НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ. ШЕРЕМЕТЬЕВО: ОТ ГЛАВНОГО ВОЕННОГО АЭРОДРОМА СССР ДО КРУПНЕЙШЕГО АВИАХАБА РОССИИ

11 августа 1959 года, пассажирский авиалайнер Ту-104 совершил рейс Ленинград — Москва и приземлился на Шереметьевском аэродроме (ранее главном аэродроме ВВС СССР). Именно этот день считается днем рождения аэропорта Шереметьево как гражданской воздушной гавани, которая на протяжении последующих шести десятилетий встречала и провожала руководителей государств, героев-полярников, знаменитых деятелей культуры, науки, спорта и звезд мировой величины. И продолжает делать это сегодня.


Строительство Шереметьево началось в 1953 году, и до 1959-го он функционировал в качестве Главного аэродрома военно-воздушных сил Советской армии. Впоследствии решением правительства страны и при личном содействии Н.С. Хрущева аэропорт был передан Главному управлению ГВФ (гражданского воздушного флота) СССР.

Сегодня международный аэропорт Шереметьево им. А.С. Пушкина ежедневно обслуживает свыше 150 тыс. пассажиров и обеспечивает более 1000 взлетно-посадочных операций. Для сравнения: в 1960-м воздушная гавань приняла 270 тыс. пассажиров за весь год.

Место, где можно достать всё

Во времена СССР Шереметьево был единственным местом в столице, где можно было купить буквально всё. В 1961 году в здании аэровокзала «Ленинградский павильон» открылся торговый зал магазина «Березка» — предшественника современного дьюти-фри. Различные товары, прежде всего импортные, недоступные в обычных советских магазинах, тут можно было приобрести как за валюту, так и за рубли.

Сейчас для любителей шопинга в Шеремтьево работает самая большая в России зона беспошлинной торговли, в которой, как и 60 лет назад, можно найти товары мировых брендов, а также новейшие коллекции известных мировых марок, в том числе эксклюзивные и нишевые продукты.

Воплощение новых архитектурных идеалов

В 1964 году новый аэровокзальный комплекс Шереметьево-1 поражал воображение советских граждан необычным архитектурным решением. Посадочный павильон, получивший неофициальное название «рюмка», на многие годы стал архитектурной доминантой и символом аэропорта. Шереметьево-1 стал своего рода памятником идеалам социалистического роста и воплощением современного стиля своей эпохи.

Сегодня на этом месте построен и действует новый терминал В, который имеет отсылку к «рюмке» в виде современного посадочного павильона. Архитектурные же решения и дизайн интерьеров терминала В выполнены в эстетике русского конструктивизма.

Крупнейший трансконтинентальный хаб

В 1967 году была открыта оборудованная радиосредствами Транссибирская воздушная трасса через Шереметьево. Она стала наикратчайшим путем из стран Европы в Китай, Японию и другие государства Юго-Восточной Азии.

В наше время аэропорт Шереметьево занимает первое место в мире по трансферу между Китаем и странами Европы. Так, в 2018 году перелеты по обозначенным направлениям с пересадкой в Шереметьево совершило более 1,2 млн пассажиров, а общий пассажиропоток между Шереметьево и воздушными гаванями КНР превысил 2,36 млн человек. Кстати, Шереметьево является еще и единственным европейским аэропортом, принимающим рейсы сразу восьми китайских авиакомпаний.

Олимпийский аэропорт

И еще одна славная страница из истории главного авиахаба страны. В 1980 году Шереметьево организовал прием участников летних Олимпийских игр, в преддверии которых здесь открылся новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2 с телетрапами (сейчас это терминал F). Новейший по тем временам терминал с многочисленными кафе и магазинами беспошлинной торговли стал визитной карточкой аэропорта, окном в мир для граждан СССР и воротами в нашу страну для миллионов иностранцев.

Связи Шереметьево с большим спортом сохраняются и в XXI веке. Так, Чемпионат мира по футболу 2018 года открыл в истории аэропорта новую страницу. К началу соревнований был введен в строй новый терминал B, готовый обслуживать до 20 млн пассажиров в год, а также уникальный межтерминальный переход с автоматическими поездами, которые перевозят пассажиров между удаленными терминалами всего за четыре минуты, и другие объекты, позволяющие вывести качество сервиса, возможности и мощности аэропорта на новый уровень.

Фото: www.svo.aero

Оцените статью
Тайны и Загадки истории