В 1848 г. английская писательница Кэтрин Кроу придумала термин «ночная сторона природы» для определения «тех непонятных явлений, от которых наука отмахнулась». Она считала, что ученые просто не желают и боятся вникать в то, что никак не могут объяснить. Еще в 1730 г. французские медики, наблюдавшие людей, подверженных припадкам, были совершенно сбиты с толку физической силой больных, несоразмерной с комплекцией этих несчастных. А столетие спустя несколько крупных ученых подтвердили необыкновенные способности французской «электрической» девушки Анжелики Коттен, которая заставляла летать по комнате мебель. Эти явления так и не были объяснены.
Вера в привидения существовала с древности. Японская литература полна историй о вполне дружеских отношениях живых с давно умершими. Японская гравюра на дереве изображает призрак огромной кошки рядом с живыми персонажами.
Поскольку официальная наука решительно не желала вникать в суть феноменов, которые она не могла понять, в 1882 г. в Лондоне несколько ученых создали Общество исследования психических явлений. В первом обращении к членам этого общества один из его основателей, профессор Генри Сиджвик, заметил: «Просто позор все еще подвергать сомнению реальность этих явлений. Их может подтвердить немалое число компетентных свидетелей, а ученый мир все еще демонстрирует скептицизм и неверие».
И в наше время вера и неверие в сверхъестественное продолжают по-прежнему противостоять друг Другу во многих вопросах, обсуждаемых в этой книге. Миллионы людей на собственном опыте убеждаются, что полнолуние оказывает влияние на поведение человека, тем не менее ученые, не находя тому объяснений, считают это обычным заблуждением. Поскольку лозоискательство, например, противоречит всем известным законам природы, ученые не могут классифицировать это явление, а ведь во всем мире зафиксированы факты, когда люди с помощью ивового прута с развилкой на конце умудрялись находить источники воды, указывать месторождения руд и даже выслеживать преступников.