к своей жене — она родом из Одессы. Через месяц съемок с одесским акцентом заговорила вся киногруппа. “Кошмар! Когда мы вернемся домой, нам придется вновь учиться говорить по-московски”, — ужасался режиссер Сергей Урсуляк, а Владимир Машков признался, что долго потом отучался “шокать”. О своей работе над ролью Гоцмана он рассказал “Комсомольской правде”:
— Владимир, заполучить вас в кинофильм не так-то просто, чего уж говорить о сериале, пусть даже его снимает и очень хороший режиссер. Как вас удалось уговорить на эту роль?
— Во-первых, вы правы, режиссер замечательный! Я снимался в картине Сергея Урсуляка “Сочинение ко Дню Победы”, где сыграл небольшую роль, но этот открытый светлый фильм меня просто покорил. Так что поработать с таким режиссером еще раз — большая удача. Кроме того, я не отношусь к “Ликвидации” как к сериалу. Сценарий у этой истории уж больно хороший. А от хороших сценариев не отказываются.
— Очень многие сравнивают “Ликвидацию” с любимой нашим зрителем картиной “Место встречи изменить нельзя”. А у вас не возникло такого дежавю, когда вам предложили эту роль?
— “Место встречи…” — фильм, на котором я вырос, и буду продолжать жить. На мой взгляд, это одна из самых блистательных картин. И если между “Ликвидацией” и фильмом Говорухина есть что-то схожее — это прекрасно. Тем не менее, колорит у этих картин все-таки разный.

— На семь месяцев съемок вы погрузились в послевоенную разруху Одессы. Как вам жилось в том времени?
— Замечательно! Я получил много новых эмоций, потому что на площадке работало только одних актеров 120 человек. Это был мощный обмен опытом. Мы снимали по 15-16 часов в день, и я настолько погрузился в эту историю, что буквально зажил той жизнью. Кроме того, в Одессе у меня живут друзья, и свободное время мы проводили вместе. Они мне показали город. Мы катались на лодке, загорали, просто гуляли. Одесситы нас очень поддерживали: и подкармливали, и утепляли, когда нужно, и давали кров во время дождя. Хотя они сами говорят: “Ушел, ушел дух Одессы”, — но по моим ощущениям, он остался…

А герои “Ликвидации” тем временем уже “пошли в народ”. В одном из телевизионных интервью телекомпании “РИАК” народный депутат Сергей Гриневецкий рассказал, что в пору недавней смены одесских губернаторов ему поступило предложение из столицы — вернуться в кресло главы облгосадминистрации. Его тогда спросили: “Каких полномочий хотелось бы?”. Гриневецкий ответил, что его вполне устроили бы “полномочия маршала Жукова и — два Гоцмана рядом”. Но, кажется, на том конце провода его не очень-то поняли…

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий