Лучший танк Вермахта. Недостатки

 

tiger shema 300x177 Лучший танк Вермахта. Недостатки“Тигр” являлся грозным оружием, не лишенным недостатков в техническом плане: 

1.Слишком большое удельное давление на грунт, равное 1.04 кг/кв.см., в то время как оптимальным является 0.72 0.85, а верхний предел равен 0.95. Это являлось причиной того, что Тигр не мог легко передвигаться там, где все иные танки ехали свободно. Для него требовалась либо плотный грунт, либо улучшенная  дорога с гравийным покрытием. Даже обычная весенняя земля, раскисшая  от таяния снега, не давала Тиграм действовать. В результате, Тигры могли функционировать лишь зимой (при этом глубина снежного покрова должна была составлять менее 50см.) либо летом на просохшей земле.

2.Слишком большой  вес машины, составляющий 57 тонн. Вермахт не располагал достаточным понтонно-мостовым имуществом, которое позволяет наводить мосты грузоподьемностью в 60 тонн, а  саперы низководные мосты данной грузоподьемности строить  не умели, да и не имели соответствующего оборудования для этого. На территории России автодорожные стационарные мосты с грузоподъемностью 50-100 тонн строились на больших реках, причем там, где  они пересекали дороги союзного значения. На остальных же реках грузоподъемность мостов не превышала 30 тонн, в связи с этим Тигры не могли действовать успешно, если на пути оказывалась река, через которую не было проложено 100-тонного автодорожного или железнодорожного моста.

3. Огромный вес танка оказал влияние на то, что ему необходимы были широкие гусеницы (750 мм.). При этом ширина танка по гусеницам превышала железнодорожные габариты, что не позволяло переправлять “Тигры” по железной дороге. Для обхода данной  проблемы, каждый танк снабжали вторым, более узким (530 мм) комплектом гусениц. При этом нужно было снимать 2 наружных ряда катков. Кроме этого, оказалось, что в Германии и в России железнодорожных платформ, способных выдержать “Тигра”, не существует. Поэтому для каждого экземпляра  машины пришлось соорудить специальную 6-осную платформу. “Тигры”, прибывшие на платформах, после их разгрузки “переобувались” в боевые гусеницы и с каждой стороны устанавливались  два наружных ряда катков. Транспортировочные гусеницы размещали на платформах, ожидая, когда они потребуются. Чтобы перебросить “Тигр” на другой участок фронта, данные действия приходилось делать в обратном порядке.  А так как каждая гусеница весит более, чем  3 тонны, то без помощи автокранов здесь было не обойтись. Данный процесс занимал много времени и сил. На то, чтобы погрузить либо разгрузить “Тигры”, требовалось по несколько суток. А во время войны это очень опасно. Вражеская авиация, зная, что на станции находятся танки, не упустит шанса нанести свой визит туда.

4. Когда принималось решение о производстве “Тигров”, был упущен очень важный вопрос – это тягачи, необходимые для эвакуации и буксировки поврежденных танков с поля боя, а также для вытаскивания застрявших машин. Для того чтобы вытащить танк из грязи, который застрял по верхний край гусениц, нужны либо 2-3 танка такого же типа, либо специальный танковый тягач одного веса с танком, оснащенный полиспастом и мощной лебедкой. Вермахт для буксировки танков имел только полугусеничные  тягачи, у которых тяговое усилие составляло всего 18 тонн. Чтобы буксировать одного “Тигра” даже по хорошей дороге, необходимо было задействовать не менее 2 тягачей. Также требовалось использовать еще один боевой танк для страховки на спусках и подъемах. Танк, увязший в болотистом грунте, чаще всего можно было считать полностью потерянным, даже если от противников не было угрозы захвата, но  поблизости не было других 2 или 3 исправных Тигров.

5. Огромный расход бензина, остродефицитного на тот момент для Германии. Полной заправки баков, составлявшей 540 литров, 600-700-сильному двигателю достаточно было всего на 90-100 километров. Даже в памятке по эксплуатации “Тигра” от 1943 года было наглядно показано, что танк по автостраде сможет проехать 140 километров, а вне дороги топлива хватит лишь на 85 км. В связи с этим, возникали большие трудности по снабжению “Тигров” топливом, к тому же сухопутные войска не имели автоцистерн и бензозаправщиков. Топливо перевозили на грузовых автомобилях, в 20-литровых канистрах. Машины заправлялись вручную из канистр, при этом одному “Тигру” нужно было 27 таких канистр.

У танка Т-34, для сравнения, емкость баков составляла всего 480 литров, хватавших на 455 км. Дизельный двигатель был менее прожорлив, да  и у Красной Армии проблем с соляркой не было.

Синтетический бензин, ко всему прочему, очень плохо переносил морозы, при низких температурах не рекомендовалось глушить мотор “Тигра”, чтобы потом не возникало проблем с его  заведением. А это вело к огромному перерасходу бензина и износу двигателя.

6. Хоть для подготовки экипажей “Тигров” был создан учебный запасной батальон, оснастить учебными машинами его оказалось невозможным, поэтому всё обучение осуществлялось на танках Pz.Kpfw. IV, что отрицательно сказывалось на качестве подготовки танкистов.

7. Танк “Тигр”, хоть и разрабатывался аж с 1937 года, в серию всё же был запущен с кучей “болезней” и не прошедшим нужных испытаний, что приводило к постоянным поломкам.
Так, крайне неудовлетворительной была внутренняя связь в танке.  Смотровые приборы были устроены таким образом, что очень легко повреждались не только пулями, но и осколками от снарядов.

tiger vnutri 300x212 Лучший танк Вермахта. НедостаткиПроцент  исправных   танков в батальонах, в основном, составлял всего 40 процентов.  В ходе эксплуатации танков постоянно приходилось вносить какие-либо изменения и улучшения. Найти сотню абсолютно идентичных танков было очень затруднительно, что приводило к большим трудностям при ремонте машин и снабжении их запасными частями. “Тигры” выходили из строя по техническим причинам в несколько раз чаще, нежели  танки старых типов. В связи с этим эксплуатация “Тигров” разрешалась со следующими ограничениями:

  • Движение следует осуществлять без резких скачков оборотов двигателя. Нужно избегать развивать обороты на ¾ более, чем максимально допустимо. Избегать крутых поворотов и частых переключений передач, спусков и подъемов, крутизна которых более 12-15 градусов.
  • Средняя скорость движения в дневное время не должна быть более 10 км/час, а ночью 8 км/час.
  • Для “Тигров” нужно выделять маршруты по улучшенным дорогам, при этом применяя все меры для того, чтобы колонна “Тигров” не останавливалась, объезжая либо пропуская другие машины.
  • После каждого марша или боевого применения выделять подразделениям “Тигров” 2-3 недели для восстановления и обслуживания машин.

В боевой обстановке данными ограничениями  зачастую пренебрегали. Большинство “Тигров” было потеряно вследствие невозможности придерживаться указанных ограничений.

8. Запасных частей для “Тигров” изготавливалось в недостаточном количестве, а из-за уникальности многих деталей и агрегатов исключалась возможность использования их от других марок танков. Высокие требования к чистоте и точности обработки, качеству металла исключали их восстановление либо изготовление в полевых условиях и на предприятиях оккупированных территорий. “Тигров” с не очень серьезными поломками и повреждениями отправляли на заводы в Германию для ремонта.

9. Большая металлоемкость, сложность конструкции и трудоемкость производства “Тигров” сказались на том, что германская промышленность была не в состоянии производить их в таком количестве, которое нужно было для восполнения потерь и наращивания мощностей. В результате, батальоны  редко  располагали полным числом исправных танков (это 45 машин). В батальоне, в среднем, насчитывалось 4 22 танков.

10. Первые партии “Тигров”, брошенных в сражение на Курской дуге, вообще не имели пулеметов. Данное серьезное упущение делало невозможным использовать “Тигры” в качестве атакующих машин. Фактически танки являлись полуподвижными противотанковыми средствами, больше пригодными для обороны.

11. “Тигры” не имели правильно разработанной тактики применения,  которая соответствовала бы изменяющимся условиям войны и развивающемуся противотанковому оружию.

Окончание. Начало статьи “Лучший танк Вермахта” читайте здесь.

Автор: Николай Категория: Оружие СССР и Германии

 
 
Оцените статью
Тайны и Загадки истории