В Красноярске нашли уникальную кинохронику первого фильма легендарного режиссера.
Метель, суровая сибирская зима, по замерзшему Енисею едет лошадиная тройка… Затем план кинокамеры меняется и становится видно, что пургу “делают” несколько человек, которые раскидывают снег лопатами на пропеллер небольшого самолета. Еще несколько секунд – и можно рассмотреть: снег тоже не весь настоящий – вот работник съемочной группы берет в руки продолговатый кусок ваты, “пушит его”, бросает обратно на землю.
Это кадры с киноленты, которая пропылилась в архивах больше полувека: хроника фильма Леонида Гайдая “Долгий путь”. Кто-то, его фамилию никто не знает, снимал документальное кино о том, как будущий мэтр советского кино работает над своей первой полнометражной картиной, и единственной – не комедией, а драмой.
Пленку нашли совершенно случайно, в огромном архиве “Красноярского кинографа” она была подписана как “Дальний путь” режиссера Гончарова. Когда начали отсматривать, поняли: содержание не соответствует “упаковке”.
– Изначально мне было интересно, какие фильмы снимали в Красноярском крае в советское время, – рассказывает красноярский кинорежиссер Андрей Гаврилов, который обнаружил пленку. – Начал смотреть на монтажном столе неизвестного никому Гончарова и его, якобы, “Дальний путь”. И вдруг увидел на записи “хлопушку”, на которой было написано “Долгий путь”. Стал искать данные, и понял, что режиссера Гончарова никто не знает, а фильма “Дальний путь” никогда не было. Посмотрел, какие есть актеры и операторы в кадре, и понял – передо мной кино о том, как Гайдай, тогда еще неизвестный режиссер, снимает свой первый полнометражный фильм. Вот это открытие!
Зимние сцены “Долгого пути” снимали студией “Мосфильм” по мотивам рассказов Владимира Короленко недалеко от Красноярска весной 1956 года. Сюжет простой и трогательный – двое влюбленных разлучены ссылкой, в глухой Сибири им выдается несколько минут, чтобы побыть вместе.
Самого Леонида Гайдая на пленке кинохроники нет. Зато там присутствует оператор Сергей Полуянов, вместе с которым режиссер снял, например, фильм “Иван Васильевич меняет профессию”.
Сама пленка в красноярский видеоархив попала год назад, ее привезли из Иркутска (“Красноярский кинограф” по всей России собирает все, что когда-то снималось в Красноярском крае). Все это время она лежала на полках киноархива среди тысяч бобин самых разных времен. Кто знает, какие еще здесь есть богатства…