Москва ждала метро с 1870-х годов
Именно тогда появился первый проект. Не в Санкт-Петербурге же, ей-богу, метро строить?! Болото сплошное. А строить пора: в Лондоне подземка появилась в 1863 году, в Нью-Йорке строительство началось в 1872-м.
15 мая 1902 года инженеры Кнорре и Балинский подали на имя московского генерал-губернатора докладную записку о необходимости создания «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения». По их проекту московский метрополитен должен был иметь две кольцевые линии, два диаметра, несколько радиусов и проходить большей частью по эстакадам и тоннелям. Но власти идею отвергли.
В следующий раз о метро вспомнили в 1913 году. Проектов было несколько. Все основывались на идее пропускать обычные пригородные поезда через центр города. Пока думали, какой выбрать, началась первая мировая война.
Так что подземку в Москве построили только при Сталине. Когда после промышленного скачка первой пятилетки Москву окончательно настиг транспортный кризис.
Пуск первой очереди (от «Парка культуры» до «Сокольников») состоялся 15 мая 1935 года.
|
Первые вагоны ходили 40 лет
По первой очереди московского метро побежали вагоны типа «А/Б», которые начали выпускать с 1934 года. Эти вагончики служили пассажирам подземки аж до 1975 года.
Самая легкомысленная станция «Охотный ряд». Она четыре раза меняла название:
с 1935 года – «Охотный ряд»
с 1955 года – «Им. Л. М. Кагановича»
с 1957 года – «Охотный ряд»
с 1961 года – «Проспект Маркса»
с 1990 года – «Охотный ряд»
Откуда взялось слово «метрополитен»
Из Лондона. Первую в мире подземную городскую железную дорогу длиной 3,6 км построила там компания «Метрополитен» (от французского metropolitain, буквально – столичный, от греческого metrоpolis – главный город, столица). В лондонской подземке ездили и нещадно дымили настоящие паровозы. Но паровозы в конце концов с подземной дороги убрали. А слово «метрополитен» прижилось по всему миру.
Самая крутая станция
«Кутузовская». Сразу за ней, в направлении станции «Фили», пути уходят под пути Малого кольца Московской железной дороги. Иногда поезда, идущие в сторону центра, после снятия тормозов перед отправлением проезжают на «Кутузовской» несколько метров назад. Исключительно из-за крутого наклона и собственного немалого веса.
Самая кривая станция
«Александровский сад». Вообще-то московское метро – прямее некуда. Это на Западе с его частной собственностью на земельные участки строителям порой приходилось строить подземку «змеей». А вот «Александровский сад» угораздило. Радиус кривизны путей таков, что из кабины машиниста не видать хвоста поезда, а потому при отправлении каждого дежурная всегда выходит на середину платформы, дабы присмотреть за хвостовой частью поезда. И только с ее разрешения машинист имеет право тронуться. Говорят, эта кривизна объясняется близостью Кремля, под стенами которого таятся секретные объекты. Но все объясняется проще: в период строительства рядом проходил канализационный коллектор. Вот его и обошли, дабы нечистоты вдруг не хлынули в тоннель.
Самая курьезная станция
«Физтех». Точнее, эта станция – вообще мифическая. В середине 90-х годов прошлого века студенты Московского физико-технического института, расположенного в Долгопрудном, вконец истосковались по метро. И за один вечер на большей части схем в вагонах составов Серпуховско-Тимирязевской линии наклеили выше «Алтуфьево» специально изготовленные полоски бумаги с продолжением линии и станцией «Физтех». Самое забавное, что на некоторых схемах в карманных записных книжках «Физтех» появился как «строящаяся станция».
На этой же линии, а также на Кольцевой в 90-х же годах можно было попасть в вагон, где привычные надписи «Не прислоняться» и «Уступайте места…» были сделаны по-армянски. Дело в том, что тогда в московский метрополитен, где открылись новые линии, передали часть вагонов из ереванского метро.
Самые загадочные станции
«Измайловский парк» и «Полежаевская». Там по три пути, хотя используются только два. В Измайлове планировали построить гигантский стадион имени Сталина и ожидали огромный приток народа. Так и не построили.
Средний путь на «Полежаевской» объясняется проще – в свое время с этой станции планировали начать ветку метро в Серебряный бор.
В Битцевском парке, практически в чаще, стоит заброшенным второй вход на одноименную станцию. Красивый павильон с флюгером на верхушке. В 80-е годы прошлого века в Битцу хотели перенести Московский зоопарк. Но местные жители возроптали. А в парке второй вход на станцию никому не нужен.
|
Эскалатор – враг нравственности
«Лестницы-чудесницы» встретили пассажиров сразу же при открытии первой очереди метро. Чудо подземной техники привлекало множество людей. Но вскоре эбонитовые ступени первых эскалаторов пришлось заменить. Этот материал моментально наэлектризовывал модные тогда синтетические платьица первых пассажирок. Подолы откровенно вздымались к радости и смущению сильной половины пассажиров.
Первые пассажиры ходили по картонкам
В 1935 году для оплаты проезда москвичи использовали картонный билетик для одной поездки. Стоил он 50 копеек. Билет действовал лишь 35 минут после того, как вахтер при входе на станцию ставил на нем специальный штамп. В октябре 1935 года на станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») испытали первые модели турникетов. Но окончательно эти автоматические системы контроля пришли в метро в 1952 году, когда первый турникет появился на станции «Красные ворота».
Перед пассажирами в метро вошли милиционеры
Роскошные советские подземные дворцы непременно должны были охранять специально подготовленные стражи порядка. «Милиция глубокого залегания» начала службу на четыре дня раньше самого метро. 11 мая 1935 года приказом НКВД функции охраны были поручены Отдельному дивизиону по охране метрополитена. Под охраной этого подразделения находилось 13 станций. И на платформах пассажиров тогда встречали милиционеры в праздничных белых перчатках.