После нападения на Советский Союз в 1941 году Вермахт столкнулся с танками противника, бороться с которыми он не мог. КВ и Т-34 обладали броней, которую не пробивали производившиеся в то время германской промышленностью «панцеры» Pz-II, Pz-III и Pz-IV. Тем более что упомянутые немецкие марки производились в расчете на бытовавшее тогда Германии мнение, что главная задача танковых войск состоит в поддержке пехоты и уничтожении вражеской живой силы во время прорыва обороны противника, а также в стремительных рывках вглубь после прорыва.
Но бои на Восточном фронте заставили военное руководство нацистов пересмотреть эту тактику в пользу именно борьбы с советскими танками. Вследствие этого Гитлер дал указание двум фирмам, специализирующимся на танковом производстве («Хеншель» под руководством австрийского инженера З. Адерса и конструкторскому бюро Ф. Порше), сконструировать танк, который мог бы успешно бороться с русскими машинами. Вооружить его предстояло мощной зенитной 88-мм пушкой, она единственная в Вермахте пробивала броню КВ и Т-34.
В апреле 1942 года обе фирмы представили свои первые образцы для испытаний, на которых присутствовал сам Гитлер. Он-то и определил победителя конкурса – танк Адерса, но дал указание поставить на него башню от танка Порше. А уже в июле этот образец был пущен в серийное производство на заводах фирмы «Хеншель» под маркой Pz Kpfw VI Tiger Ausf H1. Название кстати после принятие на вооружение «Королевского тигра» в 1944 году поменяли на Pz Kpfw Tiger I, или Pz Kpfw VI Tiger Ausf.E.
Бронирование «Тигра» получилось довольно мощным – хоть и без наклона, но в 100 мм толщины лобовых листов. Ходовая часть состояла из восьми расположенных в шахматном порядке двойных катков с одной стороны на торсионной подвеске, благодаря чему достигался плавный ход танка. Но, хотя немцы по примеру КВ и «тридцатьчетверок» и применили широкие гусеницы, но все равно удельное давление на грунт получилось довольно большим, и на мягкой почве Pz Kpfw VI зарывался в землю. Да и при перевозке на железнодорожных платформах широкие гусеницы выступали за края и их приходилось менять на более узкие транспортные.
Бронебойный снаряд 88-мм полуавтоматической пушки на километровой дистанции пробивал броню 115 мм, а подкалиберный -180 мм на расстоянии 500 м.
Боевое крещение «Тигры» получили 29 августа 1942 года во время атаки на позиции советских войск в районе станции Мга под Ленинградом. Но тяжелые машины застряли в болоте.
Первые потери «Тигры» понесли 14 января 1943 года. На Волховском фронте советские солдаты подбили, а затем и захватили вражескую машину, после чего ее отправили на полигон, где были изучены все его сильные и слабые стороны и выработаны инструкции по борьбе с этим «зверем».
Многие историки и специалисты называют P-VI Tiger самым лучшим танком Второй мировой войны, начиная с середины 1942 года до конца боевых действий.
Танк “Тигр” сыграл в боях второй мировой войны важную роль. Благодаря появлению этих танков на фронте, удалось отсрочить в Германии конец нацистского режима. На момент появления танк “Тигр” превосходил любой другой танк союзников. Особенно впечатляющими являются достижения личного состава 503-го, 505-го и 502-го тяжелых танковых батальонов, которые действовали на Восточном фронте. «Тигры» 504-го и 501-го тяжелых танковых батальонов, сражавшиеся в Северной Африке, оказали значительное влияние на ход действий союзников.
С появлением новых советских противотанковых артиллерийских орудий и танков в сер. 1943 – н. 1944 г.г. на восточном фронте превосходство “Тигров” значительно снизилось. Но, даже в сражениях с таким серьезным противником как танк ИС-2, “Тигры” добивались успехов. У пушек “Тигров” было унитарное заряжание, за счет чего они достигали большей скорострельности, нежели орудие ИС-2 (у 122-мм пушки ИСа было раздельное заряжение). Например, в сражении 12 января 1945 г. танки “Тигры” уничтожили 22 танка ИС.
Экипажи “Тигров” имели также и лучшую подготовку, чем советские танкисты. В подразделения, вооруженные тяжелыми танками, отбирались лишь те добровольцы, которые имели боевой опыт.
Танк “Тигр” свою мощь очень наглядно продемонстрировал в Курской битве, 4 июля-23 августа 1943 г. танковые батальоны понесли минимальные потери. 505-й и 503-й тяжелые танковые батальоны во время операции “Цитадель” потеряли лишь по 3 “Тигра”, 13 танков такого типа были потеряны при отступлении немецких войск из Курска. Другими словами, за 50 дней боя под Курском двумя батальонами было потеряно всего 19 танков. Две трети всех «Тигров», находившихся на Курском выступе, было сосредоточено в 505-м и 503-м танковых батальонах. Советская пропаганда, гласящая о сотнях уничтоженных “Тиграх” при Курске, с действительностью не имеет ничего общего.
Продолжение статьи “Лучший танк Вермахта” читайте здесь…