Мастер слепой атаки.

VnKa70N_odgЛунин Николай Александрович (21.08.1907 – 17.11.1970) – командир подводной лодки (ПЛ) Щ-421 2-го дивизиона отдельной бригады ПЛ Северного флота, капитан 3-го ранга.
Потопил 13 вражеских кораблей; но наиболее выдающимся подвигом моряка стала атака на самый мощный корабль Германии – линкор «Тирпиц» (1942 г), которого боялся весь английский флот. Встреча произошла в неблагоприятных условиях: при ярком свете и совершенно спокойном море; поэтому Лунин предпринял «слепую атаку» – не поднимая перископа! Расчитав по шуму винтов скорость и направление движения линкора, он поразил немецкий корабль двумя торпедами, и вывел его из строя на год. После атаки на К-21 начала охоту целая флотилия эсминцев, однако Лунин под градом глубинных бомб увел свой корабль в советские воды.
Родился в Одессе в семье служащего в 1907 году. Детство и подростковые годы провёл в Мариуполе. Жил недалеко от Морвокзала. Учился в школе № 31. После окончания школы стал работать камбузником, юнгой, матросом на судах портфлота. После семилетки в 1925 году уезжает в Ростов-на-Дону учиться в морском политехникуме (ныне — Мореходное училище имени Седова). Плавал на баркентине «Вега» и вскоре становится его капитаном. В 1935 году Н.А. Лунин, имевший семилетний навык командования учебным парусником, направляется в ряды Военно-Морского флота. В 1937 году он оканчивает командирские классы учебного отряда подводного плавания. С апреля 1937 года по март 1938 года – помощник командира ПЛ Щ-314 Краснознамённого Балтийского флота, а потом по октябрь 1938 года – начальник ПЛ Щ-404 Северного флота. В октябре 1938 года Н.А. Лунин арестован и в ноябре того же года уволен из кадров ВМФ. 27 ноября 1939 года реабилитирован, а 9 декабря 1939 года восстановлен в кадрах ВМФ с одновременным присвоением воинского звания “капитан-лейтенант”. До апреля 1940 года находился в распоряжении командующего Северным флотом. В апреле 1940 года Н.А. Лунин принимает под своё руководство новую ПЛ Щ-421 с молодым экипажем (многие из матросов служили по первому году). К концу 1940 года эта подлодка, несмотря на “юный” возраст, проходит совершенный вектор движения боевой подготовки, а за немного месяцев до начала Великой Отечественной войны отличается на учениях Северного флота. К февралю 1942 года “щука” отправляет на дно уже 7 вражеских транспортов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за успешное руководство подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№ 656). ПЛ Щ-421 награждена орденом Красного Знамени. С 4 марта 1942 года Н.А. Лунин командует крейсерской ПЛ “К-21”, которая вошла в историю советского ВМФ своей знаменитой атакой 5 июля 1942 года гитлеровской плавучей крепости – линкора “Тирпиц”. 27 июня 1942г. радист подводной лодки “К-21” принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя “PQ-17”. В районе острова Игней, куда немедленно направил лодку командир капитан 2 ранга Н.А.Лунин, ее догнало еще одно сообщение: на перехват конвоя движется фашистская эскадра во главе с кораблями “Тирпиц” и “Адмирал Шеер” – гордостью германского флота. Тут же из штаба последовал приказ: “Найти,атаковать и уничтожить!” Каждое утро ровно в 8.00 вблизи острова Игней проносились немецкие самолеты-разведчики. Через восемь часов они прилетали сюда с повторным визитом. Проходила еще треть суток, и все, словно по расписанию, повторялось снова. Всего за четыре дня поисков “Тирпица” субмарина, шедшая в надводном положении, чтобы увеличить сектор обзора, обнаружила свыше полусотни немецких самолетов и сделала 48 срочных погружений. Фашисткая авиация стала просматривать район гораздо чаще, причем исключительно со стороны Альтен-фьорда. “Именно оттуда и следует ожидать появления эскадры”, – справедливо предположил Лунин. Первыми на горизонте показались миноносцы типа “Карл Галстер”. Прошло не менее получаса, пока Лунин заметил за ними мачты линейных кораблей, а затем и кружившие над эскадрой немецкие самолеты “Арадо”. Закамуфлированные черным, коричневым и серым цветами линкоры, по-видимому, в любую минуту ожидали нападения из-под воды. Они шли противолодочным зигзагом на значительной (около 23 узлов) скорости, головным был “Шеер”. Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. “Попали в самую собачью свадьбу!” – воскликнул командир субмарины, отвернув лицо от перископа. Решение пришло почти мгновенно: поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор “Тирпиц”. То, что Лунин остановил выбор именно на этом корабле, объяснялось просто. “Тирпиц”, вошедший в строй в 1941г., был братом-близнецом прославленного “Бисмарка”, которому удалось в неравном бою с многочисленной английской эскадрой потопить крейсер “Худ” и вывести из строя линкор “Принц Уэльский”. Для немцев потеря или даже повреждение такого корабля были сравнимы с проигрышем крупной боевой операции. Попав в уязвимые места фашистского исполина, кормовые торпеды лунинской “К-21” лишили “Тирпиц” нормальной скорости хода и вынудили врага отступиться от выхода на вектор движения союзного конвоя “PQ-17”. Позже английская разведка донесла: залп с “К-21” причинил “Тирпицу” серьезные повреждения, ремонт будет длительным и сложным. Только через 14 месяцев гигант “Тирпиц” смог снова выйти в море.
С конца 1943 года капитан 1-го рага Н.А. Лунин командует дивизионом подводных лодок Северного флота, а в марте 1944 года становится слушателем Военно-морской академии, которую благополучно оканчивает в 1946 году в звании контр-адмирала. Затем занимает строй командных должностей в соединениях ПЛ и в центральном аппарате ВМФ СССР. С 1962 года контр-адмирал Лунин Н.А. – в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде (нынче Санкт-Петербург), где и скончался 17 ноября 1970 года. Похоронен на Богословском кладбище.

http://tayni.info

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий