«Это – предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего, безбумажного, безмашинного, ручного времени»В. В. Маяковский
Четко, метко, информативно, убедительно! Возможно, так звучала бы агитация к выполнению агитационных советских плакатов.
Кому не знакомы громкие советские лозунги типа: «Родина- мать зовет!», «Трудовой семестр на отлично!», «Колхозник, будь физкультурником!», «Ты записался в добровольцы?» и многие другие фразы, направленные на пропаганду патриотизма и человеческих ценностей, имели большое значение в военное время для разъяснения дел на фронте.
Советские плакаты всегда содержали в себе не только мощные послания народу, но также были проиллюстрированы простыми, доходчивыми, зачастую сатирическими изображениями, что по истечению времени сделало их отдельным жанром советского изобразительного искусства.Да и печать плакатов а1 цена была минимальной.
Во времена гражданской войны существовала отдельная форма агитационного плакатного искусства, называемая «Окна сатиры РОСТА». Эти серии запоминающихся плакатов, созданные советскими поэтами и художниками, навсегда остались в истории советского искусства как исключительное самобытное явление.
Окна в события
«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.»В. В. Маяковский
Окна сатиры РОСТА представляли собой плакаты, включавшие в себя несколько зарисованных сюжетов и стихи. Действие развивалось последовательно от рисунка к рисунку и с помощью хлестких, острых стихов составлялось в рассказ.
Целью всей работы над плакатами было донесение важных событий на военном фронте. Крайне важно было передать нужную информацию максимально доходчиво и быстро. Поэтому рисунки были простыми, а фразы короткими и запоминающимися.
Иллюстрации, для упрощения картинки, выполнялись в основном в трех цветах, которые считались символичными . Герои изображались красными, враги – черными, а все остальное пространство белым. Таким образом, подобные понятны, но информативные сообщения были понятны даже неграмотному народу.
Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек»В. В. Маяковский
Мастера-художники, работающие над созданием окон сатиры РОСТА, отталкивались от традиционных видов народного изобразительного творчества, в том числе лубка. Важно отметить, что первые плакаты рисовались вручную, затем выполнялись с использованием трафаретов, что делало их независимыми от типографии и предоставляло им некоторую свободу действий.
Лубoк — вид народного изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.
Таким образом, плакат, включающий в себя емкие стихи, становится не только отдельным видом изобразительного искусства, но и мощным механизмом формирования общественного мнения, доказывая тем самым, что сфера влияния изобразительного искусства может распространяться на политические и военные события.
Детище Российского телеграфного агентства
История появления окон сатиры РОСТА уходит во времена начала Гражданской войны. 7 сентября 1918 года Президиум ВЦИК принял решение о создании Российского телеграфного агентства (РОСТА), которое должно было стать основным информационным аппаратом советской власти.
Российское телеграфное агентство быстро становится крупным учреждением, издающим разнообразные бюллетени, вестники, листовки и т.д. В целом, РОСТА являет собой центральный мощный орган власти, ответственный за агитацию, пропаганду и своевременное освещение разнообразных военных новостей.
Естественной необходимостью РОСТА стала организация специального подразделения, целью которого явилось бы максимально быстрое и доходчивое отображение новостей народу.
Осенью 1919 возникли окна сатиры РОСТА. Первое окно в октябре 1919 года создал художник Черемных с текстом Грамен.
«Окна РОСТА – фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников вручную стопятидеситимиллионного народища»В. В. Маяковский
В течении короткого времени в окна сатиры приходило все больше и больше художников и поэтов, в их числе были В. В. Маяковский, Д.С. Моор, И.А. Малютин, А.М. Нюренберг, М.Д. Вольпин и другие известные художники.
В. В. Маяковский примал самое активное участие в жизни окон сатиры РОСТА, он не только писал край не ёмкие и уместные стихи-подписи к плакатам, но и сам активно рисовал и разрабатывал их внешний вид.
Выставки «Окон РОСТА»
Окна сатиры РОСТА просуществовали вплоть до 1921 года и относительно методов работы и количества человек имели невероятную популярность и распространение по всему Советскому союзу. Выпускаемые в количестве 150 экземпляров, они выставлялись повсеместно, во всех общественных местах, и доносили свои новости каждому советскому гражданину.
В 1930 году состоялась выставка В. В. Маяковского, под названием «20 лет работы», в которой он помимо всего остального выставил и известные всем окна сатиры РОСТА.
В конце выставки Маяковский передал 300 фотографий окон в Литературный музей Всесоюзной библиотеки им. Ленина, что положило начало созданию фонда, в котором с течением много времени собралось около 1118 окон сатиры РОСТА.
Собрание окон хранится в Гослитмузее и по сей день, где каждый может вживую увидеть самобытное художественное свидетельство лет Гражданской войны.