Ольга Волкова — человек парадоксальный. Выросла в актёрской семье, а говорит, что с детства мечтала вовсе не о сцене, а об археологии. И если бы училась в хорошей школе, то как знать… Может быть, мы так бы никогда и не увидели её ни на кого не похожих героинь в кино, в театре, на телевидении. Но, к счастью, всё сложилось так, как было предписано судьбой.
Дед Ольги Волковой — знаменитый провинциальный актёр Иван Александрович Вольский — создатель петербургских театров «Кривой Джимми» и «Старинный водевиль».
Сама Ольга росла хулиганкой, училась плохо и постоянно смешила одноклассников. Однажды к ней подошла строгая девица и велела прийти в драмкружок. Ольга ненавидела самодеятельность, но всё же пришла. Девицей оказалась Алиса Фрейндлих, руководительницей кружка — Мария Призван-Соколова.
Театр
Непоседливая и не очень привлекательная, Ольга Волкова в театральном институте провалилась, через год (в 1957 г.) её устроили «по блату» в Ленинградский ТЮЗ, где постоянно ругали и считали её безнадёжной. В 1960 году она окончила актерскую студию при ТЮЗе (мастерская Л.Макарьева) и стала актрисой театра. Вскоре в актрисе разглядели яркую индивидуальность, и она стала много работать.
В ТЮЗе Волкова проработала до 1970 года, затем шесть лет выступала на сцене Театра Комедии им. Н.П.Акимова, а с 1976 года стала актрисой Ленинградского БДТ им. М.Горького, куда её пригласил Георгий Товстоногов.
Рассказывают, что в театрах, где она работала, ее боялись за острый, как бритва, язык.
Ольга Волкова с этим не согласна: «Меня не боялись, меня не любили. Меня не понимали, а когда человека не понимают, то его и не любят. Я никогда не была в стаде, хотя вовсе не считаю это хорошим качеством. На самом деле я — человек очень контактный и мобильный… Но мой круг интересов всегда был чуть больше, чем только театр.
Я никогда не умирала от желания во что бы то ни стало выйти на сцену, никогда и в мыслях не держала обычную актёрскую поговорку: если не сыграю эту роль, повешусь. В театре всегда существуют какие-то закулисные посиделки, такова норма поведения. Я же, хоть и выросла в актёрской семье, всё это не очень люблю.
И я ничего не боялась. У меня не было страха перед начальством. Не было трепета и страха ни перед секретарём партбюро, ни перед главным режиссёром. Меня было трудно задавить, потому что у меня никогда не пропадает чувство юмора».
Именно за отсутствие страха и умение владеть собой актрису высоко ценил главный режиссер БДТ Георгий Александрович Товстоногов.
В кино Ольга Волкова — с 1965 года. Первоначально она снималась мало и в основном в эпизодических ролях. Самой заметной работой была роль Лотты в фильме-оперетте «Летучая мышь».
В начале 80-х на Волкову и обратил внимание режиссёр Эльдар Рязанов. Он увидел актрису в спектакле по пьесе «Сослуживцы» (авторы Брагинский и Рязанов) в роли Калугиной. Тогда ему и пришла мысль пригласить ее в свой фильм «Вокзал для двоих», где она сыграла официантку Виолетту, небольшую, но запоминающуюся роль.
После этого фильма Волкова стала много сниматься, в том числе и у Рязанова. В кино актриса играет странных, порой чудаковатых женщин, очень темпераментных и эксцентричных.
Среди других наиболее заметных фильмов с участием актрисы: «Остров сокровищ» (миссис Хоккинс), «ТАСС уполномочен заявить» (Эмма Шанс), «Аплодисменты, аплодисменты» (Полина), «Снегурочку вызывали?» (Светлана Ивановна), «Прости» (Свирская), «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (бабушка), «Цыганский барон» (Мирабелла), «Забытая мелодия для флейты» (Сурова), «Бедная Саша» и др.
В 1991 году Волкова сыграла одну из своих лучших ролей — нищенку Катю Иванову в социальной трагикомедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» (История создания фильма) . Говорят, эта роль была написана Рязановым специально для Ольги Волковой.
После удачных ролей в фильмах «Привет, дуралеи!» и «Небеса обетованные» Эльдар Рязанов называет актрису своим талисманом.
В последние годы Ольга Волкова активно снимается в различных сериалах (Эмма Марковна — «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант» и др.).
Проработав более двадцати лет в Ленинградском БДТ, Ольга Волкова вдруг круто изменила привычное течение жизни. В 1997 году она оставила родной город и переехала в Москву. С тех пор она работает по договорам — активно участвует в антрепризах.
Ольга Волкова так объясняет свой переезд:
«Такого количества антреприз и снимаемых фильмов, как в Москве, в Питере нет. Оказаться здесь — значит иметь возможность работать и держать дом на плаву. Работа в антрепризах и психологически, и творчески меня более чем устраивает. В театре спектакль ставят восемь месяцев, год, а то и больше. Здесь — за сорок два дня.
Это очень мобилизует. Кроме того, у меня всё время новые партнёры. Это ответственно, азартно и интересно. Как ни странно, именно в антрепризе очень творческая атмосфера. Люди понимают, что должны отвечать за уровень, поэтому идёт такая насыщенная и стремительная работа. В БДТ я работала 23 года, до этого пять лет в Театре комедии и 15 лет в ТЮЗе.
Я знала своих партнёров наизусть. Один и тот же спектакль иногда играла по двадцать лет. Он уже пуст, высушен до предела, но всё равно идёт. А в антрепризе спектакль, который идёт на спад, тут же снимается, кончает своё существование».
Как говорит об Ольге Волковой ее бывшая невестка Чулпан Хаматова: «Она не потеряла с возрастом ни вкуса к жизни, ни бешеного азарта».
Фамилия Волкова у актрисы от первого мужа. Вторым мужем Ольги Волковой был популярный актёр театра и кино с такой же фамилией — Николай Волков-младший, играющий на сцене Театра на Малой Бронной.
Третий муж — Владимир Ховралев, главный художник Театра кукол в Санкт-Петербурге. О нем Ольга Волкова отзывается, как о человеке редкой культуры и интеллигентности, у которого, как выразилась сама актриса, потрясающий литературный вкус и который, при всем этом, не считает за большое одолжение что-то сделать по дому.
Сын Ольги Волковой — Иван Волков — тоже актёр, бывший муж звезды театра и кино Чулпан Хаматовой.
Дочь Катя также снималась в кино, замужем за Аркадием Ковалем, актером санкт-петербургского Малого драматического театра.