Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 в Харькове. «Всего пять с половиной лет я прожила „до войны“, — вспоминает актриса. — Еще утром мы были в лесу на прогулке. Нарвали ромашек и сиреневых колокольчиков… Все оборвалось мгновенно, неожиданно». Отец Людмилы ушел на фронт добровольцем.
Осенью 1944 Людмила Гурченко поступила в музыкальную школу-семилетку им. Бетховена. Новый 1945 десятилетняя Люся встречала с мамой в ремесленном училище.
В 1953 Л.Гурченко поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии на курс С.Герасимова и Т.Макаровой. Через пять лет окончила институт и до 1964 работала в Театре-студии киноактера. С 1964 по 1966 — актриса театра «Современник».
В этом театре Л.Гурченко играла в основном второстепенные роли, участвовала в массовых сценах. «Работа в „Современнике“ меня многому научила — знать свое место, уметь быть шестым лебедем справа», — призналась она в одном из интервью.
В 1956 Э.Рязанов предложил третьекурснице Л.Гурченко главную роль в новом фильме. Студентка ВГИКа прошла пробы. Новый фильм назывался «Карнавальная ночь». (История создания фильма) Режиссер картины вспоминает: «Талия у Гурченко была тонкой до неправдоподобия. А темперамент бил во все барабаны». Съемки длились всего пять месяцев. Премьера состоялась 28 декабря.
// ]]>
Оглушительный успех, триумф. Песенка о пяти минутах вмиг облетела страну. Л.Гурченко зарекомендовала себя как актриса с яркими вокально-эстрадными данными.
В 1958 ее талант блестяще проявился в другом фильме — с подчеркнуто музыкальным названием — «Девушка с гитарой». Сама Л.Гурченко говорит, что «Карнавальная ночь» — это итог двадцатилетней жизни с родителями: «Такой я и пришла на экран: искренней, верящей в добро, жизнерадостной, полной сил».
В 1960-е Л.Гурченко снимается в фильмах «Гулящая» (1961), «Человек ниоткуда» (История фильма). (1961), «Женитьба Бальзаминова» (История создания фильма) (1964), «Рабочий поселок» (1966), «Строится мост» (1966). В основном, это роли второго плана, не принесшие актрисе популярности, но, безусловно, пополнившие ее творческий багаж.
В 1970-е музыкальные фильмы с участием Гурченко выходят буквально один за другим. В 1972 году она снялась в фильме «Табачный капитан», в 1973-м — в картине «Цирк зажигает огни», на следующий год — в «Соломенная шляпка» (Как снимали фильм), , в 1975 году — в «Небесных ласточках» (Как снимали фильм), а еще через год в картине «Мама» (Как снимали фильм).
Фильмы «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Сибириада» (1978) — иного плана. В них Л.Гурченко в первую очередь драматическая, почти трагическая актриса. Сознательно снят штамп «эстрадной певицы». Игра Л.Гурченко интимна, доверительна.
Фильм П.Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» (История создания фильма) снят в 1981. Маргарита Сергеевна — Л.Гурченко — одинокая женщина, верящая в любовь и счастье, несмотря на причуды, выходки судьбы. Самой актрисе роль кажется не вполне удачной, так как вынужденная подчиняться воле режиссера, она, по ее словам, не сумела передать все оттенки настроений и грани характера своей героини.
В «Вокзале для двоих» (История создания фильма)(1982) Людмила Гурченко блестяще сыграла в дуэте с Олегом Басилашвили. За роль Веры актриса получила премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. Вера-Гурченко — официантка провинциального привокзального ресторанчика.
Любовь преображает ее, пробуждает в ней женщину — ранимую, чуткую, нежную. На наших глазах происходит чудо. Вторая совместная после Карнавальной ночи работа Л.Гурченко с Э.Рязановым тоже своего рода рождественская сказка — трогательная и веселая.
1984 год «Любовь и голуби» (История создания фильма) — Раиса Захаровна «Роковая женщина», после встречи с которой на знойном юге главный герой уходит из семьи.
В фильме «Магистраль» у Л.Гурченко короткий эпизод. Три-четыре актерских штриха. Хорошо одетая женщина входит в приемную железнодорожного начальника.
Выясняется, что этой изящной, элегантной женщине нужны… цистерны. Но их нет, и она вдруг начинает плакать. Не важно, притворен ли ее плач или отсутствие этих проклятых цистерн для нее личная драма. Ясно одно: в этой небольшой роли — глубокий человеческий характер.
Режиссер этого киноленты В.Трегубович в 1973 пригласил Л.Гурченко сняться в фильме » Старые стены», где она впервые сыграла «возрастную» роль. Безусловно, актриса шла на риск. Ведь, если она и оставалась в памяти зрителей, то только как голосистая девушка из Карнавальной ночи. В «Старых стенах» она должна была состарить себя.
Но сомнения и страхи не оправдались — эта роль открыла для Л.Гурченко новые пути. Свою роль в этой картине она строит на контрастах. Ее героиня «геометрически» ясна в служебной сфере — «чистота и порядок». Она подтянута, целенаправленна, точна и взыскательна. В личной жизни — мягка, нерешительна.
В конце 1990-х Гурченко возвращается на театральные подмостки. В спектакле «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» (реж. А.Житинкин, Театр Сатиры) Инна-Л.Гурченко и чарующе-обворожительна, и нестерпимо цинична, и пронзительно исповедальна. Она может быть комичной до пародии, до шаржа и вдруг стать беспомощной, слабой.
Музыкальный проект Л.Гурченко «Бюро счастья» (реж. А.Житинкин, 1998) — реализовавшаяся мечта актрисы о создании мюзикла. Последние по времени театральные работы Л.Гурченко — Мадлен, спокойно! (2001) и Недосягаемая (2001). В 2000 актриса снялась в фильме Э.Рязанова «Старые клячи».
Всю творческую карьеру Л.Гурченко сопровождает концертная деятельность. Сценическое шоу Л.Гурченко — это спектакли одного актера, где она и сценограф, и костюмер, и режиссер. Большой популярностью пользуются также ее музыкальные альбомы «Песни войны» и «Любимые песни». «Песни и мелодии я всегда схватывала на лету. Я их чисто пела, еще не научившись говорить», — пишет актриса в своей первой книге Мое взрослое детство, опубликованной в 1983.
Л.Гурченко — это шальной взгляд и балетная стать, блеск изящества и неподражаемая улыбка. Умение жить и дерзко смеяться в лицо невзгодам — главная сыгранная и прожитая ею тема. Артистизм, юмор, тонкость нюансировки, ироничная и открытая манера игры.
Вот что говорит сама актриса о своей работе над ролью: «Сначала это ворох восхищенных интонаций, неосознанных обрывков услышанного. Короче, сразу одеваешься в роль. Приходишь в такое возбуждение, испытываешь такой замечательный эмоциональный подъем! Ну что за профессия такая распрекрасная! А потом вдруг трезвеешь.
Наступает прозрение. Это жестокая метаморфоза. И начинаешь разрываться между прежним радужным многообещающим замыслом и тем, что обнаружила, когда окунулась в роль».
Отношения с актерами и режиссерами
Многие из тех, с кем доводилось работать Людмиле Марковне, отмечали ее невероятную работоспособность, одержимость профессией. Олег Басилашвили, снимавшийся с Гурченко в фильме Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» рассказывал: «…пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни — это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках нашего фильма «Вокзал для двоих» — я ей по гроб жизни буду благодарен! Т.е. я думал, все иначе выглядит на площадке. Вот, такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически, я никогда не встречал. Она меня очень многому научила, я ей за это очень благодарен!».
Очень теплые дружеские отношения сложились у Людмилы Марковны и с братьями Андроном Михалковым-Кончаловским и Никитой Михалковым. В 1978 году вышел фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров», где она играла в паре со Станиславом Любшиным, и в том же году с участием Гурченко появился фильм Кончаловского «Сибириада» (История создания фильма).
С Никитой Михалковым актриса снималась и в других фильмах, в частности в том же «Вокзале для двоих». Людмила Марковна заявляла, что готова откликнуться на первый же его зов. Кто же еще, по словам актрисы, примет ее «со всеми ее потрохами, эклектикой и чечеткой»?. Ведь не случайно ее прозвали женщиной-фейерверком.
В 90-е годы, годы развала советского кинематографа, актриса снималась реже. Мало предлагалось хорошего материала, и актрисе приходилось подходить к ролям более избирательно. Актриса искусно повторяла прежние образы («Прохиндиада-2», 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью («Нелюдь», 1990; «Белые одежды», 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы («Послушай, Феллини!..», 1993) или музыкальный бенефис («Люблю», 1993).
В поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру. В 1996 году она появилась на сцене в спектакле «Недосягаемая», поставленном режиссером Л. Трушкиным по произведению С. Моэма. Здесь ее талант проявился с новой стороны. Она предстала на сцене как бы символом одиночества «женщины средних лет» в «романтическом фарсе».
В личной жизни актрисы было достаточно драм и разочарований. Первым ее мужем был человек непростой судьбы, красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Б. Пильняка и двоюродный брат знаменитого грузинского режиссера Шенгелая. Через три года студенческий брак распался. Гурченко осталась одна. Их дочь Маша не стала связывать свою судьбу с кинематографом, выучившись на медсестру.
Со вторым мужем Иосифом Кобзоном Гурченко также рассталась и впоследствии не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Актриса утверждала, что он у нее теперь вызывает «одно чувство — глубокой иронии».
Со своим последним мужем, Сергеем Сениным Гурченко познакомилась во время съемок фильма «Секс-сказка» по Владимиру Набокову, где он был продюсером. Потом они вновь встретились на съемках фильма «Любовь». Когда съемки завершились, они решили больше не расставаться. Так они и прожили вместе до последних дней актрисы..
Несмотря на свой возраст Людмила Марковна и в последние годы своей жизни регулярно появлялась на экране, она по-прежнему оставалась любима миллионами простых зрителей и была уважаемв ведущими мастерами отечественного кино. Ее называли русской Марлен Дитрих, сравнивали с Любовью Орловой.
О ее внешности ходили легенды. И в 60 и в 70 лет она была изящна и легка. Секрет ее молодости видимо заключался в ее неуемной энергии. Людмила Марковна всегда все хотела получать по максимуму. И потому успела так много…
Источник: www.rusactors.ru
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Людмила Гурченко умерла дома. Артистке внезапно стало плохо — и родные вызвали скорую помощь. Вызов поступил в среду, 30 марта, в 18.48. Через московские пробки медики добрались до проживания актрисы поздно. Им пришлось лишь констатировать смерть — в 19.28. Причиной, по сообщениям информагентств, стала острая сердечная недостаточность. Людмила Марковна отошла в вечность на руках у своего пятого по счету мужа Сергея Сенина. Говорят, в последние минуты жизни она просматривала фильм о себе
Памяти Людмилы Марковны Гурченко
15 февраля 2011 года Гурченко перенесла сложную операцию. На больничную койку артистка попала с переломом шейки бедра. Эту травму получила близ своего дома: выйдя выгуливать собаку, поскользнулась — и упала. Хотя хирургическое вмешательство и общий наркоз негативно отразились на общем состоянии здоровья звезды (а добавить еще и не одну пластическую операцию), прогнозы врачей были оптимистичными — и Людмилу Марковну выписали из клиники накануне 8 Марта.
Людмила Гурченко ушла из жизни вечером 30 марта 2011 года в Москве.
Знаменитую актрису похоронили на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями. Прощание с Людмилой Марковной проходило в Центрального доме литераторов
Сложно привыкнуть к мысли, что этой великой актрисы с нами уже нет. Её смерть никак не принять. Поклонники каждый день охапками несут цветы на могилу, кто-то днями и ночами слушает её песни, другие, наоборот, рассказывают о том, что пока не могут смотреть её картины, тяжело…
Но она продолжает жить…в наших сердцах!
Те, кто общался с этой удивительной женщиной, знают, насколько светлой и доброй была её душа, сколько нерастраченной нежности и материнской любви таилось в сердце. Это проявлялось через нежные прикосновения, теплый взгляд, поглаживания по руке… Это проявлялось всякий раз, когда она видела искреннее отношение к ней молодых артистов, корреспондентов, верных поклонников.
И видели её с такой стороны только те, кто действительно, её любил и понимал…
Выдающаяся актриса, певица, писательница, народная артистка СССР до последнего держалась в отличной творческой форме.
В юбилейном интервью артистка говорила: «Я никогда не покину сцену. Более того, на сцене я и умру» … Сейчас Людмилы Гурченко уже нет среди нас, и в памяти миллионов остается мегаяркий образ, вернее, целый калейдоскоп образов и ролей. Женственных и волевых, комедийных и трагических.
Людмила Гурченко — последняя легенда большого кино. Того кино, которого больше не будет. Когда от нас уходят такие артисты, осознаешь, что их места никто и никогда не займет. Это была артистка с волевым характером, с необычайным чувством юмора. Казалось, она еще лет двадцать петь для нас, танцевать … Столько энергии было в этой женщине! Я имел еще один замысел сотрудничества с Гурченко. Но, к сожалению, этот проект уже не удастся воплотить в жизнь … Светлая ей память. Уходя из этого мира, артисты навсегда остаются в памяти миллионов и на пленке. Искусство кино навсегда сохраняет их веселыми, молодыми, такими разными.