Сон современного человека невозможно представить без матраца, подушек и постельного белья. Основная проблема заключается в выборе, в котором всегда поможет каталог постельного белья: простенькое повседневное или роскошное праздничное белье, однотонное или со всевозможными орнаментами, цветовыми комбинациями и украшениями и т.д. Конечно же, так было не всегда. Когда-то давно, во времена наших предков не существовало даже кроватей, а спали они, в лучшем случае, на обычных листьях или соломе, собранной в кучу и ничем не накрытой.
Проследить историю возникновения постельного белья не так просто: не все эпохи оставили о себе подобные сведения. Первые упоминания о постели встречаются в рукописях древнеримских историков. Великая империя, известная своей роскошью, красотой и новаторскими достижениями, не могла оставить без внимания такую важную деталь, как постельное белье. Известно, что уже в 4 веке до н.э. на кровати стелили матрацы, набитые заячьей шерстью. Застилали кровать «на каждый день» шелковым бельем, а «для любви» – льняными простынями, обязательно с вышитыми на них розами, сатирами или персиками. Древние римляне считали, что такая постель придает любовникам сил.
Далее история умалчивает о «постельных» предпочтениях людей. До 15 столетия можно встретить лишь краткие описания постельного белья, использовавшего, в основном, в зажиточных домах и замках. Позже, в эпоху Возрождения, в Европе было принято застилать кровать белой тканью, украшенной кружевом или такой же, белой, вышивкой. Сложные разноцветные вышивки, отображающие разнообразные сюжеты, вошли в моду в период Барокко и Рококо. Популярность самого постельного белья началась со знатной дамы мадам де Помпадур. А теперь обо всем по порядку.
15-17 века. Мода на постельное белье берет свое начало в Италии. В эпоху Ренессанса оставался популярным белый домашний текстиль: полотенца, скатерти, салфетки, простыни. Однако такое белье считалось непозволительной роскошью для большинства людей, поэтому доступны такие вещи были только знатным и богатым особам. Такая ситуация сохранялась вплоть до 18 века. В 16 веке в качестве украшений использовали тканые узоры, в основном, на голландском текстиле. На постельном белье можно было увидеть вытканное имя хозяина (заказчика); мастера, который ткал белье; название местности, где оно было пошито; и даже стихотворения по поводу знатного события или даты. Такие вещи были особо ценными, так как делались в единственном экземпляре. В 17 веке моду на постельное белье диктовала Голландия, Амстердам стал центром по изготовлению льняного и шелкового белья. В 18 веке эстафету перехватила Саксония. Постель не всегда стелили так, как сейчас. Известно, что в 17 веке использовали волосяные матрацы; застилали кровать, как минимум, тремя простынями, также обязательным было множество подушек разных размеров в наволочках. Одну простынь стелили на матрац, вторую – подкладывали под одеяло, третью – пришивали или пристегивали к одеялу (современный пододеяльник появился лишь во второй половине 20 века). Кровати купцов, зажиточных крестьян и мещан иногда закрывали занавесью (подзор), которую часто украшали кружевом или вышивкой.
18 век. Постельное белье становится доступным среднему классу, что приводит к еще большей его популярности и востребованности. В это время распространяется мода на белое дрезденское кружево (ажурная вышивка в стиле рококо), которым украшали простыни и другой домашний текстиль. Настоящие произведения искусства создавались мастерицами монастырей для богатых домов. Такая мода дошла и до России, Петр Великий даже пригласил фламандских монахинь с целью обучения девочек-сирот особому искусству плетения кружева. Очень сильно прославились кружевные, кисейные и батистовые пологи для кроватей, сотканные мастерицами Орловской губернии, – их даже отправляли в Турцию и Англию.
19 век. Вышивку сменяет мода на белые узоры, вышитые гладью на ткани такого же цвета. Особо знаменитой в этом мастерстве стала Швейцария. В России в это время расширяется производство высококлассного белья из льна. Льняные салфетки и скатерти, произведенные в России и ставшие своеобразным символом, до сих пор не потеряли своей актуальности в зарубежных странах.
20 век. Полотенца, скатерти, салфетки и простыни начинают украшать по краям большими белыми цветами, букетами и орнаментами. На домашний текстиль знатных домов принято было наносить монограмму, вензель или герб владельца. Постельное белье окончательно перестало быть доступным только богатым и знатным домам, оно стало неотъемлемой частью каждого дома и учреждения. Кроме того, постельное белье, подушки, перины и прочее домашнее убранство стали обязательной частью приданого невесты. Некоторые образцы рукодельного искусства становились гордостью семьи и передавались из поколения в поколение. Считалось, что у хорошей хозяйки должен быть приличный запас постельного белья, поэтому оно покупалось впрок.
Вместе с появлением пододеяльника постельное белье упрощается и формируется известный нам комплект для одного человека: одна наволочка, простыня и пододеяльник. Основное внимание стало уделяться чистоте и гигиене, поэтому постельное белье стало повседневной мелочью и отошло на второй план, отдав главную роль покрывалам, накидкам и наволочкам. Теперь вышивка, кружева и узоры наносились на то, чем накрывали постель.
Современность. Что из себя представляет современное постельное белье? Это изделия из разнообразных тканей, в основном, натуральных: ситец, батист, креп-гофре, фланель, махра, шелк, бязь и др. Чаще всего белье покупают комплектом. На упаковке комплекта (или на бумажном вкладыше) указывается состав ткани (например, сатиновое постельное белье), комплектация, размеры белья и рекомендации по уходу за постельным бельем.
Постельное белье сегодня можно найти на любой вкус, главное – уметь выбрать качественные изделия. Чем отличается качественное постельное белье? Оно хорошо пропускает воздух, т.е. позволяет телу «дышать», и обладает хорошей гигроскопичностью, т.е. способностью впитывать влагу. Такие простыни и наволочки подарят тепло зимой и прохладу – летом. К тому же, белье должно быть прочным и практичным: хорошо стираться, быстро сохнуть и легко гладиться. Ведь наша кожа даже ночью продолжает выделять продукты обмена веществ (проще говоря, пот), которые впитываются в постель. Поэтому, чтобы избежать распространения микробов и вредных бактерий, постельное белье необходимо часто менять. Обычно на одну кровать хватает трех комплектов белья: на одном человек спит, второй стирается, сохнет или ждет глажки, а третий – лежит про запас.
Разнообразие постельного белья не сводится к размеру, расцветке и ткани. Существует также множество моделей. Например, простынь может иметь обычную прямоугольную форму с застроченными краями, а может – резинки по периметру или по краям для современных матрацев (такая простынь не будет скользить, скатываться и мяться). Наволочка может быть традиционной (клапан-запах), а может иметь пуговицы или застежку-молнию. Пододеяльник также бывает с прорезью или с застежкой разной длины.
Сегодня постельное белье утратило свой минимализм и исключительную функциональность. Оно создается не только для сна, но и для нашего настроения, удовольствия и даже для нашего интерьера. Мода в текстильной отрасли хоть и не такая стремительная, как в других сферах (одежда, интерьер), но все же каждый год предлагает что-то новенькое. Например, сейчас заметной остается тенденция к восточным и этническим элементам. Популярными стали контрастные, яркие и насыщенные цвета, крупные рисунки и принты. А кружево, вышивка и рюши остались в прошлом. Замечены также некоторые предпочтения людей в зависимости от пола: женщины склонны покупать белье спокойных, нежных тонов с мелким рисунком и украшениями, а мужчины – холодных оттенков с геометрическими фигурами и узорами.
Решение, следовать моде или нет, каждый принимает сам. Главное – чтобы постельное белье приносило Вам комфорт, уют и хорошее настроение.