Привет “Рома”!

 

25 июля 1943 года пал режим Муссолини. Почти сразу начались переговоры о прекращении военных действий на стороне стран Оси и вступлении Италии в альянс с союзниками. Итальянский флот, который готовился к отражению высадки союзнических войск на юге Италии, неожиданно получил приказ об отмене всех запланированных действий.
В соответствии с условиями перемирия, 9 сентября в три часа ночи флот, под командованием адмирала Карло Бергамини вышел из Ла Специа в составе линкоров «Рома», «Витторио Венето», «Италия», трех крейсеров и восьми эсминцев, с конечным пунктом назначения – Мальтой. Соединение двигалось со скоростью 22 узла вдоль западного побережья Корсики, затем повернуло к Ла Маддалена, но к тому времени немцы уже захватили этот порт и Бергамини повернул обратно.
Линейный корабль “Рома”, класс “Витторио Венето” вошел в строй в августе 1940 года и являлся в то время новейшей боевой единицей, в которой нашли отражение взгляды итальянских кораблестроителей на пути развития кораблей этого класса. Стандартное водоизмещение Ромы составляло 41 000, полное 45 000 т, длина 234, ширина 32, осадка 9,5 м. Скорость полного хода достигала 31,4 уз при мощности механизмов до 140 000 лс. В состав вооружения входили девять 380 мм с длиной ствола 50 калибров, двенадцать 152 мм (55 калибров), четыре 120 мм (40 калибров), двенадцать 90 мм (50 калибров) орудий, пятьдесят 37 мм автоматов, три гидросамолета. Бронированной цитаделью защищались погреба, элеваторы артиллерийского боезапаса и машинно-котельные отделения в средней части корпуса. Главный бортовой броневой пояс достигал 250 мм, толщина броневых палуб составляла 36-70 мм (полубак) и 100-162 мм (средняя палуба). Лобовая броня башен главного калибра достигала 350 мм, крыша 150-200 мм. Броней защищались также боевые посты в надстройке, рулевые машины, валопроводы, цистерна авиационного топлива и погреб самолетного боезапаса в кормовой части корабля.
9 сентября в 3:37, находясь у острова Асинара, недалеко от Сардинии, наблюдатели заметили самолеты, которые придерживались строя и проследовали на определенном удалении от итальянских кораблей. Исходя из предшествующих походу требований воздушного прикрытия, адмирал Бергамини, сделал предположение, что это они и есть – союзнические самолеты. Но он ошибался, это немецкие бомбардировщики предприняли вылазку с юга Франции против итальянского флота, как только германии стало известно, что он собирается сдаться.
Атака немцев застала флот врасплох. Первая волна бомбардировщиков не добилась попаданий в суда, итальянцы попытались открыть плотный заградительный огонь и предприняли маневры ухода от воздушной атаки.
Вторая волна бомбардировщиков Dornier 217K по непонятным причинам слишком рано сбросила бомбы, на какие-то минуты показалось, что опять корабли останутся невредимыми, но бомбардировщики развернулись и на сей раз поразили итальянцев. Первым удар принял на себя линкор «Италия», бомба попала ему в корму, повредив рулевое устройство и вызвав незначительное затопление отсеков.
Схема попаданий в линкор “Рома”: первое слева второе справа
Следующий удар получил «Рома» – невероятной мощи бомба пробила палубу по правому борту, прямо по центру корпуса корабля, вызвав разрушение двух котлов и машинного отсека взорвалась под днищем корабля. Линкор сломал строй, объятый пламенем по всей длине, искры короткого замыкания от попавшей забортной воды вызвали многочисленные очаги огня, с которыми удалось справиться. На некоторое время в кормовой части корабля прекратилась подача электроэнергии, однако положение быстро исправили переключением электрогенераторов. Появившийся крен уменьшили до 2° с помощью креновой системы путем контрзатопления соответствующих помещений для спрямления корабля. По команде с центрального поста управления затопили также погреб кормовой башни главного калибра, в котором резко повысилась температура. Последствия взрыва первой бомбы устранили, и линейный корабль сохранил боеспособность с несколько уменьшившимися запасами плавучести и остойчивости.

Попадание в линкор “Рома” – на плане корабля
Всего несколько минут спустя, вторая бомба поразила палубу по левому борту аккурат за второй носовой орудийной башней, уничтожив второе машинное отделение и разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, который сдетонировал вызвав пожар. Далее последовал взрыв боекомплекта башен №1 и №2 (всего 700 тонн) такой силы, что 1500-тонная башня взлетела на воздух. Из зияющей пробоины вырвался целый вулкан огня, превратившийся в чудовищный огненный шар. Корабль потерял ход, полностью прекратилась подача электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен, возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся султан черного дыма на высоту нескольких сот метров. Когда рассеялся дым, «Рома» был еще на плаву, но ни о каком спасении не могло быть и речи. На месте орудийной башни, сорванной взрывом простиралась огромная дыра, в которуюмедленно обрушивалась надстройка.
Линкор быстро набирал воду и команда предпринимала отчаянные попытки покинуть изуродованный линкор, который благодаря конструкции дал им шанс спастись, оставаясь на плаву. 622 человека сумели спастись в течение тех 9 минут, что агонизировал некогда изящный линкор. «Рома» перевернулся, его корпус разломился на 2 части – корма камнем ушла на дно, носовая часть величественно постепенно скрылась с поверхности спустя пару минут. 1253 человека погибло вместе с линкором.Хроника гибели ЛК “Рома”

 
Официальное расследование, имевшее целью выяснить причину столь мгновенной гибели и невозможности спасти «Рома», выяснило, что линкор стал целью для новейшего и мощнейшего оружия, и двойное попадание не оставило никаких шансов боевому кораблю. Этой новой бомбой стала бронебойная авиабомба FХ-1400 одна из серии X разработанных в Германии фирмой Руршталь бомб, управляемых по радио или проводам, которые немецкие ВВС использовали на заключительном этапе войны.
Управление ею осуществлялось по радио с самолета путем изменения аэродинамического сопротивления стабилизаторов, расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях. С целью уменьшения воздействия искусственных помех в более поздних системах управления применялся стальной провод длиной около 10 км и диаметром 0,2 мм, который наматывался на катушки, установленные либо в авиабомбе, либо на самолете-носителе. Для визуального наблюдения и наведения бомбы на цель в ее хвостовой части имелся трассер.

При полной массе до 1600 кг полезная нагрузка управляемого снаряда составляла 1365-1400 кг (масса заряда взрывчатого вещества 270 кг), длина 3,35, диаметр 0,56, размах стабилизатора 1,5 м. После сброса с высоты 3,6-7 км бомба достигала у цели при дальности до 9,8 км скорости 244-280 м/с (согласно некоторым источникам даже сверхзвуковой скорости). Авиабомба имела стальной закаленный корпус с толщиной стенок в оживальной части до 150 мм.

Взрыватель, предположительно, был ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникания бомбы внутрь цели. Возможно, что он позволял устанавливать перед подвеской бомбы к самолету необходимое время замедления, соответствующее габаритам и прочности заданной к поражению цели. Судя по прочному стальному корпусу (коэффициент наполнения авиабомбы около 0,2), значительному его удлинению (около 6), управляемый снаряд FХ-1400 мог с успехом применяться не только по надводным кораблям, в том числе бронированным, но и по наземным целям, в частности, защищенным высокопрочным типа “железобетонное укрытие”. Авиабомбу FХ-1400, сброшенную с высоты 7 км, можно было надежно навести в круг диаметром 1 км, причем атакующий самолет находился над бомбой. В этом случае вероятность прямого попадания в линейный корабль типа “Рома” составляла бы около 0,13, а при бомбометании с высоты 4-5 км (с которой самолеты атаковали итальянскую эскадру 9 сентября 1934 года) 0,3-0,2 соответственно.

Система управления бомбы.

Органы управления.

По опыту применения немцы решили увеличить боевую часть до 2,5 тонн, что гарантировало б уничтожение хорошо бронированных целей с одного попадания. Эту информацию я использовал в вооружении дирижбубликов. Если увеличить бомбу до 4тонн то тем более разрушения будут ужасающими!

Ни каких супер технологий здесь нет , и мы вполне могли б сделать аналог такой бомбы. А вот с радио управлением и радио деталями у нас были проблемы, но немецкий опыт показал что радио наведение легко глушится(1943год), и немцы сделали взаимо заменяемые системы управления. Но в 40-50годах проводное управление вполне оправдано и лучшего не найти. После 50года радио управление, точнее радио командное управление взяло верх(для сверх звуковых боеприпасов), а надежное самонаведение пошло уже после 60го года.( многочисленные отказы были и во Вьетнаме). Для сложных целей – танки, вроде есть самонаводящиеся боеприпасы, но основная масса- командное наведение, подсветка итд.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий