«Кино» от А до Я – в день рождения Легенды.
21 июня Виктору Цою исполнилось бы 49 лет. Если бы не трагедия на трассе в 1990-м… Сегодня мы вспоминаем основные страницы, связанные с музыкантом, словно в «киношных» архивах разложив их по полочкам, от литер А до Я. Места, события, факты, люди…
АРБАТ. Стена дома №37 на одной из старейших улиц Москвы получила названием «стены Цоя». После гибели артиста в 1990 году ее разрисовали портретами Виктора,строками из песен и признаниями в любви к кумиру. Здесь собирались поставить памятник лидеру «Кино», но после коллективной просьбы местных жителей, уставших от паломничества «киноманов», этот проект так и остался только на бумаге.
БУТУСОВ. Вместе с бывшим гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном Вячеслав Бутусов, экс-лидер «Наутилуса Помпилиуса», создал проект «Ю-Питер». На своих концертах группа регулярно играет около десятка самых известных хитов Виктора Цоя.
ВАЛИНСКИЙ. Барабанщик Олег Валинский был одним из инициаторов создания группы «Гарин и гиперболоиды», которая позже трансформировалась в «Кино». О сборе собственного коллектива 19-летние Виктор Цой, Алексей Рыбин и Валинский договорились, приехав летом 1981 года «дикарями» в Крым, на побережье Черного моря, под крики чаек и дешевый портвейн. Однако вскоре Валинский был призван в армию. Вернувшись на «гражданку» сделал большую карьеру – с 2008 года занимает пост 1-го зама начальника Октябрьской железной дороги.
ГРЕБЕНЩИКОВ. Считается, что в первые годы существования «Кино» именно БГ дал Цою путевку в жизнь, помог записать первый альбом, договорившись со студией и даже рекрутировав для подыгрыша в нескольких песнях музыкантов «Аквариума». Говорят, услышав одну из ранних песен Цоя – «Мои друзья всегда идут по жизни маршем» – мэтр воскликнул: «Я никогда еще не слышал более русского поэта».
|
«ЗДОБ ШИ ЗДУБ». Версия песни «Видели Ночь» в исполнении задорного молдавского ансамбля стала одним из украшений трибьют-альбома «Кинопробы», выпущенного в 2000 году. В сборнике также поучаствовали Земфира, «Мумий Тролль», «Смысловые Галлюцинации», «Король и Шут», «Ленинград», Вячеслав Бутусов и другие артисты.
«ИГЛА». Фильм Рашида Нугманова, в котором Виктор Цой сыграл героя-одиночку по имени Моро, вышел за несколько месяцев до релиза культового альбома «Группа Крови» и принес лидеру «Кино» всесоюзную славу. Подводя итоги 1989 года, журнал «Экран» назвал Цоя лучшим актером года. Прежде музыкант на экране уже появлялся – в нескольких короткометражках и финале кинохита Сергея Соловьева «Асса».
|
«ЛУЖНИКИ». На этом московском стадионе состоялся последний концерт «Кино» – за полтора месяца до гибели Виктора, 24 июня. В конце 90-х сделанная во время этого выступления запись была выпущена на DVD-дисках.
МАРИАННА. Со своей будущей женой Марианной Родованской солист «Кино» познакомился, случайно оказавшись на дне ее рождения. В тот день ей исполнилось 23 года, Цою было всего 19. На первых парах работавшая костюмером в цирке девушка была имиджмейкером коллектива и главным советником. В 1985-м у них родился сын Саша. За два года до смерти Цой ушел из семьи, хотя официально пара так и не развелась. В июне 2005-го Марианна умерла от рака мозга.
|
ОТЕЦ. Отец музыканта Роберт Максимович Цой – чистокровный кореец. В 1937 году 170 тысяч корейцев были депортированы из приграничных районов Дальнего Востока в Среднюю Азию – советские лидеры опасались нападения Японии и возможного «предательства» корейцев (Корея тогда входила в состав Японской империи). Из Средней Азии получившие фундаментальное советское образование этнические корейцы расселились по всей территории СССР.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ. Во время туристической поездки в США в 1989-м Цой и Наталья побывали в Диснейленде. Впечатленный увиденным музыкант заявил своей спутнице в шутку: «Диснейленд – единственная страна, в которой я хотел бы попросить политического убежища».
РЫБА. Алексей Рыбин по прозвищу «Рыба» стал первым гитаристом группы «Кино». С ним Цой записал дебютный альбом «45». Однако затем их пути разошлись – Цой предпочел работать с молодым подающим надежды Юрием Гаспаряном, а «Рыба» ушел с головой в театр. Его книга «Кино» с самого начала» о первых годах существования коллектива считается одной из самых ярких биографий группы.
СТИНГРЕЙ. Американка Джоанна Стингрей, несколько раз приезжавшая в СССР и подружившаяся с местными музыкантами, в скором времени загорелась идеей рассказать Западу о советском рок-подполье. При ее непосредственном участии в Штатах была выпущена двойная пластинка «Красная волна», в которую помимо «Кино» также вошли «Аквариум», «Алиса», «Аукцыон». Джоанна была очень дружна с Цоем, позже вышла замуж за гитариста «Кино» Юрия Каспаряна.
|
«ЧЕРНЫЙ АЛЬБОМ». К моменту гибели Цоя работа над будущей пластинкой так и не была завершена. Сохранились лишь черновые записи его голоса для нескольких песен. Прощальную пластинку «Кино» коллеги Цоя дописывали в кратчайшие сроки. «Черный альбом» (назван так из-за однотонной черной обложки) получился богатым на хиты и стал по-настоящему культовым.
|
«ЭТО НЕ ЛЮБОВЬ». Обложка этого альбома «Кино» 1986 года, которую Виктор Цой нарисовал сам, названа читателями kp.ru лучшей обложкой советских рок-альбомов 1980-90 годов.
«Ю ТУ». В начале 80-х деятели ленинградской рок-тусовки периодически собирались у счастливых обладателей редких тогда видеомагнитофонов и смотрели записи концертов западных рок-групп и фильмы. Товарищи по рок-подполью неоднократно рассказывали, что огромное впечатление на Виктора Цоя произвели Брюс Ли и набирающая тогда популярность «ново-волновая» ирландская группа «Ю Ту». В будущем музыкант в своем образе использовал некоторые элементы от поведения мастера кунг-фу и сценического Боно.
|
Я никому не хочу ставить ногу на грудь…»
(“Группа Крови”, 1988)
Культовое место для всех “киноманов” – стена Цоя на Арбате в Москве. Фото с сайта kino-tsoy.ru. |