Черноморский Морской Флот был одним из самых подготовленных соединений нашей армии к началу войны. В состав флота входило порядка трехсот кораблей и катеров разных классов. Среди них 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок. В состав ВВС Черноморского флота входило 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми и главной в Севастополе.
В составе Черноморского флота находился уникальный корабль — Зенитная Плавбатарея № 3. Стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами.
Придумал этот необычный корабль капитан 1 ранга Григорий Александрович Бутаков. За основу был взят стальной корпус недостроенного линкора, который моряки использовали как мишень для учебных пусков торпед и стрельбы.
Стальную коробку очистили от ржавчины, задраили пробоины, покрасили для маскировки в цвет моря. На палубе площадью 600 квадратных метров оборудовали наблюдательный пункт, поставили прожекторы и разместили батарею. На вооружении «железного острова „состояло три 76мм зенитных орудия, четыре 37 мм орудия, один счетверённый пулемёт и два зенитных пулемёта. В отсеках под палубой оборудовали кубрик, оружейную и автономную электростанцию. Экипаж состоял из 120 человек. „Железный остров“ буксиром был выведен на внешний рейд перед Севастополем на расстоянии 300 метров от берега.
3 августа 1941 года плавбатарея заступила на первое дежурство. Командовал батареей капитан-лейтенант Мошенский С. Я.
Наши моряки называли корабль „Каламбиной“ или по первым строчкам песенки, придуманной в батарее — „Не тронь меня“.Немцы называли батарею „квадратом смерти“, „Пронеси Господи“ или „чёрный квадрат“.
За 9 месяцев боевых действий батареи только документально подтверждено более 20 сбитых самолетов. Командир батареи лишь раз за все это время покинул ее, для того что бы получить “ Орден Красной звезды». Конец июня 1942 года был самым тяжелым. К 26 числу в живых оставалось только половина экипажа, а стрелять могло меньше половины стволов. Но батарея держалась, моряки погибали прямо у орудий, ведя бой до последних секунд жизни.
27 июня погиб командир батареи. Бомба попала точно в командный пункт. К тому моменту снарядов уже не было, оставались лишь патроны для пулеметов. На следующий день батарею расформировали, а спустя еще две недели пал и Севастополь, который она так мужественно защищала.
Этот странный корабль, без двигателей и возможности маневра стал лидером среди всего флота по количеству сбитых самолетов. Ни одному судну не удалось даже близко приблизиться к этой цифре. Настоящий железный остров со стальным экипажем.
В этот сложный, начальный период войны Черноморский флот героически выполнял возложенные на него обязанности. Планы по быстрому захвату Кавказа и Закавказья были сорваны: до бакинской нефти враг не добрался, важные объекты промышленности эвакуированы, были созданы новые базы флота в Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе, куда позже и отошел флот. Были утеряны основные базы, флот лишился многих кораблей, но уничтожить (как планировал Гитлер) Черноморский флот врагу не удалось.
Сохранение боеспособного Черноморского флота имело исключительно важное военное значение. Потеря флота означала бы потерю всего Кавказа и Закавказья, а возможно, и поражение в войне. В результате на начало 1943 года большая часть черноморского побережья оказалась у немецкой армии, а с противоположного берега Черного моря советским войскам угрожала румынская армия, союзница Германии.
Но не только в военном аспекте были важны Черноморский флот и наше военное присутствие на Черном море. Огромную роль сыграл флот в геополитическом вопросе. В Черноморском регионе имелась еще одна сила — Турция. Имея серьезный флот и миллионную армию прямо на нашей границе, позиция Турции могла сыграть решающую роль. Она готова была выступить на стороне стран оси. Но разгром немцев под Сталинградом и активное наступление наших войск на Кавказском фронте вынудили Турцию сохранять нейтралитет.
Одним из самых известных на Черном море подводников был капитан 3-го ранга Грешилов Михаил Васильевич. На подлодке М-35, он вместе с командой потопил 4 транспорта противника. А в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи. 16 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Наши подлодки до самого конца боевых действий на Черном море патрулировали морские пути, доставляя серьезные трудности снабжению сухопутной группировки немцев.
Конец 1942 года — начало 1943 года стали переломными как для Черноморского театра боевых действий, так и для всего советско-германского фронта. Высадка десанта на «Малую Землю» стала первой наступательной операцией Черноморского флота за 2 года боев в этом регионе.
Сильнее брони
Катер старшины Моравина должен был забросить в тыл врагу группу разведчиков.
Место высадки было уже недалеко, когда немцы заметили катер. Враг открыл сильный пулеметный и минометный огонь. Огненные трассы понеслись к берегу. Замолк один вражеский пулемет, другой, но остальные продолжали стрелять. Катер получил уже с десяток пулевых пробоин. Через них струилась вода. В жилом кубрике от зажигательных пуль вспыхнули матрацы. Несколько краснофлотцев получили ранения. Пулеметчику Жукову пуля попала в ногу, моториста Меньшикова ранило в голову.
Краснофлотцы быстро потушили пожар, заделали наиболее крупные пробоины, откачали в кубриках воду. Раненые не покинули боевых постов. Истекая кровью, Жуков продолжал вести стрельбу и подавил еще одну огневую точку. Пулеметчик Шлыков заставил умолкнуть три огневых точки врага. Моторист Меньшиков перевязал свою рану и продолжал нести вахту.
Сломив сопротивление немцев, катер подошел к берегу, высадил первую партию разведчиков, затем вернулся, взял вторую группу и точно так же, под огнем, перебросил ее в тыл врагу.
Экипаж катера под командованием Моравина боевой приказ выполнил блестяще.
Враг продолжал атаки, несмотря на огромные потери в людях и технике. Уже сотни трупов фашистских солдат и офицеров, десятки сожженных танков и сбитых самолетов валялись кругом, но немцы снова и снова шли вперед, подгоняемые офицерами.
Рота старшего лейтенанта Мартынова ночью незаметно передвинулась и заняла самый ответственный участок обороны.
— Поздравим фрицев с восходом солнца по-черноморски! — передал по цепи старший лейтенант.
Морские пехотинцы подождали, пока враг подойдет поближе, и смело вступили в бой. Дружным огнем они отсекли немецкую пехоту от танков, а потом залпами стали уничтожать ее. Несколько десятков фашистов уже распластались на земле. Но танки продолжали двигаться к нашим позициям.
Краснофлотец Штейнберг, до этого уничтоживший из автомата несколько немцев, ползком выдвинулся вперед и стал корректировать огонь по танкам. Немцы открыли ураганную стрельбу из минометов. Осколком мины Штейнберг был убит. Его место тотчас занял старший сержант Вершинин. Артиллеристы и бронебойщики по указаниям корректировщика подбили один танк. Разрывы стали вырастать перед другими немецкими машинами. Танки повернули назад. Вражеская пехота, лишенная прикрытия, тоже отошла.
В этом бою подразделение старшего лейтенанта Мартынова истребило половину вражеской роты. Немцы предприняли еще несколько яростных контратак, но и они были успешно отбиты с большими для врага потерями.
Капитан В. Вакулин.
Район Новороссийска.
Единственным путем снабжения плацдарма было море. Под шквальным огнем артиллерии и непрерывными авианалетами наши корабли с честью выполняли поставленные задачи: подвозили подкрепления и оружие, эвакуировали раненых.
Успех наступательных операций советских войск на Северо-Кавказском фронте в апреле-мае 1943 года привел к тому, что на южном фланге советско-германского фронта немецкие войска лишились большей части сухопутных коммуникаций. В этих условиях осуществление сообщения с группой немецких войск, изолированной на Таманском полуострове, стало возможно только морским путем. Поэтому немцы значительно усилили активность на море, увеличилась интенсивность движения транспортов, были переброшены дополнительные военные катера для сопровождения грузов и войск. Основными направлениями, по которым двигались немецкие корабли, были маршруты: Одесса — Севастополь, Констанца — Севастополь, Севастополь — Керчь, Феодосия — Анапа, Керчь — Анапа, Керчь — Тамань. В мае-июне 1943 года по этим маршрутам в среднем проходило около 200 конвоев в месяц.
Дневной налет торпедных катеров
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. 17 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Воздушная разведка донесла, что в порту противника сосредоточены самоходные десантные баржи, торпедные катера и другие мелкие суда. Наши торпедные катера получили приказ произвести набег.
В отличие от большинства аналогичных операций, в данном случае предстояло действовать в светлое время суток.
Тщательно проработав задание и подготовив материальную часть, катера вышли из базы. Погода обещала быть благоприятной: стоял штиль, над морем висел густой туман. Но вскоре он рассеялся.
Катера шли вдоль берега, занятого противником. Вскоре туман снова большими полосами, как дымовыми завесами, лёг над водой. Командир головного катера старший лейтенант Смирнов использовал это для скрытного движения.
По времени корабли уже приближались к намеченной цели. Об этом свидетельствовало и обнаруженное противокатерное заграждение. Выйдя из полосы тумана, командиры определились по береговому ориентиру и взяли курс на порт. Вскоре они оказались на вражеском рейде. Показалась большая баржа. Несколько дальше у мола стояло много мелких судов. С короткой дистанции Смирнов выпустил торпеду по барже. Под её оглушительный взрыв следующая торпеда, выпущенная лейтенантом Степаненко, поразила сосредоточенные там плавсредства.
Сделав поворот, катера легли на курс отхода. Только теперь противник опомнился и открыл огонь, но катера ушли без повреждений. На обратном переходе они дважды безуспешно были обстреляны береговой артиллерией.
На следующий день катерников посетил командующий флотом. Он высоко оценил итоги операции и наградил экипажи катеров, участвовавших в дерзком набеге, орденами и медалями Советского Союза. Старший лейтенант Смирнов награжден орденом Красного Знамени, лейтенант Степаненко — орденом Красной Звезды. Капитан И. Власов.
В создавшихся условиях одной из основных задач Черноморского флота был срыв морских перевозок противника. В тоже время немцы всячески стремились обезопасить свои коммуникации от вторжения наших сил, для чего использовались батареи береговой артиллерии, средства радиолокации, минировались подходы к портам. Движение транспортных судов происходило в конвоях под прикрытием авиации и надводных кораблей. Кроме того, существовала широкая сеть прибрежных аэродромов, поэтому вражеская авиация имела возможность оперативно совершать вылеты на цель. Один из таких аэродромов располагался у села Су-Псех недалеко от Анапы. На аэродроме, по данным разведки, базировалось до 60 легких истребителей эскадры «Зеленое Сердце» и группа самолетов 52 эскадры. Перед группой ракетных катеров была поставлена задача — нанести удар по аэродрому. Эти катера, построенные на деньги сотрудников ремесленных училищ, впервые получили гражданские названия — «Московский ремесленник» и «Трудовые резервы» (полное наименование «Молодой патриот трудовых резервов»). В конце мая — начале июня вооружение торпедных катеров усовершенствовали реактивной установкой. Новые катера имели вытянутые рубки, на которых была укреплена реактивная установка «катюша».
Звено, в состав которого входили катер «Московский ремесленник» под командованием В. Пилипенко и «Трудовые резервы», капитаном которого был В. Кварцов, должно было нанести с моря ракетный удар по наземному аэродрому, находящемуся на высоте 30 метров. 29 мая 1943 года катера под прикрытием ночи подошли к берегу Анапы и обрушили ураганный огонь своих «катюш» на вражеский аэродром. Противник совершенно не был готов к такому обороту событий: мало того, что удар по аэродрому наносился с моря, так еще и с использованием реактивных установок. В результате аэродром и десятки самолетов противника надолго были выведены из строя, многие машины уничтожены.
Позже экипаж под командованием Владимира Степановича Пилипенко доказал, что использовать огонь реактивных установок можно не только по наземным целям, но и для поражения самолетов и надводных кораблей противника. Экипаж катера неоднократно был награжден, а командиру было присвоено звание Героя Советского Союза.
ИЗ СВОДОК СОВИНФОРМБЮРО от 9 мая 1943 года: | «…Нашими кораблями в Чёрном море потоплен транспорт противника… » |
ИЗ СВОДОК СОВИНФОРМБЮРО от 20 мая 1943 года: | «…Нашими кораблями и авиацией в Чёрном море, в районе Анапа—Керчь потоплено 6 самоходных барж с войсками противника… » |
Вечернее сообщение 20 мая
В течение 20 мая на фронте существенных изменений не произошло.
Нашими кораблями и авиацией в Черном море, в районе Анапа-Керчь протоплены 6 самоходных барж с войсками противника.
ИЗ СВОДОК СОВИНФОРМБЮРО от 24 мая 1943 года: | «…Нашими кораблями и авиацией в Чёрном море потоплено 6 самоходных барж и подожжён транспорт противника… » |
Вечернее сообщение 24 мая
В течение 24 мая на фронте существенных изменений не произошло.
Нашими кораблями и авиацией в Черном море потоплены 6 самоходных барж и подожжён транспорт противника.
ИЗ СВОДОК СОВИНФОРМБЮРО от 25 мая 1943 года: | «…Наш корабль в Чёрном море потопил самоходную баржу противника… » |
Вечернее сообщение 25 мая
В течение 25 мая на фронте существенных изменений не произошло.
Наш корабль в Чёрном море потопил самоходную баржу противника.
В Баренцевом море нашими самолётами-торпедоносцами потоплен немецкий транспорт водоизмещением в 10 тысяч тонн.
ИЗ СВОДОК СОВИНФОРМБЮРО от 28 мая 1943 года: | «…Нашим кораблём и самолётами в Черном море потоплены две самоходные баржи противника… » |
От Советского Информбюро
УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 28 МАЯ
В течение ночи на 28 мая на фронте ничего существенного не произошло.
Нашим кораблём и самолетами в Чёрном море потоплены две самоходных баржи противника.
ИЗ СВОДОК СОВИНФОРМБЮРО от 23 июня 1943 года: | «…Нашими кораблями в Чёрном море потоплены две десантные самоходные баржи противника… » |
Новая победа черноморцев
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 25 мая (По телеграфу). Группа фашистских бомбардировщиков, следовавшая в охранении «Мессершмиттов», пыталась атаковать в море наш транспорт. Но его защищал с воздуха вместе с одним из летчиков Герой Советского Союза майор Алексеев. Завязался неравный бой. Наши летчики отбили первую атаку на транспорт. Немцы, недосчитавшись одного «Юнкерса», отошли, чтобы подготовиться к повторной атаке.
Пока противник производил перестроение, на помощь нашим истребителям подошла группа самолетов, ведомая Героем Советского Союза Авдеевым. Враг снова попытался прорваться к транспорту, но немцам не удалось прицельно сбросить бомбы. Эта атака также была успешно отбита нашими истребителями.
В воздушном бою гвардии лейтенант Тарасов в паре с сержантом Климовым сбил один «Ю-87». Кроме того, сержант Климов сбил «Ме 109». Не добившись успеха, противник вынужден был отойти. Транспорт продолжал свой путь.
На другой день наши штурмовики, ведомые гвардии лейтенантом Кузьминым, атаковали плавсредства противника. Черноморцы потопили десантную баржу и подожгли транспорт водоизмещением 800 тонн.
Весна — начало лета 1943 года стали переломным моментом, стартом к дальнейшим смелым действиям советских войск по освобождению черноморского побережья и Крыма от немецких оккупантов. До полного изгнания немецко-фашистских войск и их союзников с Черного моря был еще почти целый год, но уверенные действия наших моряков не давали повода сомневаться, что победа будет за нами.