Первый выстрел Великой Отечественной …

1354126947_nmeckiy-ukrayinec-yakiy-rozpochav-vynuНемецкий план «Барбаросса» начал воплощаться сразу после 3 часов ночи с 21 на 22 июня 1941 года. С аэродромов, расположенных на территории нынешней Польши, в воздух с определенными промежутками времени поднимались один за другим самолеты. Все они держали курс на восток.Одним из самолетов управлял 30-летний обер-лейтенант «Люфтваффе» (ВВС нацистской Германии) Роберт Олейник. После 3:30 ночи по московскому времени он завязал бой с советским самолетом И-16, который поднялся в воздух навстречу. Некоторое время они охотились друг за другом в небе Львовщины. Олейник оказался проворнее и в промежуток времени от 3:40 до 3:58 утра сбил советского истребителя. К сожалению, фамилию пилота с нашей стороны установить сегодня невозможно. Вполне может быть, что он также имел украинскую фамилию … Так, за несколько минут до «официального» начала войны (то есть до 04:00) прозвучали первые выстрелы и начался очередной этап Второй мировой войны.Фактически, Великую Отечественную войну против СССР начал этнический украинского. Как за штурвалом немецкого самолета оказался человек с украинской фамилией и что это был за человек?

 Боевое крещение над Ла-Маншем

Роберт Олейник родился в немецком городе Эссен-Борбек в 1911 году. Его отцом был горный инженер из Донбасса, который еще до начала Первой Мировой войны переселился в Германию, а мать – немкой. 1920-е годы – период бурного развития авиации. В мире царила эйфория относительно всего, что касалось неба и самолетов. Больше «вторым океаном» восхищались юноши; многие мечтали повзрослеть и стать летчиком. Одним из таких был и Олейник. В октябре 1933 г. он стал слушателем немецкой школы пилотов, где выбрал профиль военного летчика и прошел соответствующую подготовку. За два года Роберт поступил в «Люфтваффе», где совершенствовал свои военные пилотные навыки. 1940 года (15 июня) его направили в летунский подразделения 2./JG3. Как пилот этого отряда Олейник одержал свою первую победу в воздухе: над английским побережьем Ла-Манша в районе Фаверсхема сбил самолет «Гаррикейн». Вторая Мировая война уже шла. Пятого сентября в небе над Темзой Роберт «поймал» сразу два «Спитфайера», а за месяц в районе Кентербери – еще один. Таким было его боевое крещение.

В небе над Львовской

Свой первый вылет на восток Олейник совершил на «Мессершмитт» в звании обер-лейтенанта, будучи командиром группы (полка) 2./JG3 и подчиняясь штаффелькапитану (командиру эскадрильи) 1./JG. Это событие Олийнык подал своему начальству рапорт такого содержания (цитируется по изданию Bf 109 Aces of the Russian Front, авторства Джона Вила и Иена Вайлли, Osprey Publishing, 2001): «В 03:30 утра я начал свою разведочную миссию по установлению местоположения советских воздушных сил вдоль границы. Утренняя видимость уже позволяла выделять и фиксировать те или иные объекты как в воздухе, так и на земле. Все в полумраке выглядело тихо. Мой самолет был на высоте 700-800 метров над землей. Я заметил два советских самолета типа «Крыса» (так немцы называли самолеты И-16), которые поднялись с аэродрома и стали приближаться ко мне. Все выглядело так, будто они хотят втянуть меня в бой. На расстоянии 300-400 метров от меня они начали атаковать мой самолет. В какой-то момент в поле моего обстрела попал самолет-лидер, то есть он был немного впереди другой по направлению ко мне. Я его атаковал и через мгновение увидел, как тот взорвался и весь в пламени полетел вниз. Пилот самолета, кажется, выпрыгнул и исчез из моего поля зрения ». Возвращаясь на свой ​​аэродром, Олейник где-то в 4:15 утра, как это принято, «раскачал» самолет вправо-влево, как похилитав им в воздухе, сообщая таким образом, что одержал победу. Его коллеги, едва проснувшись, не поверили сначала, ибо неосведомленные о разрешении стрелять над чужой восточной территории. «Да, – сказал Олийнык, – Я имел разрешение в случае необходимости открывать огонь». Все в этот момент осознали, что война с СССР началась. К этому следует добавить, что этот первый бой состоялся в небе над Львовской, а советский самолет, которого сбил Олейник, было прикреплено к Западного особого военного округа.

Канев, Шепетовка, Васильков …

Дальнейшая карьера пилота складывалась для Олейника так же удачно. В июне-июле 1941 года вылеты шли один за другим. В некоторые дни он сбивал по пять (!) Самолетов: 23 июня (на второй день начала войны) – четыре боевые машины типа СБ (бомбардировщики), 26 июня – пять ДБ-3 (в небе над Каневом), 8 июля – еще три ДБ-3 (над Шепетовкой). 
В этом не было ничего удивительного. Подавляющее большинство немецких летчиков уже прошла польский и французский кампании, то есть имели большой боевой опыт. Всего в 1939-1940 годах немцы сбили более тысячи вражеских самолетов. А советские пилоты в первые месяцы войны были лишены такого опыта – за исключением единиц, которые принимали участие в гражданской войне в Испании. Плюс, к тому же, общая деморализация в вооруженных силах СССР, вызванная неожиданными и большими потерями как живой силы, так и техники. И, конечно же, несовершенные, с военной и технической точки зрения, самолеты – большинство из них была морально устаревшей и не выдерживала конкуренции с немецкими самолетами. Следует отметить и устаревший принцип управления в бою группой самолетов. Командир (лидер) – атакует, его помощник (слева) – поддерживает атаку, правый самолет – поддерживает группу огнем. Такой порядок ведения воздушного боя был утвержден еще задолго до войны, когда главной целью группы истребителей был бомбардировщик, а не вражеский истребитель, бой с которым считали второстепенным делом. Только в 1941 году для советских военачальников стало очевидным, что такая тактика боя – неправильная, поскольку самолет-командир препятствовал общем маневра всех трех самолетов, а в условиях воздушного боя при определенном хаотическом пилотировании самолеты могли столкнуться. По советским данным, в июне-декабре 1941 года немецкие самолеты сбили более 11 тысяч советских крылатых машин … В конце июля 1941-го Олийныка наградили рыцарским крестом. На тот момент он имел уже воздушные 32 ​​победы. Но однажды подрезали крылья и Роберту. 14 августа советский «Крыса» (И-16), которым руководил лейтенант Василий Деменок, над Васильковом на Киевщине сбил Олейников Bf-109E, Роберт тогда получил ранения. (Для Деменко это была восьмая победа. И последняя – в ​​тот же день он погиб в другом воздушном бою … Олейник находился в госпитале несколько месяцев. Между тем его эскадрилья передислоцировалась в Голландию. В январе 1942 года Роберт стал командиром авиационного подразделения 4./JG1. Через некоторое время он уже командир полка II./JG1, впоследствии – эскадрильи III./JG1. течение лета и половины осени 1943 года Олийнык получил еще пять побед над самолетами союзников («Москито», «Спитфайер» и Б-17) .

Последний полет

В течение следующих нескольких месяцев Олейник занимался испытаниями нового самолета «Мессершмитт-163». Был повышен до звания майора. В апреле 1944 года во время посадки исследовательского варианта самолета его Me-163 взорвался. Обычно в таких случаях пилоты гибнут, но Олейнику повезло. Он выжил, хотя и получил травму позвоночника, которая в дальнейшем уже не позволила подниматься в небо. Также было немного исполосаны лица. А дальше был собственно финал войны. Некоторые немецкие пилоты-асы после войны принудительно жили в СССР. К ним победители относились более-менее лояльно. Немецкие военные авиаторы работали инструкторами с молодыми пилотами, занимались испытанием самолетов – их было жалко в случае непредвиденных взрывов, аварий и т.п.. Кто разбирался в технических аспектах, был привлечен к конструкторских бюро (без доступа к секретам). С тех пилотов, которые начинали свой ​​боевой путь в 1941 году, до конца войны дожили менее 10 процентов. Роберт Олейник после войны жил в Мюнхене, к военным самолетам отношения уже не имел. В этом же городе и умер в возрасте 77 лет – в октябре 1988-го. Всего в течение Второй Мировой войны Олейник совершил 680 боевых вылетов, дважды был ранен, сбил 42 самолета, из них на Восточном фронте – 32. Северин Сиренко Несколько замечаний Этот материал не является попыткой «переписать общую историю» по-новому.Факты о тех или иных событиях не является пропагандой чьих-либо достижений. Наоборот, факты (без трактовок и домыслов) создают общую картину того, что происходило почти 70 лет назад. Это – во-первых. Во-вторых, пилоты «Люфтваффе» – отдельная элитная каста в вооруженных силах Германии того времени. Вспомните, как к ним относились герои фильма Леонида Быкова «В бой идут одни« старики »- без особой ненависти, но с уважением. На асов «Люфтваффе» не охотились союзники после войны, их не считали военными преступниками. Большинство из тех немцев, кто не был сбит во время войны, дожили до старости. В-третьих, злая судьба может любого забросить в другую страну и другую армию, особенно если речь идет о первой половине ХХ в. – Разделены между разными государствами украинские этнические земли. Так, асами «Люфтваффе», кроме Олийныка, были еще люди с фамилиями Сушко, Пьянчук, Кийовський (Киевский) и другие. Все они прошли обучение в Германии задолго до войны и априори не являются предателями, потому что никогда не присягали Советской стране, не служили в ее вооруженных силах. Многие пилотов с украинскими фамилиями (канадцы) воевали в королевских военно-воздушных силах Великобритании, но это отдельная тема рассказа … Впрочем, сейчас в мире существует целая индустрия коллекционирования раритетных вещей немецких пилотов времен Второй Мировой войны. Она (индустрия) не запрещена, несмотря на то, что на ней могут содержаться символы нацизма. Наиболее распространенный «товар» – черно-белые портретные открытки того периода. За некоторые снимки коллекционеры готовы отдать баснословные деньги. О летчиках «Люфтваффе» издано несколько сотен книг. То есть они действительно нигде не попадают под категорию пропаганды нацизма или гитлеризма. Так или иначе, все эти факты дают нам возможность лучше узнать историю той ужасной войны.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий