Предыдущая статья об авиационном Ленд-лизе вызвала жаркий спор среди читателей, вновь начались спекуляции цифрами и безосновательные обвинения с обеих сторон. Сегодня мне захотелось вернуться к этой теме и, отбросив всякую лирику, сопоставить факты. В этот раз для объективной оценки попробуем учесть советское производство техники.
Проценты
Давайте посчитаем только самые совершенные образцы авиационной техники Ленд-лиза. Намеренно не станем учитывать столь нелюбимые всеми «Хаукер Харрикейн» (почему-то этот самолет вспоминают первым при слове «Ленд-лиз», хотя их было поставлено всего 2200 машин).
Собственно, обратим внимание на следующие типы истребителей:
Bell P-39 Aircobra, поставлено 4950 машин. На 1942 год, Эйркобра не уступала по маневренности лучшим изделиям КБ Яковлева, превосходя их по огневой мощи и защищенности. Как отмечалось ранее, Эйркобрами вооружались только гвардейские полки.
Bell P-63 Kingcobra, поставлено 2400 машин. Еще более грозная модификация «Эйркобры», по совокупности боевых характеристик, превосходившая любой советский истребитель. Скажем прямо, подобных самолетов СССР не выпускал. Кингкобра была по-достоинству оценена советскими летчиками и стояла на вооружении ВВС Советской армии до начала 50-х годов.
Supermarine Spitfire Марк-IX, поставлено 1180 машин. Самая массовая модификаций лучшего, по мнению многих, истребителя Второй Мировой. Летом 1944 года, единственным равным ему по боевым качествам отечественным самолетом был только Ла-7.
Republic P-47 Thunderbolt, поставлено 200 машин. Не секрет, что мечтой советских авиаконструкторов во время Второй Мировой было создание двигателя мощностью 2000 л.с. (самый совершенный отечественный двигатель АШ-82 выдавал на стенде 1850 л.с.). У Тандерболта был силовой агрегат мощностью 2400 л. с. Вкупе с высокой удельной нагрузки на крыло, это делало тяжелый Рипаблик Тандерболт одним из самых быстрых самолетов Второй Мировой (скорость – до 700 км/ч). Благодаря большой тяговооруженности, у Тандерболта на оружие, бронирование и подвесное вооружение приходилось 1400 кг массы – в 3 раза больше, чем у Ме-109E. В реальности это означало 8 крупнокалиберных Браунингов и 1000 кг бомбовой нагрузки (или ПТБ, обеспечивающие дальность полета 2000 км).
Итого – 8730 истребителей.
Но что это значит в сравнении с авиационным производством Советского Союза?
Темпы производства истребителей КБ Яковлева:
Як-1 и Як-1бис – 8700 шт.
Як-3 – 5 000 шт. (из них 1000 – послевоенный выпуск)
Як-7 – 6400 шт.
Як-9 – 16 800 (из них 1800 – послевоенный выпуск 1946-1948 года)
Суммарный выпуск за годы войны 34 100
Истебители Лавочкина
ЛаГГ-3 – 6500 шт.
Ла-5 – 9900 шт.
Ла-7 – 5750 шт.
Суммарный выпуск за годы войны 22 150
Истребители Микояна:
МиГ-3 – 3200 ед.
Также, к началу войны в составе ВВС РККА находилось большое количество И-15, И-16 и И-153 «Чайка». Выпуск И-16, как и его ровесника И-15, начался в середине 1930х годов, многие самолеты были потеряны в боевых действиях и по техническим причинам. Часть была поставлена на экспорт. Примем кол-во боеспособных на 22 июня машин этих типов в 10 000 единиц.
Итого: кол-во отечественных истребителей в ВВС РККА составляло не менее 70 000 машин (!)
Количество современных истребителей Ленд-лиза (Кобры, Спитфайры, Тандерболты) составляет на этом фоне весьма незначительную цифру – всего 12%. НО! Как можно сравнивать примитивные Як-1 с расклеивающейся обшивкой и морально устаревшие Ишачки с самыми современными боевыми самолетами в мире, сохранившими свои боевые качества до конца 50х годов?! Гораздо объективнее сравнить их с отечественными истребителями, имеющими примерно равные ТТХ. Много таких, спросите вы. Много!
Прежде всего Ла-5. После испытаний Лавочкина в Рехлине, немцы писали об этом самолете «он сильно отличается от всего, что русские делали раньше».
Ла-7, Як-3, Як-9Т (выпущено 2700 истребителей этой серии, модификации Як-9У – все эти машины мало чем уступали своим зарубежным «коллегам». Единственное, в чем их можно упрекнуть – качество сборки, но оно улучшалось из года в год. Приборное, радио и навигационное оснащение кабины тоже было беднее, но учитывая специфику Восточного фронта, это имело мало значения.
В итоге более 25 000 советских истребителей соответствовали лучшим мировым стандартам. Соотношение Ленд-лиза к отечественному производству в этом сегменте составляло 35% ! Вот она, пожалуй, самая интересная цифра.
На Востоке есть мудрая притча о последней соломинке, сломавшей шею перегруженному верблюду. Ленд-лиз – это наоборот спасительная соломинка, но в грандиозных масштабах – ТРЕТЬ самых совершенных истребителей ВВС РККА были поставлены из-за рубежа.
Тема грузовиков
Другими краеугольными камнями ленд-лиза были автотранспорт и авиационное топливо (51% авиатоплива было поставлено в СССР из-за рубежа, подробности в предыдущей статье).
Поставки грузовиков достойны отдельной статьи. Упомяну лишь короткие факты: совокупный выпуск автомобилей всех типов в СССР в годы войны – 162 000 шт. Еще 260 000 машин было мобилизовано в армию из народного хозяйства. Трофейная немецкая техника – 70 000 машин на конец войны.
Поставки по Ленд-лизу – 450 000 грузовиков и джипов. (!)
Также обычно не учитывают качественный фактор: например мощность двигателя ЗиС-5 всего 78 л.с. Доджи, Студебеккеры и Форд-ГПВ оснащались моторами в 90-111 л.с.
Поставки бронетехники (12 000 танков – отгрузка в портах СССР) погоды уже не делали, как и поставки железнодорожной техники. Намного важнее была поставка миллионов тонн продуктов питания, обмундирования и сырья. А вот еще малоизвестный факт: из 17 эсминцев Северного Флота в 1945 году 9 были поставлены по Ленд-лизу. Также в программу английской помощи вошел линкор «Архангельск» (бывший HMS Royal Sovereign).
Промышленная мощь Советского Союза позволила ему пережить чудовищный погром 1941 и трагический 1942 год. Но в 1943 году Вермахт, опираясь на возросшую мощь германской индустрии и передовые технологии, начал контрнаступление по всем фронтам. Смог бы тогда СССР удержаться без западных поставок, вот в чем вопрос. А что думаете вы?
<