
Армения пассажирско-грузовой теплоход типа Аджария. Был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1928 году. В последний рейс отправился из осажденного фашистскими войсками Севастополя, на борту имел, огромное количество раненых солдат из госпиталя, гражданское население, руководство лагеря Артек, часть партийного руководства Крыма, персонал Главного военного госпиталя Черноморского флота, а также важный секретный груз. 7 ноября 1941 был потоплен немецким торпедоносцем вблизи побережья Крыма.
Затонул за 4 минуты. Из всех, находившихся на борту, выжило 8 человек, самостоятельно доплывших до берега. Число погибших составило по разным оценкам от 5 000 до 7 000 человек. Возможно, что количество жертв может быть и около 10 000 человек.
Координаты места были, возможно специально искажены. на сегодняшний день известны следующие: 44`1500 с. ш. 34`1700 в.
д. / 44. 25` с. ш.
34. 283333` в. д. Текущее местоположение на карте, выбрано согласно последним изысканиям экспедиции 2005г,(15 км от Ялты) и многочисленным упоминаниям в самых разных источниках, – на пересечении траверзы Гурзуфа, и морского пути Ялта – Туапсе, и разумеется также весьма приблизительно.
В 1998 году группой российских и украинских ученых был разработан специальный комплекс аппаратуры зондирования Земли и дистанционного оконтуривания под землей и под водой различных объектов и полезных ископаемых до глубин 5 ООО метров. южнее Ялты. район поиска был ограничен площадью акватории 100 кв. км (10×10 км).
Работы по обнаружению корпусов затопленных судов в этом районе, определению их координат и идентификации судна Армения были выполнены в течение двух недель. При этом использовались новые технологии комплексного использования результатов специальной обработки и расшифровки космического фотоснимка с помощью высокочувствительной аппаратуры стационарного геоголографического комплекса Поиск и активной сверхвысокочастотной аппаратуры, согласованной в автоматическом режиме с приемником ОР8-76. В результате в районе поиска площадью 100 км2 обнаружены три затопленных судна различных размеров, определены их размеры и координаты. Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна Армения.
Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно Армения. Судно лежит на дне под слоем 6-7 м придонного ила, его центр находится на расстоянии 250 метров от ранее предполагавшейся точки его гибели (точность обнаружения координат центра судна составляет a (6-10) м). На его борту (под верхней палубой в районе надстройки) дистанционно обнаружены признаки нахождения значительного количества изделий из драгметаллов (серебро, золото, платина). Визуальная проверка с помощью обитаемого подводного аппарата в июне 2005 года подтвердила наличие плато в этом районе, характеризующего лежащее на левом борту судно соответствующих размеров, занесенное слоем ила.
Выполнение поисковых работ традиционными технологиями на больших площадях акватории в настоящее время затруднено из-за невозможности привлечения для поиска водолазов (слишком большие глубины), ограниченных возможностей гидроакустических, ультразвуковых и телепередающих средств обнаружения металлических объектов, находящихся под большим слоем грунта и на большой глубине, а также из-за высокой стоимости подводных работ. Район расположен в Черном море в 15 км от Ялты. Глубины по мере удаления от берега 350-1200 м. По имеющимся сведениям военных архивов, в точке торпедирования судна глубины составляют около 380 м, однако через каждые 100 м они увеличиваются на 80-120 м.
При втором выходе в море место затопления обследовалось с помощью автономного обитаемого подводного аппарата (ПА) Лангуст. Наведение аппарата на точное место затопления судна Армения осуществлялось по расчетам операторов комплекса Поиск, установленного на судне обеспечения. Экипаж ПА при погружении на глубину 500-520 метров визуально обнаружил каньон глубиной до 40 метров, на правом склоне каньона (практически в самом каньоне) просматривается гладкая площадка длиной около 100 метров с наклоном вглубь около 30`, глубина площадки 540 метров. При приближении к площадке с нее поднимаются клубы ила, а со склонов начинают осыпаться большие объемы илистого грунта.
Из-за опасности завала ПА илистым грунтом дальнейшее обследование дна было прекращено. было идентифицировано санитарное судно Армения по следующим параметрам: совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна; совпадение резонансных информационно-энергетических спектров образцов медных электрокабелей и кабелей с затопленного судна, затопленного фрагмента оторванной носовой части судна и этих же спектров на фотоснимке судна; четкая фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности; фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру (на двух других затонувших судах в этом районе нет фиксации такого массового скопления человеческих останков). Однако завеса секретности вокруг затонувшей Армении до сих пор не развеяна. Историки установили, что дело 19, касающееся этой трагедии, было изъято из ЦВМА и уничтожено еще в 1949 году.
Кем, почему вопросы, на которые до сих пор нет ответа. Эта катастрофа – одна из крупнейших морских катастроф за всю историю.
Статья взята с: http://wikimapia.org