17 мая 1984 года – на военно-морских складах в Североморске произошли пожар и серия взрывов. Погибли люди.
В мае 1984 года взорвались склады боеприпасов Северного флота на губе Окольной, в нескольких километрах от Североморска. К счастью, не произошло самого страшного — детонации ядерных зарядов, хранившихся на этой же базе, однако над городом поднялся гриб (такой же, как при атомном взрыве), а в небо взлетели неуправляемые ракеты. За короткое время была уничтожена почти половина флотского запаса стратегических ракет, торпед и мин. Первый взрыв произошел на складе, где хранилось около 500 боеголовок для зенитных ракет,затем начали самопроизвольно запускаться стартовые ускорители ракет. Они разлетались над базой, но большинство все же ушло в сторону от Североморска — в сопки. Гриб же скорее всего появился в результате одновременного подрыва колоссального количества взрывчатых веществ на одном из складов. Ущерб флоту и городу был причинен гигантский. А по возможным последствиям это был один из самых серьезных инцидентов в истории отечественного флота. На улицах началась настоящая паника. Из воспоминаний очевидца: “По улицам бежали женщины с детьми на руках, многие полуодетые, в домашних халатах и тапочках; вперемешку с ними и мужчины, кое-кто в форме, что придавало картине особо жуткий драматизм. Лезли на лестницы (по-североморски, трапы), ведущие вверх, на сопки. Кто-то падал, его поднимали, хватали под руки, тащили. Машины сплошным потоком тянулись из города. Забитые до отказа, все-таки останавливались, забирали детей, которых матери буквально впихивали в чужие руки. Крик, плач, ругань – и все перекрывающий грохот и вой “вулкана” Окольной. Черный, с оранжево-багровой шапкой гриб, встав во весь свой исполинский рост, замер на какое-то мгновение, качнулся на город, но потом стал медленно оседать в сторону тундры, океана.” По городу неслись два разноцветных человеческих потока. Черный, состоящий из офицеров, к причалам, где были пришвартованы боевые корабли; и пестрый, из женщин и детей, к выезду из Североморска. Среди них, правда, были и мужчины, просто-напросто убегавшие с места службы. Происходящее больше всего напоминало начало третьей мировой войны, причем по худшему ее сценарию — ядерному. Суда в срочном порядке начали выходить в море — подальше от города. У причала остался только крейсер «Киров» с наиболее совершенной на тот момент системой противовоздушной обороны. Он прикрывал от неуправляемых ракет город, а также атомную подводную лодку, в шахты которой в тот момент загружали ракеты с ядерными боеголовками. Еще несколько подводных атомоходов, которые при взрыве стояли у самой базы на Окольной, удалось отвести буксирами. Трудно предположить, что бы случилось, если бы обезумевшая ракета угодила в одну из этих лодок. Пожар на складах тушили 5 — 7 дней. К счастью, остались невредимыми ядерные заряды, которые содержались там же, на Окольной. И хотя специалисты говорят, что взорваться они в принципе не могли (таковы условия их хранения), существовал риск «грязного» заражения территории. Впрочем, жителям Североморска откровенно повезло, что ветер, дувший от города, унес ядовитое облако, образовавше-еся в результате сгорания ракетного топлива. При неблагоприятном стечении обстоятельств жертвами химического заражения могли стать тысячи. По официальным же данным, погибли только два человека, караульный матрос Рамиз Джабраилов и капитан 3-го ранга Виктор Садовлахов.
В итоге виновными были признаны матросы, якобы курившие на посту, а также их командиры. Эксперты, впрочем, не уверены, что брошенный не в том месте окурок мог стать причиной взрыва: все боеприпасы хранились в непрогораемой оболочке.
На этот раз «разбор полетов» был довольно суровым и по отношению к высокопоставленным военнослужащим. Первыми под удар попали офицеры, после взрыва бежавшие из Североморска. Бдительный сотрудник особого отдела, дежуривший на КПП, сумел переписать номера всех выезжавших машин. Позже с владельцев этих автомобилей (среди них, кстати, оказалось немало политработников) полетели погоны. Затем началась проверка всего Северного флота Главной инспекцией министра обороны СССР. Уже сам факт визита инспекторов в Североморск говорил о скорых кадровых перестановках в руководящем звене флота. Так и вышло, в 1985 году был отстранен от должности тогдашний командующий Северным флотом Аркадий Михайловский. Это, правда, не спасло от дальнейших трагедий на флоте, в первую очередь от катастроф на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск», повлекших гибель сотен моряков.
В мае 1984 года взорвались склады боеприпасов Северного флота на губе Окольной, в нескольких километрах от Североморска. К счастью, не произошло самого страшного — детонации ядерных зарядов, хранившихся на этой же базе, однако над городом поднялся гриб (такой же, как при атомном взрыве), а в небо взлетели неуправляемые ракеты. За короткое время была уничтожена почти половина флотского запаса стратегических ракет, торпед и мин. Первый взрыв произошел на складе, где хранилось около 500 боеголовок для зенитных ракет,затем начали самопроизвольно запускаться стартовые ускорители ракет. Они разлетались над базой, но большинство все же ушло в сторону от Североморска — в сопки. Гриб же скорее всего появился в результате одновременного подрыва колоссального количества взрывчатых веществ на одном из складов. Ущерб флоту и городу был причинен гигантский. А по возможным последствиям это был один из самых серьезных инцидентов в истории отечественного флота. На улицах началась настоящая паника. Из воспоминаний очевидца: “По улицам бежали женщины с детьми на руках, многие полуодетые, в домашних халатах и тапочках; вперемешку с ними и мужчины, кое-кто в форме, что придавало картине особо жуткий драматизм. Лезли на лестницы (по-североморски, трапы), ведущие вверх, на сопки. Кто-то падал, его поднимали, хватали под руки, тащили. Машины сплошным потоком тянулись из города. Забитые до отказа, все-таки останавливались, забирали детей, которых матери буквально впихивали в чужие руки. Крик, плач, ругань – и все перекрывающий грохот и вой “вулкана” Окольной. Черный, с оранжево-багровой шапкой гриб, встав во весь свой исполинский рост, замер на какое-то мгновение, качнулся на город, но потом стал медленно оседать в сторону тундры, океана.” По городу неслись два разноцветных человеческих потока. Черный, состоящий из офицеров, к причалам, где были пришвартованы боевые корабли; и пестрый, из женщин и детей, к выезду из Североморска. Среди них, правда, были и мужчины, просто-напросто убегавшие с места службы. Происходящее больше всего напоминало начало третьей мировой войны, причем по худшему ее сценарию — ядерному. Суда в срочном порядке начали выходить в море — подальше от города. У причала остался только крейсер «Киров» с наиболее совершенной на тот момент системой противовоздушной обороны. Он прикрывал от неуправляемых ракет город, а также атомную подводную лодку, в шахты которой в тот момент загружали ракеты с ядерными боеголовками. Еще несколько подводных атомоходов, которые при взрыве стояли у самой базы на Окольной, удалось отвести буксирами. Трудно предположить, что бы случилось, если бы обезумевшая ракета угодила в одну из этих лодок. Пожар на складах тушили 5 — 7 дней. К счастью, остались невредимыми ядерные заряды, которые содержались там же, на Окольной. И хотя специалисты говорят, что взорваться они в принципе не могли (таковы условия их хранения), существовал риск «грязного» заражения территории. Впрочем, жителям Североморска откровенно повезло, что ветер, дувший от города, унес ядовитое облако, образовавше-еся в результате сгорания ракетного топлива. При неблагоприятном стечении обстоятельств жертвами химического заражения могли стать тысячи. По официальным же данным, погибли только два человека, караульный матрос Рамиз Джабраилов и капитан 3-го ранга Виктор Садовлахов.
В итоге виновными были признаны матросы, якобы курившие на посту, а также их командиры. Эксперты, впрочем, не уверены, что брошенный не в том месте окурок мог стать причиной взрыва: все боеприпасы хранились в непрогораемой оболочке.
На этот раз «разбор полетов» был довольно суровым и по отношению к высокопоставленным военнослужащим. Первыми под удар попали офицеры, после взрыва бежавшие из Североморска. Бдительный сотрудник особого отдела, дежуривший на КПП, сумел переписать номера всех выезжавших машин. Позже с владельцев этих автомобилей (среди них, кстати, оказалось немало политработников) полетели погоны. Затем началась проверка всего Северного флота Главной инспекцией министра обороны СССР. Уже сам факт визита инспекторов в Североморск говорил о скорых кадровых перестановках в руководящем звене флота. Так и вышло, в 1985 году был отстранен от должности тогдашний командующий Северным флотом Аркадий Михайловский. Это, правда, не спасло от дальнейших трагедий на флоте, в первую очередь от катастроф на подводных лодках «Комсомолец» и «Курск», повлекших гибель сотен моряков.











