На 80-м году жизни скончался народный артист России, актер театра и кино Иван Бортник.
Актер театра и кино Иван Бортник скончался поздно вечером в пятницу, 4 января. «Иван скончался вчера в 23:00. Врачи говорят, что скорее всего тромб», — приводит ТАСС слова супруги актера Татьяны Борзых. Официальная причина смерти Бортника пока не названа. Да и время прощания будут объявлены позже.
Ивана Бортника знают, пожалуй, все жители России, которые хотя бы раз смотрели телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Экранизация романа братьев Вайнеров«Эра милосердия», в котором речь шла про послевоенную борьбу сотрудников уголовного розыска с жестокой бандой «Черная кошка», запомнилась не только динамичным сюжетом и закрученной интригой, но и великолепной игрой целого созвездия звезд советского экрана. Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова, Владимир Конкин, сыгравший его напарника, недавнего фронтовика Шарапова, Сергей Юрский, персонажа которого несправедливо обвинили в убийстве, Александр Белявский — жестокий Фокс и, конечно же — Армен Джигарханян, «Горбатый» главарь «Черной кошки». Но и роли второго плана в картине получились отличные — Станислав Садальский как шепелявый вор-карманник по прозвищу «Кошелёк», Евгений Евстигнеев как вор в законе Ручечник. И, конечно, незабвенный Промокашка, которого сыграл Бортник.
Ко времени начала работы в «Месте встречи…» Иван Бортник был больше известен по своим театральным ролям. Он родился в 1939-м, в детстве занимался в самодеятельной киностудии при ЦПКиО имени Горького, хотел стать актером и после окончания школы поступил сначала в ГИТИС, а потом перевелся в Щукинское училище на актерский курс Владимира Этуша. После училища был принят на работу в театр имени Гоголя, но тамошний репертуар ему не нравился.
«Переиграл всех дегенератов, — рассказывал Борник в интервью журналу „Советский экран“. — Я не шучу, просто драматургия была такая. Всякие там „Любовь без прощания“, „Свидание у черемухи“, то есть полный бред. Театр-то „привокзальный“, „для командировочных“, репертуарная политика неясная, случайные пьесы, случайные авторы».
Но в 1967-м уже знаменитый режиссер Юрий Любимов позвал Бортника к себе, в Театр на Таганке. «Здесь мне повезло больше», — скромно говорил актер. В спектаклях Таганки, которые в то время гремели на всю Москву (и не только, разумеется) он играл Лаэрта, Соленого, Сатина, Моцарта. «Даже Коробочку, правда, не смейтесь, — вспоминал он и добавлял: «Нет, на театр я пожаловаться не могу».
А вот с кино отношения у Ивана Бортника оказались сложными. Первую роль он получил в 1962-м, когда еще работал в театре имени Гоголя, причем вспоминал о ней без особой теплоты — мол, тогда была мода на антирелигиозные фильмы, вот и получилась «Исповедь». Потом не снимался восемь лет, да и после того, как фильмография Бортника начала активно пополняться, ему доставались лишь роли второго плана.
«Место встречи изменить нельзя» должны были стать для него первой главной ролью, но снова вмешалась судьба — на этот раз в виде друга и коллеги по Таганке Владимира Высоцкого. Они в самом деле дружили, тот даже посвятил Бортнику одну из своих песен — «Письмо к другу» («Ах, милый Ваня…»). Но утвердить Высоцкого на роль Жеглова режиссеру удалось, а вот согласовать двух актеров Таганки на две главные роли — уже нет. Шарапова сыграл Конкин, а Бортнику Говорухин предложил выбрать персонажа самому, и тот выбрал Промокашку.
Вернее, никакого Промокашки в сценарии не было, этот член банды был описан несколькими словами — «молчаливый парень в шестиклинке». Не было и реплик. Но режиссер разрешил импровизировать — и вся сцена на воровской «малине» была, по сути, придумана Бортником. Правда, в итоговой версии от нее мало что осталось: консультант от милиции резко выступил против. «Товарищ генерал сказал, что если роль останется в таком виде, то завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке», — вспоминал Бортник.
Но несколько крылатых фраз этот персонаж после себя оставил — в дополнение к общему цитатнику, которым стало «Место встречи…».
«Вообще я считаю, что в кино снимался в основном неудачно, — рассказывал актер. — Положа руку на сердце, стыдновато кое за что. А какие-то роли, даже маленькие, люблю. В „Родне“, например».
Если судить по числу фильмов, то Бортник снимался много. Сам он вспоминал только некоторые работы. «Зеркало для героя» (чуть ли не единственная главная роль) и «Мусульманина» Владимира Хотиненко, «А был ли Каротин?» Геннадия Полоки… Одной из последних киноработ Бортника стала историческая драма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба».
Но в последние годы он и на театральную сцену выходил только в спектакле-воспоминании «Высоцкий».
Станислав Садальский опубликовал в своем блоге в Instagram фотографию Бортника и Высоцкого и привел отрывок из интервью Бортника «Российской газете», в котором он говорит, что спокойствия в его жизни никогда не было.
«В моей профессии нельзя себя щадить», — заключил он.