Выигравший войну и объединенный Вьетнам занимал стратегическое положение для действий советского флота в этой части океана, и наше флотское командование не собиралось игнорировать эту возможность. В 1978 году экспедиционный отряд под руководством капитана 2 ранга Архипова В.И. выполнил комплексные гидрографические работы на подходах и в портах СРВ. Переговоры о создании советской военной базы во Вьетнаме были сложными и даже несколько раз прерывались. Дело в том, что после разгрома сайгоновских марионеточных войск и американских оккупантов и объединения Вьетнама, многие страны мира стали помогать Вьетнаму в восстановлении разрушенной в течение 30-летней войны экономики. При подготовке соглашения о заходе советских кораблей в бухту Камрань вьетнамское руководство опасалось, что после его подписания и вступления в силу, некоторые страны откажутся оказывать Вьетнаму экономическую помощь. И действительно, как только было подписано соглашение о заходе наших кораблей в бухту Камрань, многие страны, в результате антивьетнамской пропаганды, экономическую помощь прекратили и только СССР и страны социалистического содружества продолжали эту помощь. Справедливости ради надо заметить, что в ходе подготовки соглашения о заходе наших кораблей в бухту Камрань отрицательное мнение высказывали некоторые представители нашего Генерального штаба, но уж очень настаивали на необходимости такого соглашения Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков и министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов.
В декабре 1978г. представительная делегация офицеров центральных управлений ВМФ и Тихоокеанского флота под руководством адмирала В.Козлова прибыла в Социалистическую Республику Вьетнам. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Горшков при инструктаже дал указание ознакомиться с тем, что осталось в Камрани после ухода оттуда американцев. Нужно было выяснить отношение вьетнамского командования к возможности использования этого места для базирования кораблей боевой службы ТОФ (не исключая, конечно, совместного его использования). Вьетнам начинал получать новые корабли и катера советского производства, в наших учебных центрах и училищах прошли обучение почти 2 тыс. моряков из ДРВ. Причем приехавшим самим удалось увидеть, как идет сотрудничество. Советская делегация облетела и объехала пункты базирования вьетнамского ВМФ: Хайфон, Халонг, Нячанг, Вунгтау, Дананг. В последнем, встретили группу советских военных моряков, помогавших вьетнамцам осваивать недавно переданные им сторожевики пр. 159 «СКР-82» и «СКР-96». Руководил их обучением капитан 1 ранга А.Коломнин. Наши моряки тогда успешно выполнили непростую задачу и впоследствии все были награждены вьетнамскими медалями.
Ознакомиться с бывшей американской базой Камрань нашей делегации разрешил командующий вьетнамским ВМФ контр-адмирал Кыонг. База занимала большую территорию, чтобы объехать ее территорию, потребовалось около трех часов. Судоремонтная мастерская, снабженная гидроподъемниками по 100 тонн, привлекла особое внимание наших инженеров. Два бетонированных причала могли принимать корабли любого класса. Правда, один из них был серьезно поврежден взрывом в центральной части. Все объекты на побережье соединялись системой водоснабжения и энергоснабжения, также основательно поврежденной отступавшими американцами. Внимание авиаторов привлек аэродром с двумя взлетными полосами протяженностью более 3 тыс. метров. Одна полоса нуждалась в достройке – полностью разрушенным оказался командный пункт управления. Изучение этого объекта заняло несколько дней, наших всегда сопровождали вьетнамцы, удивлявшиеся работоспособности и знаниям наших специалистов. Морскую рекогносцировку пришлось проводить на джонке с подвесным мотором.
Завершив ознакомительную работу, 25 декабря вся группа самолетом возвратилась в Ханой. Из советского посольства В.Козлов связался с Москвой по закрытому телефону и переговорил с начальником ГШ ВМФ Г. Егоровым, а затем доложил об увиденном и самому главкому. Вывод мог быть один: после восстановительного ремонта в Камрани можно иметь хороший пункт материально-технического обеспечения наших кораблей. По рекомендациям Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова подготовили проект протокола и ряд справочных материалов для обсуждения с вьетнамским руководством. Согласование текста протокола с командующим ВМФ контр-адмиралом Кыонгом было сложным. Затем В.Козлов и Кыонг направились на доклад к первому заместителю министра обороны генерал-полковнику Чан Ванча. В часовой беседе оговорили принципиальные положения, остановились на возможности совместного использования пункта базирования советскими и вьетнамскими морскими силами. Решили вопрос и по использованию аэродрома, который нуждался в создании оборудованного КП авиации. 30 декабря вместе с командующим ВМФ подписали протокол, и в тот же день наша делегация отправилась самолетом в Москву.
Китайская агрессия в феврале-марте 1979г. против Вьетнама, ускорила подписание Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о заходе и стоянках советских военных кораблей и о посадках советских военных самолетов Военно-Морского Флота в военном порту и на аэродроме Камрань. 6 марта 1979г. советское боевое судно поставили в док в Дананге. В марте-апреле 1979г. отряд из 3 кораблей которым командовал капитана 1 ранга Д. Чериватый в составе БПК «Василий Чапаев» (командир Э. Знахуренко), сторожевика «СКР-46» и тральщика «Трал» выполнили заход в Камрань. Это был один из первых заходов советских кораблей после эскадры Рожественского в 1905 году. Экипажи в Камрани обследовали что осталось от американцев, осмотрели водолазами пирсы, провели измерение глубин в акватории. Все сфотографировали и описали.
Окончательные переговоры по созданию ПМТО и его совместному использованию, как и подписание двустороннего соглашения, были проведены в Ханое первым заместителем главкома ВМФ адмиралом флота Н. Смирновым 2 мая 1979г. было подписано двустороннее Соглашение между правительствами СССР и СРВ об использовании Камрани как ПМТО Тихоокеанского флота – фактически договор о безвозмездной аренде на 25 лет. В этот же день, на основании этого Соглашения, по распоряжению Генерального штаба Вооруженных Сил СССР на основании директивы штаба ТОФ № 13/1/0143 от 28.08.1980г. был образован Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) на полуострове Камрань СРВ – в/ч 31350. В соответствии с Соглашением в ПМТО могло одновременно находиться 10 надводных кораблей, 8 подводных лодок с плавбазой и 6 вспомогательных военно-морских судов. На аэродроме разрешено одновременное пребывание 14-16 самолетов-ракетоносцев, 6-9 разведывательных самолетов и 2-3 транспортных самолета. Исходя из обстановки, количество кораблей и самолетов могло быть увеличено по согласованию между МО СССР и СНО СРВ.
В мае 1979г. по иностранным данным советская субмарина впервые зашла в залив Камрань (по некоторым данным это была АПЛ пр.659 «К-45»), а с сентября на аэродроме Дананг стали базироваться советские самолеты разведчики. 5-10 ноября 1979г. с первым официальным визитом во вьетнамский порт Хайфон при возвращении с боевой службы в Индийском океане пришел отряд кораблей под командованием первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Н.Я.Ясакова в составе РКР «Адмирал Фокин», БПК «Строгий» и ЭМ «Возбужденный».
В декабре 1979 года, Главнокомандующий Адмирал Флота Советского Союза С. Горшков посетил Камрань, посвятив знакомству с ее объектами целый день. Главкома сопровождал назначенный командиром ПМТО капитан 1 ранга Анохин. Горшков остался недоволен медленными темпами восстановительных работ, в результате чего, тут же последовали необходимые распоряжения. Его указания вскоре дали результат.
3 февраля 1980г. в бухту Камрань на «объект 075» пришел БДК бортовой номер 060, на котором прибыли 200 матросов, старшин и офицеров. Они разгрузили имущество будущей ПМТО. В апреле 1980 года на борту «ПМ-156» (капитан 3 ранга А.Шувалов) на полуостров Камрань прибыл первый состав ПМТО в количестве 54 человек, а уже в августе 1980 года состав увеличился за счет группы связи на 24 человека. В тот период на полуострове личный состав размещался в старых вьетнамских домиках и палатках. Вспоминает Ларионов В.В., тогда старший лейтенант, помощник начальника узла связи: «Прибывшим в 1980 году, конечно же, было тяжело. На питание не жаловались. Но трудностей было немало: вода с сильным запахом хлора, отсутствие кондиционеров, телевидения, свежих газет, отсутствие помещений, где можно было бы отдохнуть, выспаться. Спали в КУНГах – спецмашинах на боевых постах по – очереди, матросы также по-очереди в кабинах автомашин на сиденьях. Жара 40 – 45 градусов днём, влажность воздуха до 80% ночью …
Ночная стрельба из стрелкового оружия в расположенных совсем рядом вьетнамских подразделениях. Змеи, москиты, малярийные комары… Днём и вечером вместо отдыха – работы по расчистке и благоустройству отведённой каждому подразделению территории. Зачем, почему я здесь?
Эти вопросы каждый задавал себе. Но, честно признаюсь, утешало другое: ведь здесь же были русские люди в начале 20-го века, а условия их пребывания были ещё хуже. Здесь, в бухте Камрань и вне бухты в открытом море, русские моряки 2-й Тихоокеанской эскадры загружали свои корабли углём, продовольствием, медикаментами, техническим имуществом перед грядущим Цусимским сражением…. Им было тяжелее. Когда всё это начинаешь представлять и осознавать, накопившаяся усталость уходила.
А когда я прибыл на полуостров Камрань в 1998 году командиром 922 ПМТО, увиденное меня не просто поразило, потрясло. Ведь всё это построили, обустроили такие же люди, как я. Тогда я понял: перенесённые нами тяготы, лишения, трудности не были напрасными».
Командованием Вооруженных Сил и правительством СССР на 922 ПМТО возлагались следующие задачи:
– обеспечение базирования кораблей и судов во время стоянки в порту Камрань, снабжение их электроэнергией, водой, ГСМ и продовольствием;
– «поддержание установленных запасов МТС, выдача и доставка на проходящие корабли и суда ВМФ МТС (в т.ч. ЗИП, техническое и шкиперское имущество);
– осуществление транзитной связи кораблей и судов ВМФ с КП ТОФ и ВМФ из зоны Тихого и Индийского океанов;
– использование аэродрома в Камрани для базирования противолодочной авиации и самолетов-разведчиков;
– оказание квалифицированной медицинской помощи;
– сохранение собственной инфраструктуры;
– развитие и поддержание российско-вьетнамского содружества.
Используя базу в Камрани Советский Союз использовал свой флот для продвижения своей политики в районе юго-восточной Азии. Этот район находился в непосредственной близости к нескольким экономическим, политическим и военным центрам Китая, государствам блока АСЕАН, Индийскому океану, Малаккскому и индонезийским проливам. Советский флот расширил районы своего присутствия. Советское военно-морское присутствие в западной части Тихого океана неуклонно росло: 6900 ходовых-часов в 1979, 10 400 в 1980 году и 11 800 в 1981. Флотилия из четырех кораблей во главе с авианесущим крейсером «Минск» появилась в Сиамском заливе в октябре 1980, после боевой службы в Южно-Китайском море в сентябре, одиночный крейсер появился у Сингапурского побережья в феврале 1983.
В соответствии с Соглашением между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам от 2 мая 1979 года и на основании приказа министра обороны СССР и в соответствии с директивой Главнокомандующего ВМФ СССР от 03.03.1982 года в п. Камрань была сформирована 17 оперативная эскадра кораблей ТОФ с базированием в п. Камрань (СРВ) и частично в п. Реам (Кампучия).
Директивой ГШ ВМФ 1982 года определён состав эскадры:
• 38 дивизия подводных лодок (затем 111 бригада пл);
• 119 бригада надводных кораблей;
• 255 дивизион судов обеспечения;
• 300 дивизион кораблей охраны водного района;
• отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами;
• служба радиационной безопасности (СРВ);
• 1073 узел связи;
• 922 пункт материально-технического обеспечения;
• военно-строительный отряд;
• управление маневренного тыла.
В оперативном подчинении командира эскадры находился сформированный 169 смешанный авиационный полк ВВС ТОФ (аэродром Камрань),
Состав соединений, поименный состав подводных лодок, надводных кораблей и судов, подразделений и частей эскадры определялись Главным штабом ВМФ по представлению командующего Тихоокеанским флотом. Особенностью соединений боевых кораблей являлось то, что управления их были постоянными, а корабельный состав периодически менялся. Корабли других соединений ТОФ приписывались в состав бригады или дивизии на время несения ими боевой службы.
Для базирования оперативной эскадры требовалась более развитая инфраструктура чем для ПМТО, по этому в этот период база получила новое развитие. В начале 1982г. туда прибыл Военно-строительный отряд (далее – ВСО), имевший задачи восстановления разрушенных во время войны объектов военной инфраструктуры, построенных американцами, и строительства легких модулей для проживания строителей, личного состава 922 ПМТО и прибывающих офицеров штабов эскадры и соединений. На этом этапе строительство выполнялось личным составом ВСО хозспособом из сборных конструкций. Сборные щитовые модули, сантехника и электротехническое оборудование, мебель поступали для ВСО транспортами из Владивостока. За короткий срок было необходимо создать всю инфраструктуру для базирования атомных подводных лодок, надводных кораблей, размещения береговых подразделений и базирования самолётов смешанного авиационного полка. Капитальное строительство объектов из монолитного и сборного железобетона должен был начать «22 Загрантехстрой» на условиях генерального подряда по линии Министерства по внешнеэкономическим связям СССР (до 1988г., а с его упразднением в 1988г. – Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям, которое просуществовало до распада СССР в декабре 1991 года). Однако, «Загрантехстрой» активности не проявлял. Пока формировались кадры, создавалась производственная база, утверждались проекты, согласовывались технические условия, завозили конструкции и стройматериалы из Одессы, – прошло более года. Вот как характеризует тот период начальник Главного инженерного управления ВМФ, заместитель Главнокомандующего ВМФ по строительству, расквартированию и инженерному обеспечению генерал-полковник О.К.Аниканов: «Наш мудрый Главком ждать не стал. Вызвал меня и приказал в кратчайшие сроки создать все условия для базирование эскадры и авиационного полка в бухте и на полуострове Камрань. Согласовал все необходимые в таких случаях организационные вопросы с командованием Тихоокеанского флота, отдал по своему управлению распоряжения и уже в 1983 году в Камрань многое было завезено (спецтехника, автомобильная техника, стройматериалы, люди) кораблями и судами ТОФ. В конце 1983 года во Вьетнам перебазировано 3 инженерных батальона, отправлено 3 плавпричала. В короткий срок для размещения личного состава, штаба, приёмо-передающего центра и других подразделений пункта базирования хозспособом построены необходимые объекты из сборных конструкций. Для их обеспечения электроэнергией, водой, топливом развернуты инженерные инвентарные комплексы : дизельная и газотурбинная электростанции с электросетями, водонасосные станции с полевыми магистральными сборно-разборными трубопроводами, береговой склад горюче-смазочных материалов. А заявленные капитальные сооружения из монолитного и сборного железобетона были построены Советской строительно-монтажной организацией лишь в период с 1987 по 1991 год».
Тогда же для нормального функционирования ПМТО и эскадры была решена проблема пресной воды. Для нормальной жизнедеятельности личного состава на берегу и на кораблях нужна была чистая питьевая вода. Американским военнослужащим вода доставлялась из соседних стран, в основном из Сингапура, танкерами и перекачивалась в береговые расходные ёмкости. Как же решался этот вопрос у нас? Закупать и доставлять питьевую воду из Сингапура? Дорого! Значит – неприемлемо! Оставался один путь – бурить скважины, закачивать воду в ёмкости (цистерны), очищать (хлорировать) и выдавать потребителям. Но без помощи соответствующих служб тыла ТОФ этот вопрос не решить. Справедливости ради сегодня можно сказать: все службы тыла Тихоокеанского флота (начальник тыла – контр-адмирал Махонин И.Г.) в тот период работали слаженно и на все запросы 922 ПМТО, а затем и командования 17 ОпЭск реагировали положительно и своевременно. Вот как описывает события того периода второй начальник штаба эскадры, ныне контр-адмирал в отставке Красников Алексей Григорьевич: « По снабжению водой дело обстояло крайне напряжённо. 922 ПМТО не справлялось. Глубинные насосы скважин заиливались и выходили из строя, ремонт их на месте был неэффективен. Отправка вышедших из строя насосов в Владивосток положительных результатов не давала: ремонтировались долго и, как правило, в Камрань не возвращались. Скважины постепенно выходили из строя и, как следствие, – дефицит воды. Вводили режим экономии, т.е. подачу воды потребителям осуществляли по графику.
Что же делать? Для промывки скважин от заиливания проводили комплекс мероприятий: над скважиной устанавливали вышку, отсоединяли горизонтальные трубы, талью поднимали и демонтировали вертикальные трубы, закачивали водовозкой или пожарной машиной чистую воду в скважину. Поднимался фонтан грязной воды над скважиной – скважина очищалась, но ненадолго. В это же время поднятый наверх погружной насос промывался чистым спиртом, сушился. В случае его «реанимации» вся операция проводилась в обратном порядке. При мне построили и сдали в эксплуатацию станцию водоподготовки, где установили световые обеззараживатели, но выдавать воду потребителям по инструкции мы могли только при определённом содержании хлора. Пришлось конструировать и сооружать хлораторную. Воды не хватало. Так что «режим экономии воды» для нас не был простым вопросом.
Нужно было искать другие, альтернативные варианты решения данной проблемы. Помог случай. Изучил внимательно карту полуострова. Вижу: «озеро», 5 – 6 км. от пирсов. Обращаюсь к командованию 4-го Военно-Морского района ВМС СРВ. Оказывается, на берегу этого озера когда-то, в период американской оккупации, отдыхал президент США. Прибыл на место, осмотрелся. Грязный берег, грязная, зелёная вода, стадо мелких коров на водопое…… А почему не попробовать? Вдруг, получится? Ведь говорят же: «голь на выдумки хитра».
Далее, «дело техники»: сделан эскизный план на клочке бумаги, вызваны исполнители, поставлена задача исполнителям, сроки, доклады и …. работа закипела. Не без труда «изъял» со склада электромеханической службы эскадры два насоса производительностью 300 тонн в час каждый. Построили на берегу озера водонасосную станцию, установили водозаборные трубы с невозвратными клапанами на концах, которые были подвешены между якорем и поплавком примерно в середине толщи воды. Подвели электропитание, проложили трубопровод, а на возвышенности – водоподъём с ёмкостями для отстоя, хлорирования и очистки воды.
Ёмкости для воды – это несколько цистерн, доставленные из Владивостока, которые соединялись общей трубой и закольцовывались в горловину приёма воды. В горловине приёма воды подвешивалась бочка без верхнего дна, в неё осуществлялся приём воды и подача хлора. Если хлора в воде было недостаточно, вода циркулировала из всех цистерн в приёмную цистерну по замкнутому циклу, сюда же добавлялся хлор. Вахтенный матрос, прошедший подготовку и допущенный к обслуживанию хлораторной станции, каждые 20 минут замерял уровень хлора в воде. Каждую цистерну после отстоя и хлорирования приходилось по графику чистить и сушить». Качество воды постоянно и жестко отслеживали санитарно-эпидемиологическая и медицинская службы эскадры, ПМТО. Очищенная, но с некоторым запахом хлора вода стала поступать к потребителям по двум веткам – основной и резервной. Подали воду с применением насосного водоподъёма и на высокорасположенные посты наблюдения и связи, в отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами, также расположенный высоко на горе. Ежедневно, утром и вечером, оперативный дежурный докладывал командиру ПМТО, а с марта 1982 года – командиру эскадры обстановку по воде: уровень воды в озере (а оно летом сильно пересыхало), количество работающих скважин, количество вышедших из строя насосов, наличие чистой воды на водозаборе, график подачи воды на корабли, суточный расход воды и др. вопросы. Жёстко выдерживался график подачи воды на корабли, идущие в зону Индийского океана и обратно в Владивосток. При выдаче питьевой воды на проходящие корабли для остальных вводился режим экономии. Установившийся жёсткий, дозированный график подачи питьевой воды для личного состава кораблей, береговых частей и жителей площадки № 5 – места временного проживания офицеров, мичманов и членов их семей просуществовал до середины 1988 года. С середины 1988 года проблема обеспечения чистой питьевой водой гарнизона Камрань и 4-го ВМР ВМС СРВ решена специалистами Советской строительно-монтажной организацией в полном объёме.
В течение пяти лет, СССР сформировал в заливе Камрань крупнейшее соединение кораблей, если в 1979г. там было приблизительно 8 судов, то к концу 1983г. их там уже стало 22 судна, включая до 4 субмарин (атомных и дизельных), и до 6 боевых надводных кораблей. Иногда возникали сложности с вьетнамской стороной. В конце августа 1982г. среди вьетнамского политического руководства, неожиданно возник вопрос о нарушении советской стороной соглашения о заходе наших кораблей в бухта Камрань. Так утверждал заместитель начальника Генерального штаба ВНА генерал-лейтенант Фунг Тхе Тай, курировавший в то время ВМС, ВВС и ПВО. Речь шла о том, что два наших корабля задержались с выходом в море после стоянки по техническим причинам на двое суток. В ходе его разбора 8 сентября 1982г. с начальником ПМТО нашей базы капитан 1-го ранга Любимовым Александром Владимировичем выяснилось, что никто из командования ВМФ этот вопрос не поднимал, да и заходы кораблей был очень редкими — за 1,5 года заходило всего лишь 14 судов и то 6 из них с грузами для СРВ.
Как было сказано выше, 3 марта 1982г. в соответствии с Соглашением между СССР и Социалистической Республикой Вьетнам от 2 мая 1979 г. на основании приказа Министра обороны СССР 1982г. и приказа Главнокомандующего ВМФ №- 0184 было начато формирование 17 оперативной эскадры кораблей ТОФ (17 ОпЭск). 17 ОпЭск была предназначена для несения боевой службы в определённой ей операционной зоне (акватория Южно-Китайского моря, ограниченная береговой чертой, меридианом 120° восточной долготы и параллелью 2° северной широты), а также в Тихом и Индийском океанах. Состав соединений, поименный состав подводных лодок, надводных кораблей и судов, подразделений и частей эскадры в период формирования эскадры, авиационного полка и в последующем объявлялись директивами Главного штаба ВМФ по представлению командующего Тихоокеанским флотом. Продолжительность нахождения на боевой службе в составе 17 ОпЭск: подводных лодок и надводных кораблей 1 и 2-го ранга – 2 – 3 месяца, дизельные подводные лодки 5-6 месяцев, малые ракетные корабли, малые противолодочные корабли, ракетные катера – от 4-х до 10 месяцев. Исключением стала дизельная подводная лодка «Б-427», время нахождения которой на боевой службе составило 17 месяцев. Командир 17 ОпЭск непосредственно управлял силами в операционной зоне эскадры с корабля управления (флагманского корабля) или с берегового КП, за исключением тех сил, которыми специальным решением управлял командующий ТОФ. Запасной КП располагался на одном из кораблей эскадры (как правило это был флагманский корабль командира 119 бригады надводных кораблей).
Состав 17 оперативной эскадры кораблей ТОФ в 1988-1991гг.:
– штаб и политический отдел эскадры;
– электромеханическая служба эскадры;
– 38 дивизия подводных лодок;
– 119 бригада надводных кораблей;
– 255 дивизион судов обеспечения (Днсо);
– 300 дивизион охраны водного района (ДнОВР);
– 501 отряд противодиверсионных сил и средств (ПДСС);
– служба радиационной безопасности (СРБ);
– 1073 узел связи (УС);
– судоремонтная группа в Башоне (п.Хошимин);
– батальон охраны (с 1988г., из состава 55 дивизии морской пехоты);
– боевая десантная группа (БДГ, до 1989г.);
– военно-строительный отряд (ВСО, до конца 1988г.);
– судоремонтный комплекс (плавдок вьетнамский, плавмастерская, плавбаза ПЛ);
– военный оркестр;
– военная комендатура;
– гарнизонная гауптвахта;
Особый отдел Комитета Государственной Безопасности СССР по 17 ОпЭск, Военная прокуратура и Военный трибунал, подчинённые командиру эскадры в гарнизонном порядке.
Командование 17 оперативной эскадры:
Командир эскадры:
– 1982 -1984гг. – контр-адмирал Анохин Рональд Александрович
– 1984- 1987 гг. – вице-адмирал Кузьмин Анатолий Алексеевич
– 1987- 1991 гг. – вице-адмирал Береговой Николай Никитович
Начальник политического отдела:
– 1982 – 1984 гг. – капитан 1 ранга Присяжнюк Анатолий Романович
– 1984 – 1987 гг. – капитан 1 ранга Алексеев Олег Викторович
– 1987 – 1991 гг. – контр-адмирал Матюшин Николай Фаефанович
Начальник штаба:
– 1982 – 1984 гг. – капитан 1 ранга Девятайкин Виктор Васильевич
– 1984 – 1988 гг. – капитан 1 ранга Красников Алексей Григорьевич
– 1988 – 1991 гг. – капитан 1 ранга Никонов Вячеслав Николаевич
38 ДиПЛ (дивизия подводных лодок):
командир дивизии:
– контр-адмирал Спирин Ю.Ф. – 1982-1989гг.
– капитан 1 ранга Сысуев Ю.Н. – 1989-1991гг.
начальник штаба:
– капитан 1 ранга Афонин В.В. – 1982-1986гг.
– капитан 1 ранга Сорокин Г.А. – 1986-1991г.
заместитель командира по политической части:
– капитан 1 ранга Борисов В.В. – 1982-1984гг.
– капитан 1 ранга Сыренков А.И. – 1984-1987гг.
– капитан 1 ранга Резник Н.Н. – 1987-1991гг.
заместитель командира по электромеханической части:
– капитан 1 ранга Градусов В.И. – 1982-1984гг.
– капитан 1 ранга Иванов Г.А. – 1984-1987гг.
– капитан 1 ранга Орехов В.Д. – 1987-1991гг.
старший помощник начальника штаба:
– капитан 2 ранга Черных О.Г.
– капитан 2 ранга Журавлёв А.А.
штаб дивизии:
– флагманские специалисты: Ф-1 – капитан 3 ранга Гринько
– капитан 3 ранга Шевченко А.В.
– капитан 3 ранга Фетисов А.М.
Ф-2 – капитан 3 ранга Башкирцев В.А.
– капитан ранга Рыжков Н.К.
Ф-3 – капитан 3 ранга Корнеев Л.Г.
– капитан 3 ранга Агибалов В.И.
– капитан 3 ранга Пермяков ????
Ф-4 – капитан 2 ранга Кусакин В.А.
– капитан 3 ранга Будник С.И.
– капитан 2 ранга Кукарцев В.И.
Ф-РТС – капитан 3 ранга Валиткий М.И.
– капитан 3 ранга Чемакин
– капитан ранга Кирсанов В.А.
– флагманские специалисты: – капитан 3 ранга Ибатулин Г.Г.
– капитан 3 ранга Лисицин В.С.
– электромеханическая служба: – капитан 2 ранга Батманов И.А.
– капитан 2 ранга Сотниченко А.И.
– капитан 3 ранга Литвинчук А.Г.
– капитан 2 ранга Цалик И.И.
– капитан 3 ранга Матрос В.М.
В разное время в состав дивизии включали атомные подводные лодки: ПЛАРК пр.675МК и 675, пр.670, ПЛАТ пр.671, пр.659, в том числе ПЛАРК «К-10», «К-48», «К-108», «К-557», дизельные подводные лодки пр.641 «Б-8», «Б-15», «Б-28», «Б-33», «Б-39», «Б-85», «Б-164», «Б-427» она находилась там всех дольше – 17 месяцев – с июля 1987 г. по декабрь 1988 г.
119 БрНк (бригада надводных кораблей):
командир бригады:
– капитан 1 ранга Сергеев В.Н. – 1982-1984гг.
– капитан 1 ранга Устименко Ю.Г. – 1984-1987гг.
– капитан 1 ранга Поляков Ю.М. – 1987-1989гг.
– капитан 1 ранга Флоряк В.И. – 1989-1991г.
начальник штаба:
– капитан 2 ранга Устименко Ю.Г. – 1982-1984гг.
– капитан 2 ранга Хорьков В.А. – 1985-1989гг.
– капитан 2 ранга Резапов Н.Н. – 1989-1991гг.
заместитель командира по политической части:
– капитан 2 ранга Яковлев Ю.И. – 1984-1987гг.
– капитан 2 ранга Толкачёв В.И. – 1987-1991гг.
заместитель командира по электромеханической части:
– капитан 2 ранга Соболев В.Б. – 1985-1987гг.
– капитан 2 ранга Плесский Б.В. – 1987-1991гг.
штаб бригады:
– флагманские специалисты: Ф-1 – капитан 3 ранга Чернов В.А.
Ф-2 – капитан 2 ранга Дорохов В.А.
Ф-3 – капитан 3 ранга Игуменов А.В.
Ф-4 – капитан 3 ранга Кравченко А.
Ф-РТС – капитан 3 ранга Кершинский
– капитан 2 ранга Перепелицин О.А.
– флагманские специалисты: – старший лейтенант Хотько
– капитан-лейтенант Гарнага
119 бригада надводных кораблей, помимо решения основных задач по боевому предназначению, осуществляла мероприятия по поддержанию оперативного режима, обеспечивала совместно с подразделениями морской пехоты охрану и оборону пункта базирования Камрань, обращая особое внимание на противоподводнодиверсионную оборону, защиту кораблей и береговых объектов пункта базирования. Так, по разработанному штабом эскадры скользящему графику в круглосуточном режиме производился осмотр акватории пункта базирования и профилактическое гранатометание четырьмя артиллерийскими катерами с расходом боезапаса до 200 единиц еженедельно. В интересах ПВО устанавливалось дежурство кораблей: в ночное время – зенитно-ракетные комплексы, в дневное время – артиллерийские катера и малая зенитная артиллерия кораблей, а также корабли радиолокационного дозора с задачей освещения воздушной обстановки в пределах радиолокационной видимости трёхкоординатных РЛС с выдачей данных о воздушной обстановке на дежурные средства ПВО и на КП ПВО эскадры. Готовность к открытию огня: малая зенитная артиллерия кораблей бригады и артиллерийские корабли – одна минута, зенитно-ракетных комплексов – в пределах их технической готовности.
В разное время в состав бригады включали ракетные крейсера, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы – из состава 10 ОпЭск ТОФ, Камчатской и Сахалинской флотилий разнородных сил, СКР: «Летучий»», «Ревностный», «Резкий», СКР-3, СКР-43, МРК: «Муссон», «Бриз», «Смерчь», «Тайфун», «Циклон», МПК: «МПК-81», «МПК-143», «МПК-145», «МПК-155», «МПК-170», «Приморский комсомолец»; Тральщики: 2 БТ и 2 РТ; РК: «Молния»; МРЗК: «Анероид» – из состава Приморской и Сахалинской флотилий разнородных сил, звено артиллерийских катеров: 4 ед. из состава 49 ДиРчК, плавбазы: «Магаданский комсомолец», «Иван Вахромеев», «Иван Кучеренко», плавмастерские: ПМ-5, ПМ-15, ПМ-140, ПМ-156 и другие.
В состав 119 БрНК входили малые ракетные корабли из состава 165 БрРКА ТОФ. Начало боевой службе на ПМТО Камрань кораблей 165 БрРКА ТОФ, в 1984 г положил МРК «Муссон» (к-3р. Филиппов В.В.) 165 БрРКА ТОФ. В том же году 22 июня в Камрань прибыл МРК «Бриз» (к-3р. Яворин В.К.) совершающий переход из Севастополя во Владивосток под буксиром через Суэцкий канал, преданный из 41 БрРКА ЧФ в 165 БрРКА ТОФ, и задержался там до 6 мая 1985 г. С мая 1985 г по май 1986 г боевую службу в ПМТО Камрань несут МРК «Циклон» (к-3р. Чернов С.А.) 165 БрРКА ТОФ и МРК «Тайфун» (к-3р. Кузьмин А.П.) 89 БрРКА КВФ ТОФ. В апреле 1986 г к ним на смену приходит МРК «Смерч» (к-л. Калашников М.З.) 165 БрРКА ТОФ и выполняет задачи боевой службы до июля 1987г. 10 мая 1987 г на смену МРК «Смерч» в Камрань приходит МРК «Бриз» (к-3р. Гребенник Ю.С.) 165 БрРКА ТОФ и выполняет задачи боевой службы до 20 мая 1988 г. В дальнейшем МРК боевые службы в Камрани не несли так как все были преданы в 89 БрРКА КВФ ТОФ на Камчатку.
Но эстафету боевых служб 165 БрРКА ТОФ подхватывают РКА проекта 1241.1 «Молния». Поступившие на флот на замену РКА проекта 205 всех модификаций, РКА пр. 1241.1 обладали мощными боевыми возможностями, а самое главное имели прекрасные условия обитаемости личного состава, что позволяло им длительное время находится в отрыве от основного соединения. Первым прибыл РКА «Р-45» (к-л. Ишмуратов Ф.М.) задачи боевой службы выполнял 1988 -1989 годах Его меняет РКА «Р-83» (к-л. Кожунов Е.П.) выполнял задачи БС в Камрани 1989-1990 г. В 1990 г на боевую службу в Камрань уходит РКА «Р-76» (к-л. Витко А.В.) и выполняет задачи по 1991 г. В 1991 г выполнять задачи БС в Камрань выходит РКА «Р-261» (к-л. Заолесский А.А.) задачи выполнял по 1992 г в течении 8 месяцев. На этом славный этап вклада в боевые службы исторической летописи 165 БрРКА ТОФ закончился.
Как вспоминали командиры МРК «Бриз» капитан 3 ранга Яворин В.К, капитан 3 ранга Гребенник Ю.С. и МРК «Циклон» капитан 3 ранга Чернов С.А. которые выполняли задачи боевой службы в Средиземном море и в ПМТО Камрань и по этому могли сравнивать и делать выводы о сложности и напряженности боевой службы на МРК в Средиземном море и в ПМТО Камрань, в Камрани было сложнее. Тяжелее психологически, вроде как на берегу и то же время не дома, плановая боевая подготовка и отрыв личного состава на многочисленные хозяйственные работы, вне корабельные вахты и дежурства. Многочисленные мероприятия на берегу. Боевая подготовка в море, выполнение артиллерийских стрельб. Скучно. Скучно простоять год и более на боевой службе и не входить в контакт с вероятным противником, зачем пришли, кого будем вылавливать, по кому наносить условные ракетные удары, от кого оборонятся средствами ПВО. Изредка отдельные участники удостаивались чести слежения за прибегающими мимо кораблями Седьмого Тихоокеанского флота США в режиме «Успех», «Пассив», отдельным везло больше и они выходили на дистанцию применения РО. Дважды в год корабли по плану командующего ТОФ участвовали в крупномасштабных учениях по вскрытию надводной, подводной, воздушной обстановки на юго-восточном ТВД. Корабли стоя у причалов, на внутреннем или внешнем рейде отрабатывали в режиме «Успех» с самолётами «ТУ-95рц» организацию обнаружения, выявления надводных целей. После такой работы составлялись отчёты, которые отсылались в вышестоящие штабы, там давалась оценка расчёту, определялись лучшие. Всё это официально определялось приказом, и было чем гордится. В период несения службы штаб 119 БрНК производил контрольные проверки отдельных элементов курсовых задач, иногда с выполнением боевых упражнения , артиллерийских стрельб в основном по иммитированым целям. В 1985 г начальник штаба 119 БрНК капитан 1 ранга Хорьков В.А для МРК «Тайфун», «Циклон» организовал совместную артиллерийскую стрельбу по ИВЦ-21, которая успешно была выполнении. Практически каждый год корабли участвовали в тактических учения с обозначенными силами
255 Дивизион судов обеспечения (Днсо).
– командир дивизиона – капитан 3 ранга Саблин Н.В. – 1983-1986гг.
– капитан 2 ранга Кузнецов Е.А . – 1986-1988гг.
– капитан 2 ранга Савицкий М.С. – 1988-1991гг.
– заместитель командира по политической части
– капитан 3 ранга Гончаров В.В. – 1986-1987гг.
– капитан 3 ранга Буторин А.В. – 1987-1991гг.
– начальник штаба – дивизионный штурман
– капитан 3 ранга Кузнецов Е.А. – 1984-1986гг.
– капитан 3 ранга Еремеев В.П. – 1986-1989гг.
– дивизионный инженер-механик – капитан-лейтенант Лещук В.И. – 1984-1986гг.
– капитан-лейтенант Колосов С.А. – 1988-1991гг.
– дивизионный связист – капитан-лейтенант Бобылев В.В . – 1984-1988гг.
– капитан-лейтенант Гаврилов С.М. – 1988-1991гг.
62-я Группа спасательных судов
– командир группы: – капитан-лейтенант Чистяков В.М. – 1986-1990гг.
– заместитель командира группы по спасательным работам:
– старший лейтенант Шестёркин А.В.- 1986-1989гг.
– старший лейтенант Носов С.Л. – 1989-1991гг.
– заместитель командира группы по политической части:
– старший лейтенант Вольневич С.А.- 1986-1988гг.
– старший лейтенант Смирнов В.В. – 1988-1991гг.
– водолазный специалист: – старший лейтенант Белоненко С.А. – 1986-1990гг.
– старший лейтенант Полковницкий С.-1990-1991гг.
– врач-спецфизиолог – старший лейтенант медицинской службы Ибрагимов О.С. -1986-1988гг.
– майор медицинской службы Крашаков Ю.С. – 1988-1991гг.
Суда дивизиона выполняли задачи тылового, специально-технического и поисково-спасательного обеспечения повседневной деятельности сил 17 ОпЭск (обеспечение ГСМ и продовольствием, замеры магнитного поля и проведение размагничивания кораблей, обеспечение швартовок и рейдовых буксировок, выполнение водолазных работ, противопожарное обеспечение передачи топлива с танкеров на береговой склад 922 ПМТО и др.). ТПД-46 обеспечивал проведение докования судов и катеров 17 ОпЭск, постоянно находившихся в п.Камрань, а также кораблей и судов ВМС СРВ. В состав 255 дивизиона судов обеспечения входили суда и катера, постоянно находившиеся в п.Камрань, а также суда, приходившие из пунктов постоянного базирования для несения боевой службы.
Постоянно в п.Камрань находились:
– судно хранения СХ-473 проекта 814 (в постоянном составе дивизиона). На нем размещался штаб 255 Днсо и 62 Грсс;
– транспортный плавучий док ТПД-46 (приписан КамФлРС), был установлен на якоря-массивы в точке в б.Биньба. В период с 1986 по 1989 год проходил ремонт п.Хошимин на заводе «Бошон»;
– рейдовый буксир Бук-600 и буксирный катер Бук-150 (оба из состава 109 брсо, п.Владивосток);
– противопожарный катер ПЖК-8 проекта 364 (из состава 438 однсс, п.Петропавловск-Камчатский);
– рейдовый водолазный катер РВК-779 проекта рв376у (из состава 34 брсс, п.Владивосток). В 1988 году списан и потоплен при использовании в качестве мишени (после выполнения конвертовки) при проведении артиллерийских стрельб в открытом море;
– рейдовый водолазный катер РВК-729 проекта рв376у (прибывший в 1988году на замену РВК-779 из состава 34 брсс);
– 2 баржи.
Боевую службу несли:
– транспорты вооружения «Вента», «Вице-адмирал Фомин» и «Самара» (все из состава 31 брсо);
– спасательные буксирные суда: СБ-28 проекта 733с, МБ-18 проекта 714 (оба из состава 34 брсс); СБ-43 проекта 877, СБ-36 проекта 733с, СБ-521 проекта 714 (все из состава 438 однсс);
– морские буксиры МБ-105 проекта 714 (из состава 124 однсс, п. Советская Гавань) и МБ-25 проекта 745 (из состава 31 брсо, п.Владивосток);
– суда боевого размагничивания;
– танкеры («Ахтуба», «Ижора», «Печенга» и др., все состава 31 брсо), а также танкеры «Заветы Ильича» и «Айхал» Приморского морского пароходства (по договору с ТОФ).
300 Дивизион охраны водного района (ДнОВР).
– командир дивизиона – капитан 2 ранга Шаров В.И.
– заместитель командира по политической части
– капитан 3 ранга Бородулин С.М.. – 1987-1991гг
– заместитель командира по
электромеханической части – капитан 2 ранга Плесский Б.В. – 1984-1986гг.
– командир отряда ПДСС – капитан 2 ранга Стратий С. – 1985-1989гг.
В период с 1983 по 1988гг. личным составом боевой десантной группы на полуострове Камрань обнаружено и обезврежено более 25000 взрывоопасных предметов – неразорвавшихся авиабомб, артиллерийских снарядов, шариковых бомб, мин различного предназначения производства США и Франции. Один из таких «сюрпризов» – 155мм снаряд обнаружен осенью 1985г. у центральной аллеи, ведущей на причал №-3, который был погружен на самосвал КРАЗ-214, вывезен за пределы гарнизона и взорван. Помощь сапёрам оказывали поисковые собаки, специально обученные поиску взрывоопасных предметов. Боевая работа сапёров БДГ отмечена государственными наградами. В то же время при разминировании ранено 9 человек, погиб один матрос.
В охране объектов и в совместных учениях с Социалистической республикой Вьетнам участвовали из состава 55 дивизии морской пехоты:
1981 г. – рота 165 полка морской пехоты на БДК-197, командир – капитан Колесников А. С.
1983 г. – усиленный взвод 165 полка морской пехоты на СДК-96, командир – капитан Антонов С. И.
1983-1984 г.г. – усиленный взвод 165 полка морской пехоты на СДК-172, командир – лейтенант Филиппов Т. И.
1984 г. – усиленный взвод 165 полка морской пехоты на СДК-99, командир – старший лейтенант Жавнерчик И. А.
1984-1985 г.г. – усиленный взвод 390 полка морской пехоты, командир – капитан Науменко Н. В.
На аэродроме базы размещался 169 Отдельный смешанный авиационный полк ТОФ, в состав которого входили по данным на 1986г. – 4 самолета Ту-95, 4 – Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций (порядка 20 единиц), эскадрилья МиГ-25 (порядка 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8. Кроме этого, к полку была приписана база противолодочного и ракетного вооружения и технико-эксплуатационная часть. Действуя с этого аэродрома, экипажи вели разведку в околоэкваториальных широтах и омывающих восточное побережье Азии морях. Командир полка – полковник Волчков Вячеслав Алексеевич, начальник политического отдела – подполковник Акиншин Николай Григорьевич.
В 1979 и 1980 годах с двух аэродромов Вьетнама самолёты Ту-95РЦ выполнили 76 самолёто-вылетов. За время базирования советских самолетов в Камрани несколько самолетов базировавшихся здесь или прилетавших сюда погибли. 14 февраля 1985 года в авиакатастрофе при выполнении задач боевой службы погиб базировавшихся в Камрани гвардейского экипажа ТУ-95 РЦ (командир корабля — зам. ком. аэ майор Кривенко Сергей Дмитриевич). В 1995 году, вблизи Камрани, трагически погибла группа летчиков пилотажной группы «Русские витязи» 237 Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба на Су-27.
Для оказания квалифицированной и отдельных видов специализированной медицинской помощи, в п. Камрань из г. Владивостока был передислоцирован подвижный военно-морской госпиталь (ПВМГ) на 100 коек, который в дальнейшем стал стационарным 1393 ВМГ.
В 1984г. до 24 советских кораблей находились постоянно в Камрани. В апреле 1984 года в п. Камрань зашло соединение в составе тяжёлого авианесущего крейсера «Минск», БПК «Таллин», БДК «Иван Рогов» и танкера для участия в совместном советско-вьетнамском учении под командованием первого заместителя Командующего ТОФ вице-адмирала Ясакова Н.Я. Осуществлена высадка советской морской пехоты на вьетнамское побережье севернее полуострова Камрань в районе Дананга.
В соответствии с Соглашением между СССР и СРВ от 20 апреля 1984 г. был заключен контракт по строительству объектов РС-3 в счет безвозмездной помощи СРВ со стороны СССР. Всего с 1984 г. по 1987 г. советской строительно-монтажной организацией СовСМО «Загрантехстрой» под руководством Е. С.Бобренева было введено в строй 28 объектов различного назначения и жилых домов. В то время общая численность гарнизона достигала около 6000 человек вместе со строителями. Как предусматривалось Соглашением от 20 апреля 1984 г. (п.71), построенные объекты установленным порядком передавалась вьетнамской стороне. Первая очередь объектов была построена еще в декабре 1987 года, после чего советские специалисты приступили к их эксплуатации на основе безвозмездной аренды.
В 1985 году в соответствии с Планом оперативной подготовки Вооружённых Сил Военно-морское управление Генерального штаба участвовало в подготовке и проведении учения 17 ОпЭск кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море. Это было одно из первых и крупных учений с объединением флота, дислоцированного за границей. Руководил учением заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР по ВМФ адмирал Амелько Н.Н. В ходе учения отрабатывались следующие задачи:
– поиск и уничтожение подводных лодок «противника» в Южно-Китайском море;
– нарушение морских коммуникаций «противника» в юго-восточной части Тихого океана;
– решение вопросов охраны и обороны базы Камрань;
– использование авиации ТОФ и 169 ОсАп при ведении боевых действий в операционной зоне 17 ОпЭск.
Командно-штабное учение 17 ОпЭск кораблей ТОФ прошло организованно и поучительно. Учение оценено на «хорошо». Руководство Вооружённых Сил утвердило эту оценку. О том, как это происходило, рассказывает контр-адмирал Романюк А.И. – старший офицер Военно-Морского управления Генерального штаба Вооружённых Сил СССР в 1985г.: «Поставленные на учение задачи выполнены полностью. Командование, штабы 17 ОпЭск, соединений и частей, принимавших участие в данном учении, приобрели навыки в планировании и проведении операции ведения боевых действий в Южно-Китайском море, а также опыт в решении вопросов охраны и обороны военно-морской базы, дислоцированной за границей. При этом необходимо особо отметить, что проведение учения под руководством заместителя начальника Генерального штаба ВС СССР по ВМФ повысило значимость этого оперативного мероприятия в масштабе Вооружённых Сил страны, улучшило решение вопросов взаимодействия 17 ОпЭск ТОФ с военно-морским командованием ВМС Вьетнама и позволило офицерам Военно-морского управления Генерального штаба оценить уровень подготовки командования и штаба оперативной эскадры к решению задач, стоящих перед объединением.
Начальнику Генерального штаба ВС СССР в качестве предложений доложено:
1 – о необходимости ускорения обустройства оперативной эскадры, строительства Советской строительно-монтажной организацией намеченных объектов, в том числе объектов социального назначения, в установленные Министром обороны СССР сроки.
График строительства объектов на полуострове Камрань на тот период не выполнялся;
2- о необходимости внесения изменений в нормы продовольственного и денежного довольствия личного состава оперативной эскадры, 169 ОсАп, служащих отделения Военторга с учётом особенностей пребывания в стране с жарким тропическим климатом;
3 – о необходимости внесения изменений в денежное довольствие личного состава кораблей, прибывающих в состав 17 ОпЭск для выполнения задач боевой службы. Выплата денежного довольствия в местной валюте (донгах) в период нахождения в составе эскадры кораблей боевой службы позволит купить личному составу в местных советских магазинах вьетнамские сувениры, бананы и другие тропические фрукты, предметы личного обихода (зубную пасту, шампуни и т.д.), что в значительной степени снизит остроту вокруг такого вопроса, как меновые сделки с вьетнамскими военнослужащими.»
Предложения, о которых пишет Анатолий Иосифович, в последующим были решены положительно после посещения базы Камрань заместителем Министра обороны СССР – начальником тыла ВС СССР Маршалом Советского Союза Куркоткиным С.К., Министром торговли СССР Терех К.З. и начальником Главного управления торговли МО СССР генерал-лейтенантом Садовниковым Н.Г., а также первым заместителем начальника Главного Политического управления СА и ВМФ адмиралом флота Сорокиным А.И., за исключением пункта № 3. Этот вопрос решался многими инстанциями длительное время, но так и не был решён.
Корабли, несущие боевую службу в Индийском и Тихом океанах, использовали ПМТО Камрань для периодических заходов и временной стоянки, восстановления боевой готовности, пополнения материально-технических запасов, проведения планово-предупредительных ремонтов и отдыха личного состава. В числе прочих это были:
– ТАВКР «Минск» – дважды: в 1982 и 1984гг.;
– ТАРКР «Фрунзе» пр.1144.2;
– БАРЗК «Урал»;
– РКР «Червона Украина» пр.1164 (в 1991 году переименован в «Варяг»);
– БПК: «Адмирал Виноградов», «Адмирал Октябрьский», «Адмирал Спиридонов», «Адмирал Трибуц», «Николаев», «Таллин», «Василий Чапаев»;
– ЭМ: «Боевой», «Бурный», «Быстрый», «Осмотрительный», «Стойкий»;
– БДК: «Н.Вилков», «А.Николаев», «И.Рогов», «С.Лазо», «А.Торцев»;
– СКР «Горделивый», «Порывистый», «Рьяный».
В конце 80-х началось сокращение советского военного присутствия на базе. Как писала газета «Правда» 19 января 1990 г.: «В рамках мероприятий по уменьшению численности советских вооруженных сил в восточной части территории страны, переводу их на сугубо оборонительную структуру и в азиатско-тихоокеанском районе Советский Союз по согласованию с вьетнамской стороной приступил к сокращению своего присутствия в порту Камрань. В конце 1989 года осуществлен вывод оттуда самолетов МиГ-23 и Ту-16. К началу 1990 года там остался авиаотряд переменного состава (шесть — десять самолетов)».
К 1991 г. в пункте базирования Камрань имелось: 7 причалов (2 стационарных и 5 плавучих) длиной 1345 погонных метров, КП 17 эскадры, 3 склада технического имущества, расходный склад оружия (150 тонн), расходный склад ГСМ (12 резервуаров и хранилищ на 7000 тонн), два продовольственных и два вещевых склада, судоремонтный комплекс (плавучий док, плавмастерская, плавбаза подводных лодок), госпиталь, казарменное штабной и жилой фонды, узел связи. Но в связи с концом СССР наступал закат ПМТО. 30 октября 1991 года самолётом в г.Владивосток убыла первая группа офицеров с семьями, расформированных штаба, политического отдела и подразделений эскадры. Остальная часть офицеров и мичманов убыли во Владивосток в начале ноября на госпитальном судне «Обь». Надводные корабли и подводные лодки уходили из бухты Камрань в пункты дислокации своих соединений в соответствии с планом расформирования эскадры. Большие неудобства вызвала эвакуация кораблей малого водоизмещения: МПК, МРК, торпедолова, артиллерийских катеров, тральщиков, пожарного катера, судна хранения. 1 ноября 1991 г. управление 17 оперативной эскадры, 111 брпл, 300 днковр были расформированы. С января 1992 года по октябрь 1993 года это уже 119 ОБРКС (Отдельная бригада разнородных кораблей и судов). С октября 1993 года, когда бригада кораблей была сокращена, оставшиеся части и подразделения переподчинили командиру 922 ПМТО.
В начале 90-х гг. большая часть причального фронта и портовых сооружений была передана в постоянное пользование вьетнамской стороне.
С января 1995 г. ПМТО переведен на новый штат и имел в своем составе подразделения: управление ПМТО; финслужбу; узел связи (ЗУС «Клубочек»); авиакомендатуру; отделение МТО (продслужба, вещевая служба, склад горючего, объединенный склад, автомобильный взвод, банно-прачечный комбинат); военную комендатуру; отделение морской инженерной службы; отдельную роту охраны; санитарно-эпидемиологическое отделение; пожарный расчет; отдельные части подчиненные командиру ПМТО в гарнизонном порядке: полевое учреждение Центрального банка РФ; прокуратура; особый отдел; военно-морской госпиталь; средняя школа. С 1995 по 2002 год в гарнизоне проживало от 600 до 700 человек. Это был тот минимум военных и гражданских специалистов, которые обеспечивали нормальную жизнедеятельность гарнизона и выполнение задач, стоящих перед ПМТО. С середины 90-х годов до момента расформирования ПМТО Камрань в апреле 2002 года советскими, а затем российскими специалистами использовались следующие объекты.
– Жилой городок ПМТО, где находились: штаб и казармы личного состава, столовая 250 посадочных мест, хлебопекарня, банно-прачечный комбинат, клуб, средняя школа № 183, 18 жилых домов, объединенный склад для хранения и выдачи материальных средств, автомобильный парк (вместе со специальной техникой).
– Пирсовая зона.
– Резервуарный парк на 14 тыс. м — для хранения горюче-смазочных материалов.
– 2 холодильника общей емкостью 270 тонн — для содержания запасов продовольствия.
– 12 металлических хранилищ на 5 тысяч тонн для хранения других материальных средств.
– Два водозабора из 6 скважин: один для обеспечения гарнизона водой, один для обеспечения кораблей и судов.
– Центральная дизельная электростанция мощностью 24000 кВт для обеспечения электроэнергией всех объектов гарнизона и объектов СРВ на полуострове.
За последние три года пребывания ПМТО на п/о Камрань были установлены тесные дружеские связи с российскими организациями, находящимися во Вьетнаме это — Генеральное консульство РФ в г. Хошимин; Российско-вьетнамское совместное предприятие «Вьетсовпетро» в г. Вунгтау; Представительство ГПРВО «Зарубежнефть» в г. Вунгтау; Российско-вьетнамская организация «Тропцентр» в г. Начанге. СП «Вьетсовпетро» помимо моральной поддержки военных соотечественников оказывало значительную материальную помощь жителям и военным морякам гарнизона в Камрани. На средства СП закупались и доставлялись на полуостров материалы, продукты, различные предметы культурного и бытового назначения, организовывались экскурсионные поездки по стране. Проводимая совместная работа с указанными российскими организациями, тесные контакты военных и гражданских специалистов благотворно влияли на морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, улучшали их социально-бытовое положение.
В 1998 году Ханой напомнил Москве о том, что срок аренды базы истекает в 2004 году, и предложил продлить ее с ежегодной арендной платой в 300 млн. долларов. В это же время Китай и США предлагали за аренду Камрани 500 млн. долларов. В 2000 году командование ВМФ России официально заявило, что отныне будет более активно использовать пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). В Главном штабе ВМФ заявили, что “это связано с возобновлением активных действий кораблей в Тихом и Индийском океанах”, и пообещали, что “в ближайшее время на неотложные ремонтные работы на ПМТО поступят 500 тысяч рублей”. Однако уже через год, в мае 2001-го, появились первые сообщения о том, что Россия решила не возобновлять договор об аренде Камрани. 24 июля 2001 года министр обороны России Сергей Иванов заявил, что России “надо уходить из Камрани”. Окончательное решение было принято на основании доклада главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова о нецелесообразности дальнейшего содержания базы. Хотя по словам начальника Генштаба Анатолия Квашнина, расходы на базу были сопоставимы с содержанием атомной подводной лодки с современным оборудованием. 17 декабря 2001г. вышла директива ГШ ВМФ № 730/1/859 и 8 января 2002г. директива штаба ТОФ № 13/1/05 о расформировании 922 ПМТО,
Незадолго до закрытия базы в Камрани служили и работали около 600 человек. В связи с ограниченными сроками работать приходилось в авральном режиме, при 50- градусной жаре, по 14-16 часов в день. В связи с постоянными сокращениями персонала, военнослужащие и служащие не сменялись с вахты, дежурств, не уходили со своих постов и рабочих мест по 3-5 суток подряд. В ходе этой работы, без каких-либо претензий, вьетнамской стороне было передано 57 зданий и сооружений базы, 85 км линий электропередач, 62 км кабельных линий, 25 км подземных коммуникаций, 250 м причального фронта, аэродром, складской терминал. Воздушным и морским
транспортом выведено 588 человек, 810 тонн грузов, в том числе 50 единиц специальной и автомобильной техники, 190 тонн дизельного топлива и 133 тонны различных масел, стрелковое оружие и боеприпасы, архивы и секретные документы. Люди работали слаженно, организованно, самоотверженно. Особенно выделили работу капитана 1 ранга А.М.Матвийца, подполковников В.В.Бачурина, М.Б.Яцкива,
А.Н.Бортникова, В.Ф.Воротникова, капитана 3 ранга С.Н.Перешиткина, майора О.Б.Зарецкого, капитана А.Р.Мороза, капитан-лейтенанта В.В.Благодырёва, мичманов А.И.Фомина, А.М.Гуляка, служащих В.Н.Щетинкину, А.Я.Буголова, О.Голуба, В.И.Бредихина, С.Фроловских , матросов А.Мальцева, А.Пескова.
2 мая 2002 года в торжественной обстановке были подписаны документы о приеме-передаче объектов базы — с российской стороны контр-адмиралом А.Н.Ивлиевым и с вьетнамской начальником штаба ВМС СРВ контр-адмиралом Нгуен Ван Хиеном.
Вечером 3 мая с аэродрома Камрани взлетел последний транспортный самолет ИЛ-76, вывозя оставшихся специалистов и военнослужащих вместе с председателем ликвидационной комиссии контр-адмиралом А.Н.Ивлиевым.
4 мая 2002 года — последний день военного присутствия России во Вьетнаме превратился в настоящее торжество. Вьетнамцы благодарили моряков за службу, дарили подарки. Сборы завершились, и после церемонии подписания акта о передаче объектов базы вьетнамской стороне тихоокеанцы спустили в Камрани Российский и Андреевский флаги. Последняя колонна техники уходила с объектов ПМТО с установленными на машинах российскими и андреевскими флагами под включенную на полную громкость песню «Офицеры». Для проводов русских на причале был построен весь личный состав 4-го военно-морского района ВМС СРВ. И снова цветы, подарки, слова благодарности, пожелания доброго пути. Прощались с моряками и простые жители Камрани, и соседнего городка Мика. На борт «Сахалина-9 поднялись 74 российских военнослужащих, гражданских специалистов и командование во главе с командиром базы капитаном 1 ранга Ю.П.Ерёминым и заместителем командира базы по воспитательной работе капитаном 1 ранга А.М.Матвиец. Последним Вьетнамский берег покинул командир базы. В Россию «Сахалин-9» шел 12 дней. 14 мая 2002 года прибыли в порт Владивосток. 1 июня 2002 года 922 ПМТО прекратила свое существование в составе Вооруженных Сил РФ.
Командиры ПМТО:
Титенок М.А. (1985)
Лихачев Б.А. – капитан 1 ранга. (1988)
Ларионов В.В. 1998-
Ерёмин Юрий Прокопьевич – капитан 1 ранга. 2001-2002.
Советские военнослужащие погибшие при исполнении воинского долга во Вьетнаме.
Гвардейский экипаж базировавшегося на аэродроме в Камрани ТУ-95 РЦ, погибшего 13 февраля 1985 года в Южно-Китайском море 1230 км юго-восточнее Камрани, при выполнении полетного задания боевой службы. | ||||
ФИО Кривенко Сергей Дмитриевич | Звание гвардии майор | Должность командир корабля, зам.ком. аэ | Год рождения 19.09.1952 | Дата смерти 13.02.1985 |
Комаров Валерий Владимирович | гвардии капитан | помощник ком.корабля | 13.10.1958 | 13.02.1985 |
Ященко Вячеслав Иванович | гвардии подполковник | старший штурман | 07.10.1946 | 13.02.1985 |
Серебряков Владимир Степанович | гвардии ст. лейтенант | второй штурман | 17.07.1952 | 13.02.1985 |
Иванов Владимир Меркулович | гвардии капитан | борттехник | 12.11.1952 | 13.02.1985 |
Абухаджиев Александр Михайлович | гвардии капитан | оператор РТР | 30.12.1957 | 13.02.1985 |
Канцеван Василий Владимирович | гвардии прапорщик | ст. стрелок-радист | 16.03.1953 | 13.02.1985 |
Захаров Александр Петрович | гвардии прапорщик | ст. оператор РР | 18.01.1955 | 13.02.1985 |
Белов Александр Иванович | гвардии прапорщик | ком. огневых установок | 13.02.1952 | 13.02.1985 |
Экипаж и пассажиры самолета Ан-12, погибшие 8 июля 1989 года в авиакатастрофе на аэродроме Камрань | ||||
Агеев Геннадий Викторович | лейтенант | помощник ком.корабля | 08.07.1989 | |
Злобин Игорь Витальевич | ст.лейтенант | штурман | 08.07.1989 | |
Абдурахманов Аддул Хамид | капитан | ст.бортовой техник | 08.07.1989 | |
Куприян Иван Владимирович | ст.лейтенант | борттехник по АДО | 08.07.1989 | |
Бочаров Станислав Александрович | прапорщик | возд.стрелок-радист | 08.07.1989 | |
Конзафаров Владимир Борисович | ст.прапорщик | возд.стрелок-радист | 08.07.1989 | |
Девятайкин Виктор Васильевич | контр-адмирал | военный советник командующего ВМС СРВ | 08.07.1989 | |
Антонов Виталий Николаевич | капитан 1 ранга | советник командующего ВМ районом | 08.07.1989 | |
Шишагин Андрей Борисович | отв.по хоз.части посольства СССР в СРВ | 08.07.1989 | ||
Шишагина Тамара | жена | 08.07.1989 | ||
Шишагина Татьяна | дочь (13 лет) | 08.07.1989 | ||
Ноктев Михаил Николаевич | Генеральный директор Тропического Центра | 08.07.1989 | ||
Чернопекев Борис Николаевич | техник по МСРП ВНА | 08.07.1989 | ||
Стрельцов Евгений Петрович | уполномоченный ГТУ НВС | 08.07.1989 | ||
Жалостников Петр Михайлович | инженер службы ГТУ МВС по ТЦ | 08.07.1989 | ||
Жалостникова Нина Петровна | жена | 08.07.1989 | ||
Жалостников Илья Петрович | сын | 08.07.1989 | ||
Точко Анатолий Иванович | врач | 08.07.1989 | ||
Точко Марина Николаевна | жена | 08.07.1989 | ||
Точко Татьяна | дочь (11 лет) | 08.07.1989 | ||
Точко Николай | сын (13 лет) | 08.07.1989 | ||
Кириллова Элевтина Николаевна | служащая ТОФ | 08.07.1989 | ||
Малышева Галина Александровна | служащая ТОФ | 08.07.1989 | ||
Нтуен Динь Тоан | полковник | представитель ГШ ВНА | 08.07.1989 | |
Куан Суан Туен | полковник | представитель ГШ ВНА | 08.07.1989 | |
Чан Тхи Лин Хыонт | майор | представитель ГШ ВНА | 08.07.1989 | |
Нгуен Ван Тхань | прапорщик | представитель ГШ ВНА | 08.07.1989 | |
Нгуен Мань Тхант | ст.лейтенант | переводчик | 08.07.1989 | |
Ле Хонт Куанг | капитан | переводчик | 08.07.1989 | |
Нгуен Ван Тхань | служащая ВНА | 08.07.1989 | ||
Чан Тхи Лан Ань | дочь ст.лейт. Тхонта (12 лет) | 08.07.1989 | ||
Чан Чунт Тиен | сын ст.лейт. Тхонта (8 лет) | 08.07.1989 | ||
Летчики пилотажной группы «Русские Витязи» 237 Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба, трагически погибшие 12 декабря 1995 года вблизи Камрани. | ||||
Григорьев Б.М. | гвардии подполковник | 1957 г.р. | 12.12.1995 | |
Сыровой А.В. | гвардии майор | 1960 г.р. | 12.12.1995 | |
Гречанов Н.А. | гвардии майор | 1962 г.р. | 12.12.1995 | |
Кордюков Н.В. | гвардии майор | 1961 г.р. | 12.12.1995 | |
Граждане СССР, в разные годы погибшие во Вьетнаме при исполнении интернационального долга | ||||
Багаев Алексей Егорович | ст.лейтенант | военный специалист | март 1962 г. | |
Смирнов Виталий Елиферинович | рядовой | 1945 г.р. | 24 октября 1965 г. | |
Соломин Алексей Николаевич | ст.лейтенант | военный специалист | 17 февраля 196? г. | |
Бриндиков Михаил Константинович | ст.лейтенант | ст.техник 20 дивизии ПВО | 1943 г.р. (м.р. – д.Забычанье Могилевской обл. Белорусской ССР) | 9 сентября 1972 г. |
Мрыхин Винидикт Федорович | капитан | летчик-инструктор | 1937 г.р. | 23 марта 1973 г. |
Поярков Юрий Николаевич | капитан | летчик-инструктор истребительного авиаполка ВНА | 1933 г.р. | 30 апреля 1971 г. |
Симонов Евгений Семенович | капитан-инженер | специалист по ЗРК С-75 | 1939 г.р. | 30 января 1974 г. |
Литература:
- Материал присланный Виктором Кузьмичевым.
- Глухов В. «Верю в возрождение флота!» «Звезда-ONLINE» 27.07.2001. С сайта http://www.nevod.ru/local/zvezda/index.php?Date=2001-07-28&P=zvezda&Rub=ПО-ФЛОТСКИ
- Демидов М.В. «Очерк истории Тихоокеанской эскадры». Журнал «Тайфун» № 3 1999г.
- Еремин Ю. контр-адмирал «Мы вернемся!» Журнал «Морской сборник» № 5 2009г.
- Ильинский М.М. «Индокитай. Пепел четырех войн (1939-1979гг.)».
- «Камрань (Cam Ranh), 17 ОпЭск и СовСМО. Исторический обзор. 23 года советского и российского военно-морского присутствия в Южно-Китайском море. (1979 – 2002гг.)» Подготовлен по поручению Совета ветеранов Камрани контр-адмиралом Матюшиным Н.Ф. Москва 2010г. с сайта http://www.clubadmiral.ru/camranh/
- Козлов В. «Подводная война. Горизонты великого противостояния сверхдержав». М. Яуза, Эксмо 2005г. стр214-222.
- Кривда Ф.Ф. «На берегах Меконга. Записки военного советника.» с сайта http://militera.lib.ru/memo/russian/krivda_ff/index.html
- «Ежедневные новости» (Владивосток) 28.07.2000г. «Как топили «Энтерпрайз». 28.07.2000г. «Как топили «Энтерпрайз»
- Литковец Н., Кузьмина Н. «Будни ПМТО “Камрань”». Журнал «Морской сборник» № 10 2001г. стр45-47.
- Почтарев А. «…И все цветы Вьетнама». Газета «Красная звезда» 16.01.2001г. стр2.
- Сысуев Ю.Н. вице-адмирал «Воспоминания командира Средиземноморской эскадры». Журнал «Тайфун» № 7 2001г.
- «ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ РОССИИ. 1731-2006 гг.» Исторический очерк К 275-летию. Владивосток: Дальнаука, 2006.
- «EUROPEAN NAVIES IN THE ERA OF THE COLD WAR, 1945–91» с сайта http://ppe.pearsoned-ema.com/marketing/Sp/Fakenham/0%20582%2050613%201/08ch08.pdf.
- С сайта http://www.camranh.ru/history.html
- С сайта http://vmf.net.ru/forums/viewtopic.php?p=12382&sid=6b743c81fd81fbffe39cd283fb7c59b4
- С сайта http://www.stratisc.org/SSP_6.htm
- С сайта http://www.newsru.com/arch/world/13nov2003/kamra.html
- С сайта http://www.airwar.ru/enc/spy/tu95rc.html
- С сайта http://www.zeka.ru/mil_bases/facts/camranh_about/print.html
Розин Александр.