Москва имени канала

15 июля исполняется 75 лет каналу, без которого население Москвы не выросло бы до 11 миллионов: такому количеству людей попросту не хватило бы воды, а сам город не из чего было бы построить

Скульптура Юлии Кун «Водный путь» — символ канала Москва — Волга. Она существует в двух экземплярах. Первая встречает идущих от Ленинградского шоссе к Северному речному вокзалу, вторая — в самой высокой точке, перед Икшинским шлюзом, приветствует поднимающиеся от Москвы корабли. Девушка с моделью парусной яхты олицетворяет идею канала как великого пути и места водного спорта.

Александр Соколов работает на канале имени Москвы с 1971 года. Он сотрудник этого предприятия в третьем поколении. Его дед по пьяному делу утопил казенную полуторку и за такое «хозяйственное преступление» попал в лагерь на строительство канала. Его отец работал на канале паромщиком, а сам он капитан теплохода «Путейский-2». Это судно технического обслуживания канала, его экипаж ставит световые знаки и контролирует исправность бакенов. Дочь Александра Михайловича вышла замуж за голландского речника — владельца самоходной баржи, плавающей по каналам Европы.

 

Последний перед Москвой-рекой шлюз № 8, построенный по проекту Владимира Кринского, выдержан в духе единого архитектурного решения канала Москва — Волга. Образ его сооружений выработал Петр Козырев, начальник архитектурной мастерской в «Дмитлаге» — лагере, созданном в 1932 году для строительства канала. Здания управления шлюзами — все башенного типа, с ротондами или скульптурами наверху. С технической точки зрения они не обязательно должны быть высотными. Но дело не только в том, что в советской архитектуре органы управления господствуют над прочими строениями. Башни как таковые призваны воплощать силу, спокойствие, величие и торжественность момента.

 

Канал строили в первую очередь для того, чтобы дать Москве воду. Сейчас в столицу по каналу ежесекундно поступает 30 кубометров волжской воды, из них 14 москвичи выпивают и расходуют в быту. Но для пропаганды 1930-х годов водопровод — это слишком скромно. Нам обещали, что теперь от стен Дворца Советов пойдут океанские пароходы в Лондон и Нью-Йорк. Эта мечта не могла сбыться, а Дворец Советов, как и советский флот дирижаблей, существует лишь на фарфоровом диске, украшающем Северный речной вокзал.

 

Гидроагрегаты Иваньковской ГЭС, выпущенные Ленинградским металлическим заводом имени Сталина, и машины, приводящие в действие ворота и затворы шлюзов, исправно работают с 1937 года. По-прежнему функционирует электромеханическая автоматика 1930-х годов. Даже уличные сигнальные аппараты — телефоны для связи дежурного по шлюзу с диспетчером — пока что остаются нетронутыми с советских времен. В 1941 году канал стал рубежом обороны . Немецкое наступление между Волгой и Дмитровом сорвалось, когда волжские воды были через канал сброшены в реку Сестру и запрудили огромное пространство, которое невозможно было форсировать. 16 октября ожидалось, что немцы ворвутся в столицу по Волоколамскому и Ленинградскому шоссе.

 

Московскую комендатуру и НКВД охватила такая паника, что ни военные, ни чекисты не заминировали мост Ленинградского шоссе через канал Москва — Волга. Это сделали гражданские инженеры Мосвзрывпрома. По словам взрывника Степана Давыдова , замысел был такой: когда вражеские танки въезжают на мост, взрыв сбивает ферму со средней опоры (крайняя на фото справа внизу), затем другой взрыв подбрасывает эту ферму вверх от берега, ферма поворачивается, как на шарнире, на той опоре , что в центре снимка, и танки сыплются в воду. Но немцев остановили за шесть километров от моста, и взрыв, который мог стать одним из самых эффектных во Второй мировой, так и не прогремел.

 

Кучи гравия в Южном порту — частичка тех гор строительных материалов, что были доставлены в столицу по реке за последние 75 лет. К 1937 году железные дороги уже не справлялись с необходимыми растущей Москве потоками щебенки, песка и дерева. Канал поднял уровень воды в Москве-реке на три метра, превратив измельчавшую речку в основной путь для песка и камня, из которых построен громадный город, где живет почти каждый десятый человек в России.

 

Фотограф
Александров Лыскин
1949 — Родился в Москве.
1973 — Начал профессионально работать в АПН. 1974 — Получил золотую медаль World Press Photo.
1982 — Удостоен премии «Золотой глаз» за профессиональную фотосъемку.
1992 — Сделал репортаж о забое тюленят, инициировавший кампанию, приведшую к запрету промысла, и удостоился премии ЮНЕСКО за охрану окружающей среды.
1994 — Фотограф IFAW.
2007 — Создал Российскую коллекцию авторского фотобанка Phorus, которая постоянно пополняется . Снимал во всех субъектах РФ по заказу отечественных и зарубежных изданий.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий