В Японии принято отмечать две даты год со дня рождения и шестидесятилетний юбилей. Считается, что в шестьдесят лет человек может подводить некоторые промежуточные итоги. Артист родился первого апреля и отец Николая Николаевича на радостях, что после трёх дочек в семье наконец-то появился долгожданный сын, поехал в район, чтобы справить на младенца бумаги. Папа так бурно отмечал сие обстоятельство, что попал в район только к 20 апреля.
Чиновники в районе все поняли: они поделили расстояние от села до места назначения на приблизительную среднюю скорость передвижения счастливого папаши, и вписали в графу день рождения число 16.04. Вот только поправку на широту русской души сделать не догадались! Благодаря иронии судьбы Николай Николаевич принимает поздравления два раза в году.
60 лет спустя, за год до смерти Николай взялся за перо написал киносценарий о своем детстве в период послесталинья. В нем воспоминания о родителях, о Сартынье, о её жителях, насильно загнанных в эти места.
Из интервью с Николаем Николаевичем Мерзликиным:
Мама была беременная и пропалывала грядку, когда почувствовала, что начались схватки. Я родился под стреноженной лошадью в самом конце огорода. Мои первые семь лет жизни протекали в старом деревенском доме в Тюменской области, под Салехардом. Хорошо помню наш дом и наше село. Это тайга, север.
Помню, как мы коров перевозили через реку, туда, где пастбище получше. Перевозили в лодках, держали за ноги, чтобы испуганные животные не перевернули их. Помню баню, в которой были попеременно то женские, то мужские дни. Помню дизельную электростанцию на реке, где работал отец. Помню наших потрясающих собак Тузика и Индуса.
Благодаря им дверь в дом у нас никогда не запиралась. А когда семья уезжала навсегда, оставляя дом и пристроив собак соседям, Тузик перегрыз веревку и долго-долго плыл за нашим пароходом по реке. Мы плакали, просили его забрать, а отец загонял нас в каюты.
Куда вы переехали?
На Алтай, в Бийск, к сестре моей матери. И лет с семи до десяти я жил на Алтае. Потом был Урал. Там уже отец стал строить собственный дом. Самое яркое впечатление от жизни на Урале покупка баяна. Я стал учиться играть на музыкальном инструменте! И даже работал баянистом в пионерском лагере.Помню, как с этим баяном мы ходили по улицам нашего шахтерского городка, играли девчонкам.
А как строились дома на Урале? Наш дом был не из бревен, а из шпал. Шпалы запиливали с разных сторон и вставляли в пазы. Мне приходилось помогать отцу строить этот дом. Детей в семье было шестеро. Я четвертый. Старшие были девочки.
Насколько помню, мы, в основном, косили сено для коровы. Без коровы было бы совсем туго: такая орава детей. С пяти-шести лет помогали родителям, собирали сено. На сенокос ездили по реке на лодке.
Отец с матерью гребли, а мы сидели наверху огромного снопа. А вот по пути с сенокоса домой отец обычно ставил блесну. В дороге еще и пару щук вытаскивал, чтобы нас вечером накормить.
Каким же ветром вас занесло в Москву? Поступил в Свердловске в медицинский институт. Но потом решил рвануть в столицу. Пробовал поступать во МХАТ и в ГИТИС. Взяли меня к себе на курс в ГИТИС Иосиф Моисеевич Раевский и Евгения Николаевна Козырева. Затем, коротая дни в армии в качестве связиста, я неожиданно приглянулся директору фильма Рано утром. И попал на съемки на свою первую картину к самой Татьяне Лиозновой!
В фильме играл мальчика, у которого умирают родители, и он сам воспитывает свою младшую сестру, не соглашаясь отдать её в детский дом. Хотите узнать, как отреагировала мама на работу? Конечно, хочу! Меня отпустили на премьеру, мы сидели в зале вместе мама, отец и я. Зал был полный, там были все знакомые и друзья. В картине есть сцена, где мой герой говорит, что не отдаст сестру в детский дом, мол, воспитает её сам!
И когда я произнес этот текст с экрана, мама вдруг встала и громко на весь зал заявила: Вот и правильно, сыночек! Не отдавай сестренку в детский дом, воспитывай сам! Отец скоро 13-ю зарплату получит, мы вам подкинем денежек, поможем! Картошка у нас в этом году хорошая, поросенка заколем, сала дадим!
Вот такие были люди Настолько наивные и настолько верные на таких вся страна держалась и была крепкой! После этой картины командование меня еще несколько раз рекомендовало сниматься в кино. В итоге сыграл в фильмах Человек, которого я люблю, в Западне, в Зосе. А начальник рапортовал, что, мол, солдаты нашей части не только служат, но снимаются в кино, занимаются музыкой.
Ну а где вам довелось жить в Москве?
Сначала на Трифоновской улице в общежитии ГИТИСа. У нас была хорошая компания студенты Шаповалов и Антипов (будущие актеры Таганки), Юра Николаев будущая звезда ТВ, Ольга Остроумова, Володя Гостюхин, Андрей Мартынов Вместе жарили картошку, половину наготовленного отдавали голодным собакам.
Чтобы подработать немножко (стипендия-то была слабенькая), чистили от снега крыши соседних домов. Платили нам по 15 рублей за крышу. Был буфет и знакомая буфетчица, которая отпускала в долг яичницу или одну сосиску. Потом мы ей возвращали деньги.
Что-то с поездом присылали родители сало, например. Отец с матерью продолжали в то время жить на Урале. Папа на шахте работал до 70 лет, умер он в 90. А мама (она ушла раньше отца), сколько себя помню, ухаживала за огородом, за хозяйством. Наш дом был очень хорошим. И я любил туда приезжать, причем, не один, а вместе с друзьями-артистами.
С Айваром Багдановичем, например, латышским актером, особенно когда снимались в Свердловске. Мама ставила на стол тертую редьку с квасом, черный хлеб, огурцы. Кстати, выращивала эти огурцы она так: особым образом укладывала солому, потом делала лунки, которые заполнялись землей.
А когда земля преет от соломы, то огурцы растут быстро и получаются гигантскими. Мы сидели, пили водочку и наслаждались жизнью: тишина там невозможная, и в этой тишине такая радость
А с женой как вы познакомились, если не секрет?
Вечером познакомились, а на следующий день поженились. Вот живем вместе уже 37 лет. Она более 20 лет проработала в издательской области бильдредактором в АПН, знает французский.
И моя дочь Ксюша скорее ее профессиональное продолжение, она трудится арт-редактором в Московской правде. Хотя от актерской карьеры отговорил ее я. И не из-за отсутствия таланта, а защищая от сложностей жизни людей моего мира.
Николай Николаевич, есть ли у вас дача? Да, это летний и зимний домики, и баня, которую надеюсь достроить этой весной. Все вокруг зеленое, газон и сплошные цветочные клумбы. Стоит один парник.
Знаете, почему люблю дачу? Там вместе собираются люди, все в возрасте, которые уже все себе доказали. Им не надо искать никакой выгоды от общения. И они настолько искренние, что с ними общаться одно удовольствие. Они как дети.
Доктор наук, врач, художник все одинаковые, голые перед жизнью, все равны, как в бане. С них сметается столичная пыль, которая присутствует в Москве, на работе.
Николай Николаевич, так что же все-таки для вас Дом в высоком понимании этого слова?
Дом для меня это Женщины. Это моя жена и это моя дочь. Они хранительницы существования всего, что есть в этом доме. Я все время уезжаю, приезжаю: у артиста жизнь почти кочевая.
Если дырку пробить в стене, картину повесить, перетащить что-то, проводку починить это конечно, моя работа. Ну, а создать уют и всю эту красоту, которую вы видите, это они. И я этот дом обожаю.
Актер это ведь одинокий волк. Как бы там ни говорилось, что актеры добры и впечатлительны, они все равно волки, в том смысле, что всегда находятся в голодном поиске. В моей жизни присутствует ощущение жестокости.
Сейчас очень тяжело быть актером. Для нас, артистов старшего поколения, искусство это старый МХАТ, это старый Малый театр, это старый Театр имени Маяковского, или старый театр Моссовета.
Наверное, мы просто учились у выдающихся педагогов: Грибова, Яншина, Хмелева, Москвина, а их повторить нельзя. И как бы Табаков ни был гениален, он Табаков. Прихожу сейчас во МХАТ, и меня эти спектакли не трогают.
Когда стали перелопачивать всю классику, когда в Театре современной пьесы стали делать из Чайки Чехова оперетту, я понял, что не могу на это смотреть.
Потому что для меня ближе старая школа, и я хочу Чайку играть и видеть так, как она была написана Чеховым. У меня счастливая судьба. Сейчас немного найдется артистов, которым довелось поработать на одной съемочной площадке с Крючковым, Жаковым, с Сазоновой, Жженовым, с Олялиным, Семиной.
Это все легендарные личности. Николай Афанасьевич Крючков мог сутками рассказывать о своих приключениях. Сейчас о нем ни слова, ни упоминания. Нет передач о Жакове, почти забыт Смоктуновский (вспомнили только в связи с юбилеем) Мне кажется, что именно эти люди сделали фундамент советского и российского кино. Такая грустная нота
P.S. Последнее время Николай Мерзликин активно снимался в сериалах. Готовился к своей первой роли в театре впервые он получил предложение сыграть на сцене.
Очень любил свою семью жену, дочь, не давая поводов для досужих сплетен и пересудов. Собирался активно участвовать в воспитании внука Арсения. Вот отрывок из последнего интервью, которое было опубликовано в декабре 2006г в газете “Родное подмосковье”: Внуков любят больше, чем детей.
И это не потому, что внуки лучше своих родителей, нет. Просто с наступлением старости человек обычно начинает ценить каждое мгновение, он вновь приходит к тому, что жизнь, несмотря на трудности и разочарования, полна чудес, что она прекрасна”.
Более 10 лет Николай Николаевич исполнял роль доброго волшебника Деда Мороза во время новогодних праздников в спорткомплексе “Олимпийский”. Дарил радость детям, воспитанникам детских домов и приютов.
Его не смущало, что для двух актеров его предшественников эта роль оказалась последней. Так случилось и с ним. 2 января 2007 года он вернулся с утренника. Ночью почувствовал себя плохо. Сердце. Скорая не успела помочь Остались фильмы, воспоминания.
За свою 40-летнюю карьеру в кино Николай Мерзликин снялся более чем в 40 фильмах. В их числе Человек, которого я люблю, Зося, Западня, Обратной дороги нет, Без права на ошибку, Атаман, Призвание, Дума о Ковпаке, Чудак из 5Б, Отцы и дети и другие.
Последними его работами стали роли в фильме Мужской сезон. Бархатная революция и сериале Тайная стража (2005).