Галифакс – административный центр в провинции Новая Шотландия и порт на атлантическом побережье. Узкий пролив отделяет его от Дартмута, расположенного на восточном берегу гавани. В 1917 году вблизи акватории порта проживало 65 000 человек. Город был важнейшим морским портом в годы Первой мировой войны.
6 декабря 1917 года, ускорив ход, чтобы нагнать упущенное время, из городского порта выходил норвежский корабль «Имо», который направлялся с гуманитарным грузом в Бельгию. Тем временем французское судно «Монблан» заплывало в гавань, где формировались конвои для перехода через Атлантику.
Французский корабль шёл из Нью-йоркского порта, где был загружен тротилом, пироксилином, пикриновой кислотой и бензольным топливом.
Кораблям нужно было придерживаться правил, как и в любом другом виде транспортного движения. Капитан «Имо», обнаруживший, что навстречу движется корабль, начал уклоняться в противоположную сторону. Но в середине канала оказался буксир, который заблокировал часть прохода.
Капитан «Монблана» увидел на встречном курсе «Имо», когда корабли находились на расстоянии около полутора километров. Оба капитана сигналили друг другу, отключили двигатели, чтобы сбавить обороты, но инерция несла их навстречу.
Чтобы не посадить на мель полный взрывоопасного груза корабль, капитан «Монблана» свернул ближе к середине канала и оказался на пути встречного корабля. Тем временем капитан «Имо», разворачивая машину, врезался в правый борт «Монблана».
Это был скользящий удар, но его хватило, чтобы опрокинуть и раздавить бочки с бензолом. Горючее быстро воспламенилось от искр, которые возникли при трении корпуса одного судна об другое. На «Монблане» вспыхнул пожар.
Зная о том, что груз может взорваться в любую секунду, экипаж «Монблана» оперативно покинул судно, добравшись до берега Дартмута. Корабль остался дрейфовать и сел на мель возле пирса №6 в Галифаксе.
Жители Галифакса и Дартмута, не слышавшие отчаянные предупреждения бегущих матросов, стекались к окнам, чтобы посмотреть на редкое зрелище – горящий корабль.
Спустя 19 минут после столкновения на «Монблане» раздался взрыв мощностью 2,9 килотонны в тротиловом эквиваленте.
Сила взрыва была эквивалентна одной пятой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. «Монблан» просто исчез. На короткое мгновение показалось дно гавани. Ударная волна снесла практически все строения в радиусе 2,5 километров. По официальным данным, погибло 1963 человека.
Облако дыма поднялось на высоту почти 3700 метров, с неба сыпались горячие металлические осколки. 18-метровая волна отбросила «Имо» в сторону Дартмута.
Люди, которые наблюдали за пожаром, ослепли или погибли от осколков стёкол. В Галифаксе и Дартмуте распространились сотни пожаров. Прибывающий пассажирский поезд был остановлен вне радиуса действия взрыва благодаря железнодорожному диспетчеру, который остался на своём посту, чтобы отправить предупреждение.
В течение трёх часов после взрыва местные власти сформировали комиссию по оказанию помощи в чрезвычайной ситуации из солдат, матросов и горожан, чтобы спасать пострадавших из-под завалов разрушенных зданий и тушить пожары.
На следующий день после взрыва поднявшаяся метель, накрыла город 40-сантиметровым слоем снега, погасив последние пожары. Спасательные операции при сложившихся погодных условиях сорвались.
В результате самого чудовищного взрыва до разработки ядерного оружия погибло 1963 человека, пропало без вести около 2000 человек, ранения получили 9000 человек.
Задержите поезд. В гавани загорелся корабль с боеприпасами и вот-вот взорвётся у пирса №6. Думаю, это моё последнее сообщение. Прощайте, мальчики.
Последнее сообщение железнодорожного диспетчера Патрика Винсента Коулмэна.