“Мы из джаза”: Вместо Игоря Скляра мог сыграть Дмитрий Харатьян

В конце января 1983 года на киностудии “Мосфильм” закончились съемки фильма Карена Шахназарова “Мы из джаза”, после премьеры которого молодые артисты Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный, Елена Цыплакова, что называется, проснулись знаменитыми.

Как вспоминает сценарист Александр Бородянский, он вместе с молодым режиссером Кареном Шахназаровым сначала задумали снять художественный фильм про Леонида Утесова. Однако, когда позвонили Леониду Осиповичу, тот психанул: “Не было у нас никакого джаза!” Как потом поняли, наступили ему на “больную мозоль” – оказывается, Утесов лишь позиционировал себя первым советским джазменом, прародителем отечественного джаза, а в реальности не был музыкантом и не умел дирижировать – на экране показывали его актерскую имитацию дирижерства.

На роль разбитного Степана пробовались Николай Еременко и Леонид Ярмольник , но роль досталась Панкратову-Черному.

– Мы не отчаялись, а нашли пионера российского джаза Александра Варламова, – вспоминает Бородянский. – Он знал множество реальных историй про джазменов 20 – 30-х годов. На их основе и написали сценарий.

Кстати, киношный персонаж картины – “первый советский джазовый теоретик” Сергей Адамович Колбасьев – существовал на самом деле. И у джазовой певицы Клементины Фернандес, героини фильма, был реальный прототип – американка Каретти Арле-Тиц. Эта негритянская певица работала у Дюка Эллингтона, приехала учиться в Советский Союз оперному искусству. Ее заметил русский джазмен Варламов и уговорил выступать в его ансамбле в качестве солистки. Каретти влюбилась в русского барабанщика. Когда его посадили, она принялась искать правду обивая пороги посольства, после чего ее выслали из Союза.

В роли Кости Иванова режиссер видел Дмитрия Харатьяна, хотя пробовались и Евгений Дворжецкий, и Михаил Ширвиндт.

Веселье в траур

Со съемками эпизода приезда на вокзал кубинской певицы произошел казус.

Съемку запланировали на 10 ноября 1982 года. В этот день умер генсек Брежнев.

Как только зазвучала музыка на перроне, где разместилась съемочная площадка, киногруппу атаковала возмущенная администрация вокзала: “Ненормальные! В стране траур. А у вас веселье!” Шахназаров позвонил директору студии “Мосфильм” с вопросом: как же быть? “Сделай потише да снимай”, – последовал ответ.

А сцену, в которой музыканты Степан и Жора играют на улице “А ну-ка, убери свой чемоданчик…”, снимали в Одессе. Панкратов-Черный обходил прохожих со шляпой и кричал: “Граждане одесситы, многоуважаемая публика! Ссудите кто сколько может скромным труженикам массовой культуры”.

Одна колоритная одесситка, идущая с базара с ведром, в перерыве между съемками подошла к артисту и поинтересовалась, сколько ему удалось собрать денег. Александр показал 27 реквизиторских копеек. “Товарищи одесситы, не будьте же кацапами, дайте человеку три рубля!” – закричала на всю улицу заботливая мадам.

Но сыграл в фильме юный Игорь Скляр.

Из кавалерии – в фильм

Режиссер отбирал артистов очень придирчиво. На главную роль руководителя джаз-банда Кости Иванова пробовался Евгений Дворжецкий. Но Шахназаров склонялся к обаятельному Дмитрию Харатьяну. Пока в коридоре “Мосфильма” не столкнулся с выпускником Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Игорем Скляром. Тот уже дебютировал в  кино в музыкальном фильме режиссера Николая Ковальского “Только в мюзик-холле”. На пробы Скляр пришел в… кавалерийской форме (проходил службу в кавалерийском полку при “Мосфильме”). Режиссеру так понравился улыбчивый парень, что он решил снимать именно его.

На роль разбитного Степана пробовались Николай Еременко и Леонид Ярмольник. Для фотопроб им делали грим, одевали в костюмы. Но худсовет утвердил Александра Панкратова-Черного, который на самом деле не знал нот и не имел музыкального слуха! Зато на пробах он смотрелся так, что никто не усомнился в его музыкальности. Тем более что артистам наняли репетиторов. И в фильме Панкратов-Черный первоклассно имитирует игру на банджо.

Барабанщик плох

В роль руководителя джаз-оркестра Орлова вживался на пробах Ивар Калныньш. Но сыграл все-таки артист Юрий Васильев.

26-летний Николай Аверюшкин мог стать в фильме “ответственным работником Ассоциации пролетарских музыкантов Самсоновым”, но роль получил Леонид Куравлев. Аверюшкин же предстал на экране в образе барабанщика Жоры. Как вспоминает артист, Шахназаров на пробах спросил его, умеет ли он играть на барабанах. И он соврал: “Умею!” Пришлось учиться во время съемок.

Любовь Полищук (справа) была хороша в образе кубинской звезды. Но Карену Шахназарову хотелось даму попышнее, фактурнее. Так что “кубинкой” стала беременная Лариса Долина.

Звезда с Кубы

Певицу Клементину Фернандес могла сыграть актриса Любовь Полищук. Но режиссеру захотелось, чтобы Клементина была эффектной женщиной с пышными формами. Убедительнее в этой роли  смотрелась певица Лариса Долина. Тем более она в то время была беременна и округлялась с каждым днем.

Под негритянку Долину гримировали 6 часов, смешивая для грима 12 цветов. Но результат певице так и не понравился.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории