Одиссея чкалова: лети туда, не знаю кудакомментарии: 15

Одиссея чкалова: лети туда, не знаю кудакомментарии: 15

Экипаж В июне 1937 года не было ни единой газеты в мире, которая не написала бы о беспримерном полете советских летчиков. После поразившего весь мир перелета отважного американца Чарльза Линдберга через Атлантический океан мир замер в ожидании нового героя. И вот – сразу трое. Экипаж молодой.

Чкалову- 33 года, Байдукову – 30, Белякову – 39. Командир – звезда небесная, гордость советской страны, летать рожденный. Байдуков в отличие от него – человек хладнокровный, скорее даже расчетливый, второй пилот. Беляков, штурман, специально перед полетом в Америку окончивший курсы летчиков.

В годы Гражданской войны воевал в дивизии Чапаева. Друзья его так и звали в шутку: Чапай. А Байдукова Чкалов называл Ягор. Выговорить Егор у него не получалось.

Я знал Георгия Филипповича, мы с ним неоднократно встречались, и, конечно же, я постоянно одолевал его вопросами о том полете. Генерал-полковник Байдуков намного пережил обоих своих друзей. Машина Самолет АНТ-25 конструкции Андрея Туполева, наверное, нельзя назвать техническим совершенством своего времени, но это был замечательный самолет. Одномоторный гигант с размахом крыльев в 34 метра обладал превосходными летными качествами и был удивительно послушен.

Двигатель конструкции Александра Микулина мог бесперебойно работать в течение нескольких суток. Полетный вес самолета вместе с грузом горючего, снаряжения, продуктов – 11,5 тонны. По тем временам это очень и очень много. Предполагали – и опасались: самолет навряд ли сможет взлететь, и потому на Щелковском аэродроме построили специальную взлетную горку для ускорения.

И Чкалов поднял машину. Груз Это произошло 18 июня 1937 года в 4. 05 по московскому времени. Байдуков рассказывал: ему казалось, что мотор не просто ровно, надежно работал, а даже урчал, будто преданный пес.

Настроение у экипажа приподнятое, при этом все сосредоточенны, каждый при деле. Никого не смущает теснота: передвигаться по самолету можно только ползком – всюду тюки и ящики. Предстоит сбросить на парашютах груз на полюс папанинцам, да и свой запас не тянет карман: с собой в дорогу взяли только свежие продукты: уже приготовленные бутерброды с ветчиной – 100 г на человека в день, сливочное масло – по 50 г, телятина – 50 г, зернистая икра – 30г, швейцарский сыр – 50 г. Сверх того: пирожки с капустой, шоколад – 100 г на человека в день, лимоны, апельсины, яблоки.

В термосах поплескивается горячий чай. Ну и вода, конечно. Полный суточный рацион на троих – 3 кг на человека. Все продукты весили 115 кг.

Был, однако, еще и аварийный запас – один килограмм в сутки на человека, надувная лодка с дюралевыми веслами, два охотничьих ружья, три револьвера. Вдруг, не дай бог, садиться придется на лед или воду На борту, кроме того, строго рассчитанный запас горючего и по 1200 литров кислорода на человека: полет будет проходить на высоте до 6000м, а кабина негерметичная. Воздух Можно сказать, что они летели, как говорится в сказке – Поди туда, не знаю куда, поскольку конкретное место посадки даже не предполагалось – предстояло достигнуть берега Канады, а ежели удастся – США. Посол СССР в США Александр Трояновский помог раздобыть канадские и американские карты, по ним и летели.

В кабине условия адовы: на высоте около 6000 м – минус9. При неподвижной работе при такой температуре человек околевает, несмотря на меховую одежду. Термосы давно уж пусты. Вся питьевая вода- сплошной кусок льда.

Жажда мучила неимоверно, приходилось сосать кусочки льда. Все продукты тоже промерзли. Неприятности выскакивали одна за одной. Точно к папанинцам выйти не удалось.

Предназначенный для них груз остался в кабине. Через какое-то время весь пол оказался залитым авиационным маслом – слишком много закачали в баки: пришлось ползать и собирать тряпками. Кислорода оказалось катастрофически мало, и все трое испытывали сильное головокружение. У Чкалова дважды шла носом кровь, он ненадолго лишился сознания.

Придя в себя, виновато смотрел на товарищей. Туалета в самолете не было, поэтому у каждого имелся индивидуальный резиновый шар, куда собирали естественную жидкость. Она их всех спасла от гибели. Из-за недостатка воды стал перегреваться двигатель.

Понимали: если не охладить головки цилиндра, неминуем пожар. И тут – нашлись. Содержимое тех шаров-резервуаров перекачали в двигатель. Помогло.

Трижды во время полета самолет сковывал обледенение. Стекла кабины облепил сантиметровый слой льда, и Байдуков, просунув руку в открытое окно, финкой срубал неподатливый лед. Уже начиналась неимоверная тряска, и, только набрав высоту и пройдя мощный слой облаков, с помощью солнца удалось избавиться от грозившего гибелью льда. Земля За 63 часа и 25 минут они преодолели 8504 километра и установили рекорд беспосадочного перелета.

Впервые в истории преодолено мертвое пространство между полюсом и побережьем Северной Америки. И 20 июня в 16 часов 20 минут по Гринвичу Байдуков, к тому времени уже не встававший из-за штурвала десять часов, на глазах у многих тысяч изумленных американцев ювелирно посадил самолет в Ванкувере. Позже скажет: Бедный наш старенький, горевший, много раз ломанный АНТ-25 Мне показалось тогда, что к тому самолету он относится как к некоему живому существу, с которым пришлось разделить надежду, бесконечно долгие часы тяжкой работы и счастье победы.

Статья взята с: http://vladimir.kp.ru

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий