Конечно, этой волшебной киносказки — «Золушки», отмечающей нынче 65-летие, не было бы без славного писателя Евгения Шварца. Мощнейший драматург-сказочник и сейчас не нуждается в рекомендациях, и тогда не нуждался. «Дракон», «Голый король», «Обыкновенное чудо», «Тень»… Шварц — это знак качества, написать киносценарий по мотивам «Золушки» он согласился сразу и сделал это быстро и хорошо.
А мысль поставить «Золушку» в кино пришла в голову именно Надежде Кошеверовой, которой в будущем суждено было снять «Укротительницу тигров», «Тень», «Старую, старую сказку». Возвращаясь в 1944 году из эвакуации, режиссер встретила в Москве актрису Янину Жеймо. Посмотрев на маленькую печальную артистку, Кошеверова неожиданно для себя решила, что будет снимать «Золушку». Естественно, с Жеймо в главной роли.
Очень взрослая крошка
Подумала, а потом задумалась. Ведь крошечной Янине Болеславовне Жеймо было тогда, ни много ни мало, 37 лет. Для Золушки, пожалуй, чересчур. Но вот парадокс — воспринимать чудесную работу актрисы возраст совершенно не мешает. Возникает даже какой-то дополнительный прелестный смысл — эта Золушка ждет своего счастья не просто долго, а чрезвычайно долго, она давным-давно его заслужила.
«Золушка» стала 35-й картиной Янины Жеймо. И тут не обошлось без интриг. Уже во время съемок актриса обнаружила, что ее костюм становился то длиннее, то короче, шапочка часто бывала испачкана. Костюмерша по секрету рассказала ей, что втайне от Жеймо на роль Золушки пробуют еще одну кандидатку, молоденькую балерину. Режиссеры, кстати, были за молоденькую, у них вызывал сомнение возраст Янины Болеславовны: все-таки в 37 играть
16-летнюю… Но когда худсовет утвердил именно Жеймо, Кошеверовой и Шапиро ничего не оставалось, как подчиниться мнению уважаемого худсовета. Кстати, и принц в исполнении Алексея Консовского был далеко не юн, зато очень мягок и добр.
Натурные съемки картины проходили в Риге. Часто шли дожди, но в целом экспедиция удалась. На «Ленфильме» декорации были разбомблены или сожжены, все приходилось делать заново. Платья для фрейлин и придворных шили из занавесок, вручную нашивали блестки. В павильоне не топили, и члены съемочной группы походили на кочаны капусты — все обматывались поверх платьев платками и шалями. Как только раздавалась команда «мотор!», балерины Кировского театра скидывали платки и валенки и начинали активно обмахиваться веерами, изображая дикую жару.
Шапочку Золушки — скандинавскую, с ушками — придумала сама Жеймо, она убедила знаменитого художника Николая Акимова в необходимости именно такой шапочки для главной героини. Белые длинные перчатки Золушки без конца пачкались, их постоянно отстирывали в бензине, кружева на платье все время отпарывались. А хрустальную туфельку изготовили по-настоящему крошечной — 31-й размер ноги Жеймо вполне подходил под ножку сказочной Золушки.
Злодейка мачеха и взбалмошный король
Золушка и принц — это, конечно, хорошо. Но самые эффектные персонажи в пьесе Шварца — злодейка мачеха и взбалмошный, как ребенок, король. На эти роли были приглашены, пожалуй, лучшие комедийные актеры страны — Фаина Раневская и Эраст Гарин.
Гарин, может быть, сегодня чуть менее известен, а Раневская до сих пор на слуху у народа, причем в основном не как актриса, а как анекдотчица. Шварцевских королей Гарин сыграл виртуозно — и в «Золушке», и в «Обыкновенном чуде», и в «Каине VIII». Острый рисунок, неповторимая, чуть гнусавая манера речи, которую Эраст Павлович один в один перенял у драматурга Николая Эрдмана, сделали роль короля одной из лучших в картине, а его фраза «ухожу в монастырь!», произносимая по любому поводу, и вовсе стала крылатой. Сегодня у нас примерно с такими же словами уходят в отставку политические деятели, а эстрадные певцы прощаются со зрителями, якобы завершая карьеру.
Фаина Раневская во время съемок резко похудела и продолжала экспериментировать над своей внешностью: подтягивала нос, запихивала за щеки комочки ваты. Все это очень мешало, да и сама актриса занималась самоедством — считала, что роль ей не дается. Еще как удалась! Мачеха стала одной из лучших ролей Фаины Георгиевны, еще раз подтвердив, что отрицательные роли часто куда более благодатны для представителей артистического цеха, чем положительные.
Бахчисарайские мотивы
Фамилия мальчика, игравшего знаменитого пажа с одиозной фразой «я не волшебник, я только учусь!», — Клеменков — никому ничего не говорила. Но что началось, когда стало известно, что Игорь Клеменков спустя десятилетия после съемок «Золушки» обнаружился в Бахчисарае, — передать трудно. Журналисты как коршуны бросились на добычу, взахлеб описывая страдания человека, не ставшего ни волшебником, ни артистом. Да и кем он стал, понять трудно. В Крыму пытался организовать кукольный театр, делал гитары, но в результате все продал, а дом отдал в залог… Чего уж охать-ахать, скажу: ничего удивительного в этом нет — сказка и реальность редко переплетаются друг с другом.
Сегодня вообще время несказочное, нешварцевское. Многие считают, что все это давно пора сдать в утиль. Как относиться, например, к фразе «никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым». Как относиться к этой фразе сегодня, когда если не связи, то деньги могут запросто сделать ножку какой угодно. И не только ножку, но и любую другую часть тела: лицо, нос, уши, грудь… Любую уродину пластические хирурги превратят в записную красавицу! А пробивные мачеха с дочерьми — это же просто героини сегодняшнего времени, персонажи неутомимой тусовки, светские, так сказать, львицы, с которых активно берут пример юные девицы, вступающие во взрослую жизнь.
К тому же старую «Золушку» раскрасили, или, как модно нынче говорить, колоризировали. В результате ничего страшного не произошло, вот только прелестный наив старой доброй киносказки куда-то делся, и возраст Жеймо резко проступил, и многое другое. Так что если будете смотреть эту «Золушку» (не путать с осовремененными вариантами Баскова или Цекало), выберите лучше черно-белый вариант.