В своей рубрике «Музы великих» я хочу рассказать о женщине, которая, не отличаясь ни нравственностью, ни душевной чистотой, тем не менее ассоциируется у нас с совершенно неземным, ангельским созданием!
Такова сила гения, что полюбив это легкомысленное существо, мастер наделил ее божественными чертами, и вот уже несколько сотен лет ее идеальное изображение украшает дворцы и музеи мира, заставляя наши сердца трепетать от восторга перед ее неземной красотой.
Я бродила по залам знаменитой Дрезденской Галереи, любуясь ее многочисленными шедеврами. Только что я восхищалась полотном Дюрера, а перейдя в соседний зал, стояла,потрясённая,перед картинами так любимых мною Ботичелли и Пинтуриккьо. Эль Греко сменял Брейгеля, затем наступал черёд Тинторетто и Тициана. Но сердце мое предвкушало долгожданную встречу с ней, несравненной «Сикстинской Мадонной», которая, наряду с Джокондой, является, наверное, самым знаменитым полотном, созданным человеческим гением.
Долго стояла я перед ней, всматриваясь в ее божественные черты, не в силах оторвать взгляда от этого непорочного лица, от этих безмятежных глаз и ангельской кротости Мадонны.Удивительно, но небесный облик непорочной Девы списан с создания, далеко не ангельского. Кто же она, избранница гения, сумевшая завоевать его сердце. Прообразом Мадонны, изображённой на полотне великого Рафаэля, стала Маргарита Лути – самая сильная и отчаянная любовь прекрасного художника.
Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в Урбино в семье придворного поэта и живописца Джованни Санти. Мать его рано умерла, а когда Рафаэлю было 11, умер и отец. Ребёнок остался на попечении дядюшек.Юноша начал учиться живописи, сначала в родном Урбино, потом в 1500 году переехал в Перуджу и поступил на обучение к одному из самых знаменитых художников Возрождения Перуджино. Ранний период творчества Рафаэля так и называется – перуджинский. В 1504 году он вместе со своим прославленным учителем перебирается во Флоренцию и начинает создавать свои шедевры. Под впечатлением от его Мадонн папа Римский Юлий ll приглашает его в Рим для росписи парадных апартаментов в Ватикане.Так начался новый период в его жизни – этап славы и всеобщего поклонения. Это было время пап-меценатов, когда в Ватикане царили, с одной стороны, страшный разврат, а с другой – преклонение перед искусством. В 1514 году Папа назначил Рафаэля главным архитектором собора Святого Петра. Рафаэль в те годы был красив и статен, с утонченными чертами лицами и темными кудрявыми волосами. Им восхищались первые римские красавицы, знатные женщины становились его любовницами. Вскоре богатый банкир Агостино Чиги пригласил художника расписать стены своего дворца Фарнезино. Рафаэль быстро написал две фрески, а для третьей «Амур и Психея» никак не мог найти натурщицу. Однажды он прогуливался по парку и увидел там девушку поразительной красоты. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. Она стояла, прислонившись к дереву, вся облитая дождем лучей яркого полуденного солнца. Восхищенный Рафаэль узнал, что зовут девушку Маргарита Лути и что она дочь хлебопёка.
«Я нашёл наконец свою Психею!». – подумал Рафаэль и пригласил прекрасную булочницу в свою мастерскую. Он предложил ей позировать для картины, но она сказала, что надо сначала заручиться разрешением отца и жениха. При упоминании о женихе Рафаэль загрустил, но девушка объяснила, что он простой пастух, да и замуж она выходит потому, что просто стыдно уже оставаться в девицах в 17 лет. Рафаэль сказал ей, что с ее чудными глазами и дивными волосами она должна принадлежать не меньше, чем принцу крови. Он предложил ей в подарок золотое ожерелье, купленное им накануне для одной знаменитой куртизанки. Форнарина ( от лат. Forno – печь) от подарка скромно отказалась, но согласилась купить его … за 10 поцелуев. И покупка состоялась, да не за 10, а за 100 поцелуев! Этой девушке суждено было стать главной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но теперь его сердце принадлежало только прекрасной Форнарине. Он отправился к отцу девушки и тот за 3000 золотых позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Все дни и ночи Рафаэль проводил рядом со своей возлюбленной, предаваясь любовным утехам. Когда ученики предупреждали его об опасности, которую таит неумеренная любовь, он отмахивался от них со словами: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает любим! Любовь удваивает гения! Вы увидите, какие картины я напишу с Маргариты! Само небо послало мне ее!»
Его совершенно околдовало ангельское личико дочери хлебопёка. Сколько раз, ослеплённый любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он написал с неё множество своих шедевров, создавая образы Мадонн, которым впоследствии будут поклоняться во всем мире многочисленные почитатели его таланта.
Не скупясь на расходы, Рафаэль нашёл для своей возлюбленной красивую виллу, купил ей дорогие одежды и осыпал драгоценностями. В течение года они почти не расставались. Рафаэль забросил работу во дворце Фарнезино и хозяин дворца банкир Агостино Чиги предложил ему перевезти девушку в Фарнезино, чтобы ничего не отвлекало мастера от работы. Рафаэль, счастливый от того, что сможет соединить свою любовь с работой, с жаром принялся за росписи стен, оставляя Форнарину одну на целый день. Здесь то и застал ее банкир Чиги, умоляя девушку стать его любовницей и пообещав осыпать ее дорогими подарками. Падкая на богатство Маргарита с жаром приняла его в свои объятия. Вскоре стало известно еще об одном романе любвеобильной булочницы. Она затащила к себе в постель юного ученика Рафаэля Карло Тирабоччи. Преданные ученики великого мастера посчитали это за оскорбление и вызвали юношу на дуэль. Злосчастный Карло был убит ударом шпаги, но Маргариту уже было не остановить и она начала заводить многочисленные любовные связи. Рафаэль старался закрывать глаза на похождения своей « маленькой Форнарины», будто не знал, что его прекрасная Булочница стала одной из самых известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали, какие муки терзали сердце их великого создателя. Именно в это время он написал свой шедевр «Сикстинская Мадонна», навеки запечатлев на нем свою ветреную возлюбленную. Жажда любви и жарких объятий куртизанки расшатали здоровье гениального художника. Он обратился к врачам и ему поставили диагноз – резкое истощение организма. По обычаю того времени лекари лечили его кровопусканием, но от него измученному художнику становилось только хуже. Папа Лев X, узнав о его болезни, послал ему своё благословение. Его посланец застал у постели умирающего распутную Маргариту и повелел ей удалиться, ибо не мог передать послание Папы в присутствии такой особы.
Гениальный художник скончался в Великую Пятницу 6 апреля 1520 года, в день своего рождения. Ему было всего 37 лет. Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки великих людей Италии. По завещанию он оставил Маргарите достаточно, чтобы она могла вести честную жизнь, но она, познав беспечную жизнь и используя покровительство самых известных мужчин Рима, не захотела что-либо менять в своей жизни и стала одной из самых знаменитых в городе куртизанок. Маргарита умерла в монастыре, но причина и дата смерти ее неизвестны.
В мире много прекрасных женщин, но именно любовь гения и вдохновение великого мастера сделали из обычной смазливой Булочницы прекрасную Мадонну, парящую в небесах и взирающую на нас с гениального полотна Рафаэля.