На Тегеранской конференции в конце 1943 года Сталин настоял на разделе итальянского флота между союзниками. Вопрос о передаче итальянских кораблей был решен только в процессе подготовки мирного договора с Италией. По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор “Джулио Чезаре” постройки времен первой мировой войны.
9 декабря 1948 года “Чезаре” навсегда покинул Таранто. 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”.
Корабль был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии, что, учитывая характер его предыдущей эксплуатации, было вполне естественно. В течение пяти лет, с 1943 по 1948 год линкор, в числе других кораблей итальянского флота, стоял, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая ракушками. Правда, непосредственно перед передачей Советскому Союзу он прошел небольшой ремонт, касавшийся в основном электромеханической части.
Условия жизни экипажа никак не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Штатное камбузное оборудование обеспечивало лишь обслуживание кают-компании офицерского состава, а на командном камбузе имелись лишь котлы для варки макарон (к тому же неисправные), так как при стоянке в базе экипажи итальянских кораблей жили в береговых казармах, а на корабле их рацион состоял только из макарон, сухого вина и оливкового масла.
Первое время (до оборудования нормального камбуза) питание моряков обеспечивалось несколькими армейскими походными кухнями, почти круглосуточно дымившими на палубе. В холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным конденсатным дождем от обильного отпотевания. Для отдыха служили двух- и трехъярусные койки, размещенные буквально впритык друг к другу в проходных кубриках.
В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док. При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером ее обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла.
Уже в июле “Новороссийск” принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. В последующие шесть лет на корабле постепенно был выполнен значительный объем работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств. С 1949 по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. По свидетельству служивших на нем офицеров и матросов, заменили даже турбины — на новые Харьковского завода, так что на ходовых испытаниях “Новороссийск” показал скорость свыше 27 узлов. Вообще кораблю уделялось много внимания, поскольку он, несмотря на преклонный возраст, был самым сильным по артиллерийскому вооружению в советском флоте. Вместо планировавшегося перевооружения на отечественные 305-мм орудия с длиной ствола в 52 калибра решили оставить итальянские и даже начали производство боезапаса для них, поскольку на момент передачи имелся только один штатный боезапас. Из-за ненадежной взрывчатой начинки часть снарядов, в ожидании новых, свезли в береговой арсенал.
С мая и до конца октября 1955 года “Новороссийск” несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. 28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место на “линкорной бочке” в районе Морского Госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Кроме экипажа, на борту находилось пополнение – военнослужащие, переведенные из армии во флот, временно размещенные на линкоре. В 01.31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000-1200 кг тринитротолуола. Была объявлена боевая тревога, корабль начал крениться, и в 04.15 опрокинулся через левый борт. Сотни людей, построенных на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В таком положении корабль оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. Только в 22.00 корпус полностью исчез под водой.
Десятки или даже сотни живых моряков остались в воздушных подушках отсеков опрокинувшегося корабля – ведь там было их место по боевой тревоге. Из них удалось спасти лишь девять человек – и это в центре главной базы флота, имея около суток времени, спокойное и еще не холодное море, огромные технические ресурсы! Через прорезанное в кормовой части днища отверстие вышли семь человек, еще двух моряков удалось спасти водолазам, выведя их из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. В общем, повторилась трагедия “Императрицы Марии” – с ней случилось очень похожее в 1-ю мировую войну.
Всего при катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Причины взрыва и по настоящее время не выяснены. Среди версий: невзорвавшаяся мина времен 2-й мировой войны, диверсия со стороны итальянцев, и… обычная совковая некомпетентность вместе с надеждой на “авось” – последнее, IMHO, не исключено. По мнению большинства специалистов, характер взрыва не был похож на взрыв донной мины. А итальянцы… Они и сохранившийся у них намного более совершенный линкор, моложе “Новороссийска” на 25 лет, (точнее, вначале переданый американцам, а потом “подаренный” обратно) к тому времени пустили на металлолом. Самые главные “улики” против них: через некоторое время после случившегося группа офицеров разведывательно-диверсионного подразделения под командованием князя Боргезе была награждена орденами. И дата взрыва – 29 октября. Как известно, тела утонувших начинают всплывать через 7 дней после гибели – аккурат накануне главного праздника СССР – годовщины октябрьского переворота. Не очень серьезно. Есть здесь что-то похожее на гибель атомохода “Курск”: все, что угодно, только бы адмиралы и их высокопоставленные гражданские коллеги не были виноваты… Правда, бросать в море несколько месяцев спустя после катастрофы ручные гранаты в 1955 году еще не додумались 😉 .
Естественно, случившаяся трагедия была государственной тайной, и в отечественных средствах массовой информации о ней не было ни слова.
В результате катастрофы пострадал командующий ВМФ адмирал Кузнецов. Ни мина, ни итальянцы не помогли. Министр обороны Жуков вызвал его к себе, орал матом и закончил “Пошел вон!”. Кузнецова сняли с должности, лишили звания адмирала и отправили в отставку.
Много писалось об ошибках, совершенных командованием ЧФ в ночь катастрофы, но есть еще одна — сохранение давно устаревшего линкора в составе действующего флота. К 1955 году это потеряло всякий смысл. Против ракет линкор был бессилен. Единственным кораблем, которого можно рассматривать как противника “Новороссийска”, был турецкий ветеран “Явуз” (бывший германский “Гебен” начала века), к тому времени уже почти превращенный в музей, вроде “Авроры”. Целесообразно было бы использовать линкор в качестве стационарной учебно-тренировочной базы ВМФ. Нo вопросы престижа (“корабль взяли, а плавать на нем не могут”) не позволили пойти на такой шаг. Линкор находился в строю, не отвечая по многим показателям технического состояния требованиям, предъявляемым к боевому кораблю. На это было вынуждено так или иначе закрыть глаза немало должностных лиц, отвечавших за его эксплуатацию. Официальная и вполне объективная оценка состояния линейного корабля “Новороссийск” была сделана лишь в выводах правительственной комиссии уже после его гибели: “Корабль, находясь в строю, подвергался постоянной угрозе”.
На следующий год линкор подняли и разобрали на металлолом.
8.04.2001 нашел в Инете еще 2 причины гибели “Новороссийска”. Выдвигаются версии о подрыве “Новороссийска” англичанами и … КГБ с целью дискредитировать руководство ВМФ. В пользу последней версии приводятся факты уничтожения уже в 1956г всех показаний уцелевших членов экипажа, и то, что снятые с должностей и пониженные в звании руководители Черноморского флота через год были прощены и продолжили свою карьеру.
При написании странички использовались материалы сайта battleships.spb.ru . В свою очередь, она послужила основой для странички про “Новороссийск” белорусской морской энциклопедии ship.bsu.by/main.asp?id=102453, но без указания источника 🙁 .
Дополнение от бывшего жителя Севастополя Юрия :
Это рассказы очевидцев. Сразу после взрыва на корабле организовали совершенно бестолковую борьбу за живучесть. Бестолковую, потому что с самого начала было ясно, какой будет финал. Взрыв под днищем был такой силы, что разворотило палубу, а площадь подводной пробоины составила ВОСЕМЬДЕСЯТ квадратных метров (по моим сведениям). Видя, к чему все идет, люди с корабля начали прыгать за борт. С берега по ним открыли стрельбу, ибо считалось, что это дезертирство в боевой обстановке. Бегство остановили, а вскоре корабль перевернулся. Если бы командование было умнее, количество жертв можно было бы сильно уменьшить. Работал я в Севастополе с человеком, который находился на борту в момент взрыва. Правда, рассказать он мог немного. Его выбросило за борт ударной волной. Пролетев без чувств огромное расстояние, он упал в воду, где его чудом спасли. Человек этот так и не оправился от контузии. У него проблемы с речью и с координацией движений.
А вот мнение инженера-кораблестроителя и военного историка Олега Тесленко (впрочем, далеко не все относятся всерьёз к его версиям причин самых разнообразных катастроф):
Причина трагедии – взрыв мины военного времени и последующий за ним взрыв паров бензина из поврежденной цистерны для заправки бортовых катеров.
Жесткое порно бесплатно