Не простой путь сфальсифицированных картинных полотен

Не простой путь сфальсифицированных картинных полотенФальсификация полотен известных мастеров является прибыльным бизнесом, поскольку доход изготовителей и дилеров от продажи картин исчисляется миллионами. Особенно остро проблема создания и оборота сфальсифицированных полотен встала после появления технических средств, которые выявляют поддельные произведения искусства. Фальсификаты стали появляться там, где никак не могли, как казалось, обнаружиться. Пример борьбы с подделками — исследовательский проект «Рембрандт», созданный в 1968 году, в рамках которого ученые, входящие в группу, определили, что большинство картин не являются произведениями Рембрандта, что вызвало резко негативную реакцию со стороны музеев, приобретших картины.

Великие фальсификаторы

Мировой истории известны случаи, когда мастерство фальсификаторов достигало такого уровня, что профессионалы и знатоки живописи не отличили подделку от оригинала. И только на современном этапе развития наука помогает выявлять фальсификат и успешно расследовать преступления, связанные с подделкой полотен мастеров живописи.

Говоря о подделках произведения искусств, стоит упомянуть известного фальсификатора Хана ван Мегерена, художника XX века, прославившегося подделкой картин мастеров XVII века, в том числе Яна Вермеера. За свою карьеру автор создал ряд полотен великих мастеров, однако знаменитой картиной остается «Христос в Эммаусе», признанное искусствоведами того времени как произведение Вермеера Дельфтского.

Благодаря таланту и противозаконным способам, ван Мегерен заработал состояние свыше 30 млн долларов. За последнюю картину «Христос и судьи», проданную в 1943 году «преемнику фюрера» Герману Герингу автор подделки получил сумму, исчисляемую миллионами долларов. После кончины Геринга в личном музее деятеля нацисткой Германии американский солдат обнаружил столь редкий шедевр голландской живописи. За сотрудничество с нацистами и продажу национального культурного достояния Мегерену грозило суровое наказание, что вынудило сознаться в создании подделок.

Художник рассказал, что для создания видимости старинного материала покупались неизвестные картины XVII века, затем смывалась картина и писалось новое изображение. Однако нерешенной проблемой для художника оставался «кракелюр» – трещины лакокрасочного покрытия, проявляющиеся на масляной картине спустя десятилетия. По таким трещинам эксперты без труда устанавливали подлинность полотна. Чтобы избежать разоблачения, ван Мегерен очищал прежнее изображение и писал новое, тщательно придерживаясь границ каждой трещины. В дальнейшем художник самостоятельно изобрел масляные краски, которые затвердевали в печи и трескались. Для большей убедительности мастер, учитывая, что со временем в такие трещины забивается пыль, покрывал полотно тонким слоем черной туши, которая заполняла пространство в трещинах. За преступления ван Мегерен был осуждён за подделку полотен мастеров и приговорён к тюремному заключению.

Зачем идти на такие риски

Распространенным мотивом совершения преступлений данной категории выступает получение материальной выгоды. Однако такие фальсификаторы, как Хан ван Мегерен, стремятся не только заработать, но и показать непрофессионализм критиков и экспертов, а также доказать собственные умения и мастерство. В таком случае возникает сложность при установлении умысла на совершение преступления.

Добросовестное заблуждение экспертов или умышленное мошенничество?

В 2010 году коллекционер произведений искусства Андрей Васильев приобрел без письменного заключения оценщиков и экспертизы картину «В ресторане» за 250 тыс. долларов у российского искусствоведа Елены Баснер. Полотно оказалось подделкой. Уголовное дело в отношении нее было возбуждено по признакам мошенничества, однако в 2016 году Баснер оправдана, поскольку умысел не был установлен, сама эксперт настаивала на профессиональной ошибке.

На сегодняшний день выявить подделку старых картин не составляет труда.

Популярными для коллекционеров и фальсификаторов работами выступают произведения абстракционистов, супрематистов и других последователей русского авангарда, внимание к которым сильно возросло с началом XX века, поскольку такие картины технически проще изготовить, а материалы, которые использовались художниками того времени, не отличаются от современных.

Ярким примером подделки полотен является дело Преображенских, супружеской пары антикваров и владельцев питерской галереи «Русская коллекция». Супруги продавали поддельные картины русских художников, что привело к обвинительному приговору Татьяны и Игоря Преображенских за совершение мошенничества и хищения. Дело получило общественный резонанс, в том числе за границей. Следователи, занимавшиеся расследованием «дела антикваров» охарактеризовали действия супругов как «крупнейшую аферу за последние годы», однако благодаря их преступной деятельности профессиональному сообществу стало известно о новом методе подделки-«перелицовки». Чтобы подделать картину таким способом, художники приобретают картину малоизвестного европейского живописца, обладающего схожей манерой написания полотна с русскими художниками, затем удаляют подпись и наносят новую.

Выявление поддельных полотен также своего рода искусство. Помимо установления проверанса, то есть происхождения картины, эксперты проводят ряд исследований. Для начала полотно просматривают с помощью рентгена, затем инфракрасных лучей, с помощью чего устанавливается характер написания картины и стиль живописца. Исследуется также химический состав пигментов и их соответствие периоду написания полотна, после чего составляется заключение о подлинности или фальсификации работы художника.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории