Перфоратор (с латинского: perforo — пробивать) – слово, которое уже давно знакомое людям. Результатом перфорирования называются правильно расположенные отверстия, с правильными формами, в каком-либо материале. Отсюда и значение слова. Перфоратор – это инструмент для перфорирования, а строительный перфоратор – это устройство для проделывания аккуратных отверстий в строительном материале, как правило, в бетоне или камне (также бывают перфораторы хирургические для кожных покровов; перфораторы переплетенные для проделывания дырок в пачке бумажных листов; перфораторы вычислительные для проделывания отверстий в перфокартах или перфолентах).
Современный строительный перфоратор, это не просто сверлильная машина, а и отбойный молоток, с продольно осевыми движениями.
Самые первые модели строительных перфораторов были разработаны специально для горнодобывающей промышленности, еще в далеком 1851 году. А уже в 1932 году, для потребителей, был выпущен первый в мире электрический перфоратор bosch
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПЕРФОРАТОРА.
Главным фактором прохождения отверстий у перфоратора является не вращение сверла, а импульсный электромагнитный удар. Вращение бура больше выполняет функцию вывода разбитого бетона и осколков из рабочей области. И, при этом, вращение одновременно помогает вгрызаться дальше вглубь. Поэтому главным органом перфоратора является именно его ударный механизм.
УСТРОЙСТВО ПЕРФОРАТОРА.
Как уже писалось выше, важнейшим элементом современного строительного перфоратора является его ударный механизм. Он может быть двух типов – электромеханический и электропневматический. Эти ударные механизмы отлично справляются с функцией образования необходимой ударной энергии, даже при незначительных мощностях двигателя.
Электромеханический механизм больше используется в ударных дрелях. О нем в этой статье писать не будем.
Электропневматический ударный механизм делят на два разных конструктивных типа – систему качающегося («пьяного») подшипника или кривошипно-шатунный механизм.
Качающийся подшипник преобразует вращательные движения двигателя в поступательные движения поршня и ударную энергию инструмента, в целом. Весь механизм состоит из шестеренки двигателя, пьяного подшипника, тарана и ударного бойка.
Принцип действия заключается в следующем. Шестеренка двигателя передает вращение на качающийся подшипник и дальше через наружную втулку на поршень, тем самым образовывая колебательное движение внутри цилиндра поршневого механизма. Благодаря этим поступательным движениям, в прослойке воздуха, между поршнем и тараном, поочередно повышается или понижается давление- и происходит удар по бойку. В свою очередь, боек наносит удар по насадке, находящейся в патроне.
Такой ударный механизм чаще всего применяется в перфораторах легкого и среднего класса, а двигатель обычно располагается в горизонтальном положении.
3D-демонстрация системы качающегося подшипника перфоратора
Кривошипно-шатунный механизм используется в тяжелых и средних перфораторах с вертикальным расположением двигателя. Принцип действия заключается в следующем. Кривошипно-шатунный механизм вращает поршень, который сжатым воздухом мощно толкает таран, и дальше: ударник и насадку-бур. Главная особенность заключается в повышенной амплитуде движения поршня. Подобный механизм способен с очень большой силой бить по бойку, которая может достигать 20 Дж у отдельных моделей.
3D-демонстрация кривошипно-шатунного механизма
Еще одной особенностью пневматического ударного механизма является свойство самоотключения во время работы на холостом ходу. Если буровое сверло не прижато к обрабатываемой поверхности, таран сдвинут немного вперед, открывая небольшое отверстие. Перфоратор начинает работать в безударном режиме. Но как только отверстие закрывается, создается воздушное давление и ударный механизм начинает полноценно функционировать.
У СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЕРФОРАТОРОВ ТАКЖЕ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО ПОЛЕЗНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ. НАПРИМЕР, ТАКИЕ КАК:
Антивибрационная система (бывает разной).
Блок регулировки скорости вращения.
Корпус редуктора и самого перфоратора может изготавливаться из разных материалов.
Фрикционная предохранительная муфта защищает двигатель от перегрева при заклинивании.
Двухскоростные редукторы позволяют работать с разной скоростью.
Современные перфораторы могут выполнять роль дрели, если отключить ударный механизм. Они могут также работать как отбойный молоток, при блокировке вращения бура.
Обладают системой реверсного вращения (электронной или щеточной).
Оснащаются быстрозажимными патронами, которые разработали специально для сверления с ударом: SDS-plus, SDS-max, SDS-top.
Обладают константной электроникой – системой, которая поддерживает постоянные обороты даже под нагрузками.
Шарнирным креплением и многим другим.
Обладает индикатором износа щеток.
Оснащается электронным иммобилайзером.
Также строительные перфораторы делятся по типам. Самые распространенные конечно сетевые перфораторы, также бывают аккумуляторные, бензиновые, пневматические. И конечно они делятся на бытовые и профессиональные модели.