В 1967 году на киностудии «Мосфильм» шли пробы к картине «Дворянское гнездо». Режиссер фильма, Андрей Кончаловский никак не мог найти на роль Лизы тургеневскую барышню. И друг он совершенно случайно встретил в коридоре киностудии Ирину Купченко. Кончаловский сразу понял, что именно она должна стать Лизой, он даже не посмотрел на то, что у Купченко вообще нет опыта киносъемок – она только что окончила театральное.
Купченко появилась на свет в Вене, где служил ее отец, военный летчик, потом семья переехала в Киев. Там маленькая Ирина ходила в школу танцев и грезила о балете. Но из-за высокого роста (1, 75 см) будущую звезду экрана в балет не взяли. Расставшись с мечтой о балете, Купченко записалась в операторский кружок. Так она «заболела» кинематографом. Но связать жизнь с кино не позволяли родители, и Ирина поступила в Киевский университет на факультет иностранных языков. Однако через год, убедившись, что языки – это не ее, Купченко покинула ВУЗ. Когда умер отец Ирины, семья перебралась к родне в Москву, где Купченко с первого раза поступила в «Щуку». Сразу после «Щуки» Купченко попала на пробы картины «Дворянское гнездо».
Съемки в фильме «Дворянское гнездо» принесли в личную жизнь Купченко крутые перемены. В то время Кончаловский был женат на актрисе Наталье Аринбасаровой. Пикантность ситуации заключалась в том, что партнершей по съемкам у Купченко была другая дама сердца режиссера – польская актриса Беата Тышкевич, хотя Кончаловский утверждает, что на тот момент отношения с Беатой были закончены. Роман Купченко и Кончаловского был скоротечным, и так бы и остался никому неизвестным, если бы сам Кончаловский весьма откровенно не рассказал об этой связи в своей книге. Купченко комментировать книгу не стала, зато о произведении Кончаловского жестко высказался ее супруг, Василий Лановой.
В одном из интервью Василий Семенович сказал:– Раньше после таких откровений люди становились руконеподаваемыми.
После расставания с Кончаловским, еще во время съемок картины «Дворянское гнездо» Ирина познакомилась с художником Николаем Двигубским. Для тех лет Николай был личностью весьма неординарной. Он был сыном русских эмигрантов и появился на свет в Париже. В СССР он попал, когда ему было уже 18. Николай тогда практически не говорил по-русски, стильно одевался и, естественно, привлекал внимание девушек.
Николай был частым гостем в доме Сергея Михалкова и дружил с Кончаловским. В доме собиралась золотая молодежь того времени, вхожа была сюда и Купченко.
Первой женой Двигубского была Жанна Болотова, но они вскоре развелись. На съемках «Дворянского гнезда» Николай встретил Купченко. Их роман развивался стремительно, и после окончания работы над картиной они поженились. Однако ровно через год брак развалился. О причинах разрыва актриса не рассказывает. Кстати, женой Двигубского была не только Болотова, и Купченко, но и Аринбасарова.
Вскоре Кончаловский уехал на Запад, и Двигубский последовал за ним. За границей Николай женился на состоятельной француженке. Но талантливого художника словно начал преследовать злой рок. Когда-то самоубийством покончил жизнь его отец, а 2008 году застрелился и сам Двигубский. Как рассказывала его дочь, Двигубский очень страшился старости, он боялся потерять свою природную красоту, стать и силу, потерять возможность работать и стать беспомощным. Он уговаривал уйти вместе и свою жену, но она оказалась не готова к самоубийству. В результате все равно привел свои замыслы в действие. Вместо предсмертной записки он оставил близким свой автопортрет.