Ольга Жизнева

 

Ольга Жизнева

Ольга Андреевна Жизнева (17 апреля, 1899 года — 10 ноября, 1972 года) — советская актриса театра и кино. Ольга Жизнева родилась в 1899 году, стать актрисой она решила в роковой 1917 год.

Ольга Жизнева

Ольга Жизнева

В 1920 году окончила Драматическую школу Государственного показательного театра и Школу при театре Ф. Корша.
С 1920 г. – актриса Театра им. М. Горького в Нахичеване, работала в театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Казани.
С 1946 г. – актриса Театра-студии киноактера.

Ольга Жизнева

Ольга Жизнева

Ольга Жизнева начинала как театральная актриса, но вскоре целиком переключилась на кино. В кино снималась с 1924 года. Вначале выступала как комедийная актриса. Легко, изящно, с тонкой иронией играла различные варианты одного и того же образа — красивую, скучающую даму из буржуазной или нэпманской среды.

 

Ей был всего лишь год, когда мать умерла. До 6–летнего возраста она воспитывалась у бабушки, потом у отца, а когда вышла в самостоятельную творческую жизнь, дорожа светлой памятью, она взяла фамилию матери и стала Жизневой.

Жила же она, как и многие в то время, не очень устроенно, но молодо, интересно: ранние репетиции и поздние спектакли в театре, работа в областной комиссии по культшефству над Красной Армией, коммунальная квартира, похожая на вокзал, оркестр примусов на кухне, цистерна с керосином напротив дома, и к ней, в отбеленной частыми стирками футболке, в сатиновой юбочке, весело размахивая пустым бидоном, бежит Жизнева…

В ту пору театр давал актрисе много больше кинематографа. Она работала в Московском театре б. Корша, театрах Нахичевани, в Харькове, знаменитого Синельникова, в Ленинграде, в театре, возглавляемом А. Р. Кугелем. Эти коллективы не относились к крылу «левых» — экспериментальных театров 20-х годов. Это были крепкие репертуарные коллективы с традициями, складывавшимися десятилетиями, с безраздельным господством ярких актерских индивидуальностей.

Здесь, с большим успехом играя Мольера, Андреева, Шиллера, Лабиша, Островского, Гольдони, Луначарского, Жизнева быстро составила свой большой, разнообразный репертуар, зарекомендовала себя актрисой без жанровых рамок, без амплуа.

Ольга Жизнева

Ольга Жизнева в фильме «Разные судьбы»

Ольга Жизнева была звездой кино эпохи НЭПа, аристократкой советского кинематографа и одной из немногих актрис немого кино, которые остались востребованы и с появлением звуковых картин.

 

Вначале выступала как комедийная актриса. Красивая, богатая, скучающая женщина. «Буржуйка», «львица», жестокая и лицемерная. В этом образе она появилась на экране в эпоху немого кинематографа и стала одной из первых советских кинозвезд. Она начинала у Якова Протазанова, ее дебют состоялся в фильме «Его призыв» – мелодраматической повести о столкновении прошлого и настоящего.

Следующим фильмом стал «Закройщик из Торжка», фильм простенький, но запоминающийся благодаря легкости игры уникального актерского состава (партнерами Жизневой были Вера Марецкая и Игорь Ильинский).

Затем последовал «Процесс о трех миллионах» – пародия на американские авантюрные киноленты. Героинями Жизневой того периода были легкие, взбалмошные женщины, шутя разбивающие чужие сердца.

Но тут наступила эра звукового кино. Для многих актеров это стало трагедией – но не для Ольги Жизневой. С лёгкостью, изяществом и тонкой иронией эксплуатировала она на экране различные варианты одного и того же образа – красивой, скучающей женщины из богатой среды.

Ольга Жизнева

Ольга Жизнева

Впервые её удивительный голос зазвучал в фильме «Строгий юноша» Абрама Роома, который стал для Ольги Жизневой главным режиссером и спутником жизни. Он много раз снимал ее в своих картинах.


Но это вовсе не означало, что предложения, разумеется, профессиональные, от других режиссеров Ольга Андреевна не рассматривала. Более того, она их принимала.

 

И часто раскрывалась в неожиданных образах. Например, молодой матери в фильме «Подкидыш» (История создания фильма).. Потом Ольга Жизнева еще не раз будет матерью на экране — в «Нашествии» Роома, в картине «Доживем до понедельника». Вот парадокс: актриса, у которой никогда не было своих детей, в образе матери в кино была невероятно гармонична и убедительна.

В последующие годы актриса значительно расширила свой творческий диапазон, сыграв ряд характерных драматических ролей. Одним из ярких примеров может служить картина Абрама Роома «Ветер с востока», где Жизнева играет польскую дворянку Пшежинскую, тиранящую своих крестьян и не желающую воспринимать перемены, которые происходят в мире.

Последняя большая роль Ольги Жизневой в кино – княгиня Приклонская в фильме «Цветы запоздалые».

Жизнева писала литературные эссе, посвященные творчеству актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, с которыми ей довелось работать,— А. Бучмы, Я. Протазанова, Л. Лукова, Ю. Олеши, А. Шенгелая, Д. Фельдмана. Эти блестяще написанные, неизменно краткие, глубоко личностные литературные зарисовки свободны от всего мелкого, вторичного…

Ушла из жизни 10 ноября 1972 года.
Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с мужем – режиссёром Абрамом Роомом.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории