![]() |
Н.В. Гастелло |
…Шёл пятый день войны. Даже ночью не спадала жара. Над аэродромом стояла непрочная тишина, и было трудно представить себе, что всего в 500 км на запад уже четверо суток не умолкают орудия. Тишину нарушил приказ из дивизии: «Двести седьмому полку в составе четырёх самолётов парами бомбардировать мотопехчасти противника, прорвавшиеся в район Молодечно-Радошковичи. Высота бомбометания 600—800 м. Маршрут: Смоленск, Борисов, Минск».
Между тем положение в полку сложилось тяжёлое — в нём оставалось всего несколько самолётов, поэтому решили использовать дальние бомбардировщики в роли ближних фронтовых без прикрытия истребителей. Иного выхода не было.
Вылет Гастелло вместе с напарником-заместителем, старшим лейтенантом Воробьёвым назначили после полудня. Обе машины, нагруженные боеприпасами, легко оторвались от земли. Видимость была прекрасной, и вот уже показался назначенный приказом район Радошковичи. Полотно шоссе, идущего на Минск, было заполнено непрерывным потоком автомашин и танков врага.
Самолёты Гастелло и Воробьёва пошли на снижение. Первая серия стокилограммовых бомб со свистом устремилась точно посреди скопления вражеской техники. Стрелки-радисты длинными очередями вели огонь из пулемётов, расстреливая пехоту, экипажи машин.
Задание было выполнено, но в эту минуту, словно опомнившись, загрохотали замаскированные вражеские зенитные пушки и крупнокалиберные пулемёты. И тогда произошло непоправимое — слишком небольшой была высота, на которой находился самолёт командира. Один из снарядов разорвался возле левого мотора. Стальные осколки насквозь пробили ничем не прикрытый бензобак. По плоскости стремительно потянулись серовато-чёрные полосы дыма. Мотор вспыхнул. Огонь мгновенно перебросился на крылья, начал приближаться к кабине. Все усилия Гастелло сбить пламя были тщетны. Самолёт запылал. Ещё можно было покинуть горящую машину — парашюты были у каждого. Но внизу, на земле — фашисты. И тогда плен…
Капитан Гастелло принял решение — погибнуть вместе с самолётом, нанеся им последний удар противнику.
Теперь уже не узнать, что сказал в то последнее мгновение Николай Францевич Гастелло. Но ясно одно — 19-летний штурман Анатолий Бурденюк, второй стрелок Григорий Скоробогатыйи радист Алексей Калинин знали о решении командира. Оно стало и их решением.
Всё произошло на глазах командира второго самолёта — заместителя Гастелло старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва и его штурмана Анатолия Рыбаса. Гастелло развернул охваченный пламенем бомбардщировщик и, резко снижаясь, пошёл вдоль шоссе. Дойдя почти до высоты бреющего полёта, самолёт летел над колонной. Калинин и Скоробогатый были ещё живы, их пулемёты в упор расстреливали вражескую пехоту. Бомбардировщик стремительно пронёсся от хвоста огромной колонны до её головы. Здесь он врезался в группу вражеских танков, стоявших у бензозаправщиков, раздался оглушительный взрыв, потом ещё несколько взрывов — по детонации рвались цистерны с бензином.
О подвиге Гастелло в полку узнали лишь рано утром 6 июля, когда на полевом аэродроме раздался голос московского диктора, читавшего сводку Совинформбюро. Месяц спустя, 26 июля 1941 г. вышел Указ о присвоении капитану Николаю Францевичу Гастелло звания Героя Советского Союза (посмертно). Те же, кто погиб вместе с ним, остались в тени — лейтенанты г.Н. Скоробогатый и А.А. Бурденюк лишь годы спустя были отмечены орденом Красного Знамени (посмертно), а старшего сержанта А.А. Калинина только в 1958 г. посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. Их имена до сих пор известны в основном военным историкам.
…Когда гитлеровские части покинули район Радошковичей, местные жители собрали обгорелые останки экипажа и, завернув их в парашютные купола, похоронили в братской могиле. Теперь на этом месте возвышается скромный обелиск.
Подвиг Гастелло и его экипажа повторили многие. Уже на второй день после тарана Николая Гастелло у польского города Грубещув воздух потряс мощный взрыв — это лётчик Д.З. Тарасов(с экипажем в три человека) направил свою горящую машину в фашистскую мотоколонну. В тот же день на территории Белоруссии в большой колонне гитлеровских танков взрывается бомбардировщик старшего лейтенанта И.З. Пресайзена. 4 июля 1941 г. у Пскова — капитан
А.В. Михайлов. 28 августа 1941 г. младший лейтенант И.Т. Вдовенко направил подожжённый самолёт на днепровскую переправу.
Всю войну и на протяжении многих послевоенных лет считалось, что первым таранил наземную цель экипаж бомбардировщика под командованием Гастелло. Но в результате поисков оказалось, что у них были предшественники. Ещё в первый день войны 22 июня 1941 г. старший лейтенант Пётр Степанович Чиркин, командир звена 62-го авиационного полка, через несколько часов после вторжения фашистов на нашу территорию таранил своим пылающим самолётом «Чайка» скопление неприятельских танков. Это же сделал капитан Григорий Храпай24 июня 1941 г. в районе Броды на реке Шара, а 25 июня 1941 г. — лётчик А.И. Авдеев и штурман П.Стреленко.
«Гастелловский подвиг» совершили четыре женщины. Это Любовь Ольховская, лейтенант, командир эскадрильи бомбардировочного полка, Лидия Егорова и Александра Полякова, посмертно награждённые орденом Красной Звезды, и Екатерина Зеленко, сбившая тараном фашистский самолёт-разведчик, удостоенная звания Героя Советского Союза.
Но списку героев, которых мы сегодня называем гастелловцами, положили начало ещё предвоенные годы. Во время сражения с белофиннами таранили наземные цели К.Н. Орлов, И.Д. Борисов, А. Марков, удостоенные в 1940 г. звания Героев Советского Союза. В боях на Халкин Голе прославился военком 150-го бомбардировочного полка батальонный комиссарМихаил Анисимович Ююкин, направивший свой горящий бомбардировщик на склад боеприпасов. Именно он был инструктором и наставником у Николая Гастелло…
Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных.
Война подходила к концу. 8 апреля 1945 г. за месяц до Победы в польском порту Халь, забитом фашистскими судами, раздался взрыв. Это старший лейтенант А.А. Романов направил свой бомбардировщик на вражеский эсминец.
Огненные пилоты… Известно более 500 таких экипажей, в их состав входило свыше 800 человек самых разных национальностей. Их таранные взрывы раздавались не только на нашей территории, но и при освобождении Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, на территории Германии, Восточной Пруссии, Финляндии. После совершения подвига, подобного Н. Гастелло, чудом остались в живых
16 человек. Среди них капитан М.Д. Гомон, старшие лейтенанты А.И. Гарбуз, А. Гатаулин, Н.П.Кочетков, лейтенанты С.И. Колыбин, Ю.А. Спицын, В.М. Трифонов, младший лейтенантК.Г. Киселёв, сержант Н.И. Дивиденко. После госпиталя они вернулись в строй.
К сожалению, из пятисот лётчиков и командиров экипажей за свой подвиг удостоены звания Героя Советского Союза лишь около 70 человек, 50 пилотов награждены орденом Красного Знамени, 6 — орденом Ленина, 40 — орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны, остальные не удостоены никаких наград…
Советуем прочитать
Акишин А.А. Командир голубой двойки. М., 1965.
Побратимы Николая Гастелло. М., 1995.
Щуцкий С. Герой Советского Союза Николай Гастелло. Минск, 1952.
Гастелло Н.Ф. Рассказ о брате. М., 1977.
Гастелло Ф.П. Герой Советского Союза капитан Н. Гастелло. М., 1941.
Коваленко А.П. Вершины мужества. М., 1995.