В соответствии с условиями перемирия, 9 сентября в три часа ночи флот, под командованием адмирала Карло Бергамини вышел из Ла Специа в составе линкоров «Рома», «Витторио Венето», «Италия», трех крейсеров и восьми эсминцев, с конечным пунктом назначения – Мальтой. Соединение двигалось со скоростью 22 узла вдоль западного побережья Корсики, затем повернуло к Ла Маддалена, но к тому времени немцы уже захватили этот порт и Бергамини повернул обратно.
9 сентября в 3:37, находясь у острова Асинара, недалеко от Сардинии, наблюдатели заметили самолеты, которые придерживались строя и проследовали на определенном удалении от итальянских кораблей. Исходя из предшествующих походу требований воздушного прикрытия, адмирал Бергамини, сделал предположение, что это они и есть – союзнические самолеты. Но он ошибался, это немецкие бомбардировщики предприняли вылазку с юга Франции против итальянского флота, как только германии стало известно, что он собирается сдаться.
Атака немцев застала флот врасплох. Первая волна бомбардировщиков не добилась попаданий в суда, итальянцы попытались открыть плотный заградительный огонь и предприняли маневры ухода от воздушной атаки.
Вторая волна бомбардировщиков Dornier 217K по непонятным причинам слишком рано сбросила бомбы, на какие-то минуты показалось, что опять корабли останутся невредимыми, но бомбардировщики развернулись и на сей раз поразили итальянцев. Первым удар принял на себя линкор «Италия», бомба попала ему в корму, повредив рулевое устройство и вызвав незначительное затопление отсеков.

Линкор быстро набирал воду и команда предпринимала отчаянные попытки покинуть изуродованный линкор, который благодаря конструкции дал им шанс спастись, оставаясь на плаву. 622 человека сумели спастись в течение тех 9 минут, что агонизировал некогда изящный линкор. «Рома» перевернулся, его корпус разломился на 2 части – корма камнем ушла на дно, носовая часть величественно постепенно скрылась с поверхности спустя пару минут. 1253 человека погибло вместе с линкором.Хроника гибели ЛК “Рома”


При полной массе до 1600 кг полезная нагрузка управляемого снаряда составляла 1365-1400 кг (масса заряда взрывчатого вещества 270 кг), длина 3,35, диаметр 0,56, размах стабилизатора 1,5 м. После сброса с высоты 3,6-7 км бомба достигала у цели при дальности до 9,8 км скорости 244-280 м/с (согласно некоторым источникам даже сверхзвуковой скорости). Авиабомба имела стальной закаленный корпус с толщиной стенок в оживальной части до 150 мм.
Взрыватель, предположительно, был ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникания бомбы внутрь цели. Возможно, что он позволял устанавливать перед подвеской бомбы к самолету необходимое время замедления, соответствующее габаритам и прочности заданной к поражению цели. Судя по прочному стальному корпусу (коэффициент наполнения авиабомбы около 0,2), значительному его удлинению (около 6), управляемый снаряд FХ-1400 мог с успехом применяться не только по надводным кораблям, в том числе бронированным, но и по наземным целям, в частности, защищенным высокопрочным типа “железобетонное укрытие”. Авиабомбу FХ-1400, сброшенную с высоты 7 км, можно было надежно навести в круг диаметром 1 км, причем атакующий самолет находился над бомбой. В этом случае вероятность прямого попадания в линейный корабль типа “Рома” составляла бы около 0,13, а при бомбометании с высоты 4-5 км (с которой самолеты атаковали итальянскую эскадру 9 сентября 1934 года) 0,3-0,2 соответственно.
Система управления бомбы.
Органы управления.
По опыту применения немцы решили увеличить боевую часть до 2,5 тонн, что гарантировало б уничтожение хорошо бронированных целей с одного попадания. Эту информацию я использовал в вооружении дирижбубликов. Если увеличить бомбу до 4тонн то тем более разрушения будут ужасающими!
Ни каких супер технологий здесь нет , и мы вполне могли б сделать аналог такой бомбы. А вот с радио управлением и радио деталями у нас были проблемы, но немецкий опыт показал что радио наведение легко глушится(1943год), и немцы сделали взаимо заменяемые системы управления. Но в 40-50годах проводное управление вполне оправдано и лучшего не найти. После 50года радио управление, точнее радио командное управление взяло верх(для сверх звуковых боеприпасов), а надежное самонаведение пошло уже после 60го года.( многочисленные отказы были и во Вьетнаме). Для сложных целей – танки, вроде есть самонаводящиеся боеприпасы, но основная масса- командное наведение, подсветка итд.