Дружила она и с Лени Рифеншталь, “главным кинолетописцем” Третьего Рейха, общалась с женой Геринга актрисой Эмми Зоннеман. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее выше признанных актрис Марики Рокк и Зары Леандер. В России фильмы с ее участием не показывали ни разу.
Между тем, имеются предположения, что “авантюристка”, как ласково называла Ольгу ее родная тетя, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, была глубоко законспирированным агентом советской разведки и поддерживала регулярные контакты с НКВД.
В своей книге “Под псевдонимом – Ирина” бывшая разведчица Зоя Воскресенская приводит эту историческую сенсацию: “Сегодня ясно одно: королева нацистского рейха Ольга Чехова была среди тех, кто мужественно боролся с фашизмом на незримом фронте”.
Как Книппер стала Чеховой
Фамилии “Чехов” и “Книппер” объединились более ста лет тому назад, когда Антон Павлович Чехов сочетался браком с актрисой МХАТ Ольгой Леонардовной Книппер. Незадолго до этого знаменательного события, в 1897 году, в семье родного брата актрисы, Константина Леонардовича, родилась девочка, названная в честь тети. Юная Ольга с детства поражала окружающих красотой, умом и самообладанием. Девушка могла получить любое образование, но с детства мечтала о карьере актрисы. Она так страстно увлекалась театром, что когда ей исполнилось семнадцать лет, отец – важный петербургский чиновник – отправил Оленьку к своей знаменитой сестре, в Москву. Шло лето 1914 года.
Девочка быстро освоилась в театральном мире. Станиславский пригласил Олю в свой театр: на сцене она играла в таких постановках, как “Сверчок на печи” Диккенса, “Вишневый сад” и “Три сестры” Чехова. Богемная компания молодых людей, в основном актеров МХАТ, просто сходили с ума от Оленьки Книппер, – уж очень красива и обольстительна была племянница знаменитой актрисы, вдовы писателя. Особое внимание ей уделяли два брата Чеховы, родные племянники Антона Павловича, Владимир Иванович и Михаил Александрович.
Михаила Ольга знала давно, видела на сцене петербургского Малого театра в роли царя Федора Иоанновича. “Я была для него просто маленькой девочкой. Я же сходила по нему с ума и рисовала себе в еженощных грезах, какое это было бы счастье всегда-всегда быть с ним вместе”. Владимир, получивший отказ в ответ на предложение руки и сердца, через три года застрелился. Когда же с молодой девушкой объяснился кумир ее ночных грез, Ольга дала согласие.
Венчались молодые люди в сентябре 1914 года, тайно
Ольге было 17, Михаилу – 23 года. Счастливый супруг писал одному из друзей: “Жена моя красавица! Жена моя – не по носу табак… Да, я думаю, не легко тебе представить меня рядом с красавицей женой, семнадцатилетней изумительной женкой”. Та понимала: для отца Михаил – всего лишь “актеришка” и благословения они не получат.
В письме к своей родственнице Михаил писал: “Мы с Олей были готовы к разного рода неприятностям, но то, что произошло, мы все-таки не ожидали. В вечер свадьбы, узнав о происшедшем, приехала Ольга Леонардовна и с истерикой и обмороками на лестнице, перед дверью моей квартиры, требовала, чтобы Ольга сейчас же вернулась к ней!”
Через год родители Ольги признали этот скоропалительный брак, к тому же Михаила Чехова в то время называли “первой знаменитостью России” и “гениальным актером”. Он сам, гастролируя с МХАТ в городе на Неве, в письмах к своей тетке не скромничал: “Твой гениальный племянник желает сказать, что принят у Олиных родных чудесно…” Еще через год, в 1916 году, у Чеховых родилась дочь, названная при крещении традиционно-семейным именем Ольгой, но всю жизнь ее звали Адой.
К тому времени Ольга-старшая поступила в училище живописи, ваяния и зодчества, на правах вольнослушательницы, посещая школу-студию МХАТ. У нее было много друзей, – она училась с сыновьями Станиславского и Качалова, в их доме бывали Вахтангов, Горький, Добужинский.
Никто из ее знаменитых друзей к творческим занятиям “чертовски пленительной” Ольги серьезно не относился, считая неталантливой, хотя и “обольстительной”. Ее это огорчало и раздражало. Отношения с мужем становились день ото дня все напряженнее. Михаил, обожающий красавицу жену, тем не менее, запойно пил, а после спектаклей по их квартире бродили толпы юных поклонниц таланта Чехова. Чему, кстати, потакала свекровь, ненавидевшая невестку.
И они расстались
“Развод Миши Чехова с женой произошел не так неожиданно, как может показаться на первый взгляд. Он очень любил Ольгу Константиновну, и она его. Вероятно, тут сыграла некрасивую роль Мишкина мать Наталья Александровна, эгоистичная, присосавшаяся со своей деспотичной любовью к сыну”, – писал позднее близкий друг Михаила, Смышляев.
Михаил Чехов очень тяжело переживал расставание с Ольгой. “Помню как, уходя, уже одетая, она, видя, как тяжело я переживаю разлуку, приласкала меня и сказала: “Какой ты некрасивый. Ну, прощай. Скоро забудешь”. И, поцеловав меня дружески, ушла”. Слегка опомнившись от большой потери, Михаил с сарказмом сказал кому-то из друзей: “Ушла, а звонкую фамилию Чеховых оставила. Хотела разделить со мной мою славу!”
Ольга Константиновна ушла, забрав с собой дочь. Вскоре она вышла замуж за Фридриха Яроши, австо-венгерского офицера. По словам Михаила Чехова, “это был авантюрист… изящный, красивый, обаятельный и талантливый. Он выдавал себя за писателя и часто увлекательно излагал нам темы своих будущих рассказов”.
С Михаилом Ольга сохранила добрые отношения. В июне 1928 года они виделись в Берлине: в Германию Михаил приезжал с женой. Ольга сняла бывшему мужу квартиру, познакомила с ведущим немецким режиссером Максом Рейнхардом, даже решила снять фильм как режиссер, где главная роль предназначалась Михаилу. Но тот “не прижился” и уехал сначала в Прибалтику, а затем в Париж.
Позже Михаил эмигрировал в США и, обосновавшись в Голливуде, создал школу мастерства русского театрального искусства. Несмотря на новую семью, он всегда нежно любил свою дочь Ольгу (Аду), оставшуюся с матерью и завещал ей виллу недалеко от Сан-Франциско.
“Государственная актриса” Рейха
В январе 1921 года Ольге Чеховой удалось получить у наркома просвещения РСФСР Луначарского разрешение на выезд из страны “для поправки здоровья и продолжения театрального образования”. По имеющейся информации, перед отъездом она имела встречу с начальником Контрразведывательного отдела ГПУ А.Х. Артузовым, известным по операции “Трест”.
В 1923 году у нее останавливалась Лариса Рейснер, прибывшая в Берлин для освещения готовившейся пролетарской революции. Тогда же, по мнению некоторых исследователей, и началась связь Ольги Чеховой с советской разведкой. Ольга разводится с Фридрихом и, чтобы как-то свести концы с концами, начинает играть, для начала в маленьких театриках. Все-таки, несмотря на высокомерные отзывы ее русских друзей, талант у “прекрасной Ольги” был. Плюс “удивительная женская сила”, подмеченная еще ее знаменитой тетей. За неполных восемь лет она сделала головокружительную карьеру.
Не имея никакой поддержки, не зная немецкого языка, красивая и умная женщина, Ольга Чехова, становится одной из звезд немецкого кинематографа, а затем, после прихода к власти нацистов, и “государственной актрисой” Третьего Рейха, входя в близкое окружение Гитлера и Геббельса. “Те годы научили меня различать главное и второстепенное”, – напишет она в своих мемуарах. Главным, конечно, был театр. В Германии Ольга Чехова дебютировала в фильме “Замок Фогелед” (1921 год). Премьера завершилась “успехом обаятельной иностранки”.
Затем последовали съемки в “Хороводе смерти” и вновь был шумный успех у немецкой публики. Актрису приглашают к себе такие мастера, как Дуглас Фербенкс, Гарольд Ллойд, Адольф Манжу. Знаменитый режиссер Альфред Хичкок предлагал ей главную роль в одном из своих фильмов – детективе “Мари”. Среди самых известных фильмов с ее участием – “Маскарад”, “Мир без маски”, “Зачем вступать в брак”, “Красивые орхидеи”.
Сентиментальная немецкая публика признала и полюбила Ольгу
Зрители как можно чаще хотели видеть ее на экране, и продюсеры охотно использовали славу “новорожденной” звезды. В 1923 году она принимает немецкое гражданство. Предложения ролей сыпались со всех сторон. “Я работаю с энергией ста лошадей, – писала она в Москву Ольге Леонардовне, – ведь, кроме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет”. К тому времени молодая актриса снималась в 6-7 фильмах ежегодно, имя Ольги Чеховой стало известно буквально всем, а после выхода на экран “Мулен-Руж”, она проснулась знаменитой.
В 1930 году у Ольги Чеховой появилась соперница, Марлен Дитрих, впрочем, довольно быстро исчезнувшая в заокеанском Голливуде. Туда, кстати, была приглашена и Ольга, но, сообразив, что карьеру ей там не сделать, вернулась в Германию. С приходом к власти Гитлера этот поступок оценили.
“В январе 1933 года Гитлер становится рейхсканцлером, а доктор Йозеф Геббельс – рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Изменившиеся нравы Третьего Рейха дают о себе знать необычным приглашением: в один прекрасный день мама (мать, сестра и племянница актрисы жили вместе с ней в Берлине – авт.) сообщает мне на студию по телефону, что меня ждут во второй половине дня на приеме у господина министра пропаганды. Будет фюрер, он же рейхсканцлер. Как только собираюсь покинуть студию, навстречу спешит надутый чиновник министерства пропаганды и везет меня непереодетой на Вильгельмштрассе.
Перед помещением, в котором сервирован чай, стоит Гитлер в цивильном. Он тотчас же заговаривает о моем фильме “Пылающая граница”, осыпает меня комплиментами. Мое первое впечатление о нем: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо, его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами. Геббельс… внешне обойденный природой, с трудом передвигающийся человек, явно наслаждается министерским постом и возможностью собрать вокруг себя деятелей культуры”. Так Ольга Константиновна описывает в книге “Мои часы идут иначе” (1973 год) первую встречу с вождями Третьего Рейха. После приема у Геббельса и комплиментов Гитлера популярность Ольги Чеховой выросла “почти до пугающих высот”.
Из справки, подписанной в ноябре 1945 года начальником 4-го отдела Главного управления “СМЕРШ” генерал-майором Утехиным:
“В 1922 (такая дата в документах – авт.) году Чехова Ольга с целью получения образования в области кинематографии выехала за границу и до последнего времени проживала в Германии – Берлин, Гросс-Глинике в собственном доме. Проживая за границей, получила известность как киноактриса и снималась в кинофильмах в Германии, Франции, Австрии, Чехословакии, на Балканах и в Голливуде (США). Одновременно с этим со дня капитуляции Германии играла в частных театрах Берлина. В 1936 году получила звание “государственной актрисы Германии”.
По агентурным материалам, а также по показаниям арестованного Управлением “СМЕРШ” Группы советских оккупационных войск в Германии агента германской разведки Глазунова Б.Ф., знающего Чехову О.К. с детских лет и поддерживающего с ней знакомство до последнего времени, Чехова Ольга, известная актриса, неоднократно бывала на официальных приемах, устраиваемых главарями фашистской Германии, и была близка к Гитлеру, Геббельсу и другим крупным нацистам”.
Ее, обворожительную женщину и популярную актрису, действительно регулярно приглашали на приемы руководители Третьего Рейха
Именно благодаря рекомендации Геббельса, Ольга Чехова в 1936 году удостоилась звания “государственной актрисы”. Несколько позднее сам фюрер подарил ей свое фото с такой надписью: “Фрау Ольге Чеховой – откровенно восхищенный и удивленный”. Может быть, поэтому “всех иностранцев, что приезжали в Берлин, вели ко мне в театр, как в зверинец”, – иронизировала она в мемуарах.
Выйдя в 1936 году замуж за бельгийского миллионера Марселя Робинса, “человека порядочного, но очень изнеженного и избалованного”, Ольга вновь разочаровалась. Она всю жизнь не любила безвольных людей. Супруги расстаются. Актриса возвращается в Берлин, где только за четыре года войны снимается в сорока фильмах. А всего за свою кинокарьеру Ольга Чехова снялась в 145 лентах.
В 1937 году, возвращаясь из Парижа после гастролей МХАТ, О.Л. Книппер-Чехова заехала в Берлин, чтобы навестить племянницу. Уехала Ольга Леонардовна стремительно – на другое же утро после приема, устроенного в ее честь. В Москве, “при закрытых дверях”, она с ужасом поведала близким, что в доме “авантюристки Ольги” ее представили вождям Рейха. Ей пожимал руку Герингу! Гитлер звонил, сожалел, что не сможет приехать.
Немцы боготворили свою “звезду”. Для них Ольга Чехова была женщиной, “умевшей разбередить мужскую тоску”, частью немецкой мечты. В годы войны солдаты и офицеры с нетерпением ждали каждый новый фильм с ее участием.
“Двойной агент” Гитлера и Сталина
“Нам крепко повезло, – говорил Гитлер во время одной из застольных бесед, – что в Берлине в нашем распоряжении есть такие дамы, как актрисы Лил Даговер, Ольга Чехова и Тиана Лемниц”. Ольга Чехова, продолжая работать “на благо великой Германии”, категорически отказывалась от участия в военных репортажах с восточного фронта. Выступая по радио, никогда не пела патриотические песни, предпочитая лирические.
Остались фотографии, на которых Ольга Чехова запечатлена “под ручку” с руководителями Германии, – они появлялись во всех немецких газетах. Актриса чувствовала себя в Рейхстаге, как пишет Андрей Судоплатов, “как на собственной вилле, могла позволить себе весьма независимые суждения”. Лишь однажды “черная кошка недоверия и подозрительности” пробегает между Чеховой и ее высокими покровителями. Об этом она написала в воспоминаниях “Мои часы идут иначе”.
Через месяц после начала войны у Геббельса состоялся прием, на котором праздновалось предстоящее взятие Москвы. Неожиданно для всех рейхсминистр обратился к актрисе с вопросом.
– Не думаете ли вы, мадам, что эта война будет окончена еще до зимы, и Рождество мы отметим в Москве?
– Нет, – отвечаю я спокойно.
Геббельс холодно:
– А почему нет?
– Наполеон убедился в том, каковы русские пространства.
– Между французами и нами огромная разница, – снисходительно улыбается Геббельс. – Мы пришли в Россию как освободители. Клика большевиков будет свергнута новой революцией!
Пытаюсь успокоить нервы. Это удается плохо.
– Новая революция не состоится, герр министр, перед опасностью русские будут солидарны как никогда!
– Интересно, мадам, – холодно произнес Геббельс и наклонился вперед, – значит, вы не доверяете немецкому военному могуществу?
– Я ничего не предсказываю, герр министр, – спокойно ответила актриса, – просто вы мне задали вопрос, будут ли наши солдаты к Рождеству в Москве, я сказала свое мнение. Оно может быть и верным, и ошибочным.
После этого диалога устанавливается продолжительное молчание. Геббельс с подозрением вглядывается в бесстрастное лицо Чеховой. Впрочем, инцидент с рейхсминистром пропаганды не повлек за собой никаких негативных последствий.
Любимица фюрера
Поразительное сочетание: “звезда Третьего Рейха, любимица фюрера и – агент советской разведки”. Павел Судоплатов сообщает, что в 1940 году к старым источникам информации “добавились сотрудничавшие с нами на основе доверительных отношений и вербовочных обязательств знаменитая актриса Ольга Чехова и князь Януш Радзивилл…”. А что было до 40-го года? Об этом мог бы рассказать Артузов, но он был расстрелян как “враг народа” в 1937 году. Связь с Ольгой Чеховой была потеряна и, видимо, только накануне войны ее удалось восстановить.
К августу 1942 года действовавшая в Германии “Красная капелла” – мощная разведывательная сеть, включавшая агентов военной разведки и НКВД, была уничтожена немецкими спецслужбами. Несмотря на тяжелый провал, в Германии уцелел ряд важных источников информации и агентов влияния. “Не были скомпрометированы Ольга Чехова и польский князь Януш Радзивилл, – пишет в своих мемуарах Павел Судоплатов. – Однако отсутствовали надежные связники с ними”.
Даже в своих воспоминаниях она оставалась актрисой, ничего не рассказав о своей работе на советскую разведку. Владимир Книппер (двоюродный брат О.К.) в книге “Пора галлюцинаций”, со слов самой Ольги Константиновны вспоминает такой эпизод. “Весной 1945 года, в самом конце войны, над Чеховой “повисла угроза ареста”. Акцию осуществлял Гиммлер. Невероятно, как ей удалось отсрочить арест с вечера до утра следующего дня, но это факт. Когда наутро эсэсовцы во главе с Гиммлером вошли в дом Чеховой, они застали ее за утренним кофе в компании с Гитлером.
По рассказам Чеховой, Гитлер “сообщал ей о своей благосклонности в таких выражениях: “Я беру, фрау Чехова, над вами шефство, а не то Гиммлер упрячет вас в свои подвалы. Представляю, какое у него досье на вас”. Знал ли Гитлер о разведывательной деятельности Чеховой, а если знал, то почему не препятствовал? Или же был самоуверен и не допускал мысли, что его может обманывать эта беззащитная женщина?..
Поездка в Москву
В конце мая 1945 года Ольга Леонардовна Книппер-Чехова получила из Берлина посылку на имя своей племянницы. В посылке были роскошные туалеты, перчатки, короче все необходимое для вечерних приемов. К посылке прилагалось письмо от дочери Ольги (Ады). Она беспокоилась, что мама, столь поспешно уехавшая на гастроли в Москву, не успела захватить с собой театральный реквизит, интересовалась, как идут гастроли мамы в Художественном театре, играет ли она в “Трех сестрах”?
Между тем, никаких гастролей в Москве у Ольги Чеховой не было. Потрясенная, Ольга Леонардовна бросилась к Василию Ивановичу Качалову, тот был знаком с комендантом Берлина Н.Э. Берзариным.
Ответ генерала Берзарина поверг всех в еще большее смятение. Когда Качалов позвонил генералу, тот, всегда любезный, ледяным тоном посоветовал артисту никогда и никому вопросов об Ольге Чеховой не задавать.
– Об Ольге Чеховой я ничего не знаю, и больше не звоните, забудьте об этом.
Завеса над тайной, которая не давала покоя родным Ольги Чеховой, все-таки приоткрылась. Да, в 1945 году Ольга Константиновна действительно посетила город своей юности. В Берлине еще шли бои. 29 апреля сотрудниками контрразведки СМЕРШ 1-го Белорусского фронта в советской оккупационной зоне была задержана и отправлена на самолете в Москву “государственная актриса Германии” Ольга Чехова. Ведь буквально всем было известно о ее связях с гитлеровскими главарями.
Из справки, подписанной начальником 4-го отдела Главного управления СМЕРШ генерал-майором Утехиным:
“После занятия Красной Армией Берлина Чехова О. К. была доставлена в Москву и помещена на конспиративной квартире Главного управления СМЕРШ. Будучи в Москве, Чехова подробно опрашивалась о ее связях с фашистскими руководителями Германии. В своем объяснении Чехова подтвердила, что неоднократно бывала в качестве гостьи на приемах в министерстве пропаганды Германии и встречалась с Гитлером, Геббельсом, Герингом, Риббентропом и другими.
Однако, как указывала Чехова, приемы носили только официальный характер, на них бывали дипломаты, ученые, литераторы, актеры. Чехова объяснила, что в Германии многие из зависти к ней как знаменитости, или из желания скомпрометировать ее в глазах русских могут сделать заявление о наличии у нее близких отношений с Гитлером или кем-либо другим из его окружения, однако таких связей у нее с этими лицами не было. Оперативному работнику СМЕРШа, проживавшему вместе с Чеховой в квартире под видом сотрудницы “Интуриста”, Чехова также заявила, что в Германии ее будут стараться оклеветать”.
Из дневника О. К. Чеховой:
“Сообщения, которые обо мне распространяются, достойны романа. Видимо, получены сведения, что я была близка с Гитлером. Боже мой, я много над этим смеялась. Каким образом и почему ведутся эти интриги? Невероятная и подлая клевета! Когда совесть чиста, то ничего не трогает. А как прекрасно, что можешь говорить правду. Захотят ли мне верить, – покажет время”. Допрашивал ее начальник контрразведки СМЕРШ Виктор Абакумов. При чтении архивных документов создается впечатление, что Ольгу Чехову привезли только для того, чтобы услышать рассказы о “светской жизни нацистских бонз”. Вот характерная цитата из протокола допроса:
“Точно не помню, в котором это было году, когда приезжал из Югославии король с женой. Кажется, в 1938 году были большие чествования четыре дня подряд. Был дан прием в Шарлотебургском дворце. Это устраивал Геринг. В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствовавшие были в костюмах времен Фридриха Великого. Геринг с женой встречал гостей. После ужина я сидела с королевской парой в саду, говорили о моих фильмах, о моих гастролях и о Московском художественном театре”.
Лишь одна подробность в архивных документах привлекает внимание: Ольга Константиновна пишет о том, что якобы именно ей удалось убедить своих покровителей и поклонников не трогать чеховский дом-музей в Ялте.
Из справки генерал-майора Утехина:
“Будучи в Москве, Чехова вела дневник на немецком языке, который тщательно прятала. Секретным изъятием и просмотром дневника было установлено, что в дневнике Чехова записывает свои впечатления от пребывания в Москве”.
Из дневника О. К. Чеховой:
“С 1-го мая я нахожусь в запертой комнате. Для чего? Я кажусь игрушкой, которую нашли на дороге и подобрали, но никто не знает, что с ней теперь делать. Играть нет времени, но бросать не хочется. Неутешителен вид из окна на фабрику с разбитыми стеклами. За что я страдаю?”
Далее в дневнике появляется следующая запись:
“Сегодня ночью я должна, наконец, ехать в третий раз к генерал-полковнику “Х”. У меня такое впечатление, что он не знает, что со мной делать. Меня доставили сюда по политическим “подозрениям”. Я в этом уверена. Как это комично!”
Через пару дней Чехова пишет: “В два часа ночи была у генерал-полковника. В три часа ночи поехали по тихой Москве и направились за город… Сказочно красиво. Сообщили также, что мне неоднократно делали пластические операции, а я это скрываю. Зачем ведутся эти интриги?” Правда, при этом Ольга Константиновна отмечала, что все офицеры и обслуживающий персонал были “обходительны, вежливы и внимательны с ней”.
“Меня здесь балуют и выполняют все мои желания. Прислали лучшего парикмахера, вино, продукты: икру, лимоны… Достаточно было одного моего намека, что Оля, оставшаяся в Берлине, может быть, нуждается в продуктах, как это уже урегулировали. У меня есть радиоприемник, цветы, духи, лучшие книги”.
Все, что писала в своем дневнике Ольга Чехова, было явно рассчитано на ведомство Абакумова. Неужели смершевцы действительно уверовали в наивность женщины, которая на конспиративной квартире пишет дневник и надеется, что это останется тайной? Вряд ли она была наивным человеком. Да и дневниковые описания, согласитесь, больше похожи на описание жизни отдыхающего в санатории, чем на “скудный быт арестанта”. Идет первый послевоенный май, а тут икра, лимоны…
“На допросах, – пишет в своей книге Серго Гегечкори (сын Берия), – она вела себя молодцом. Во всяком случае, даже Абакумов, начальник Главного управления контрразведки – заместитель наркома обороны, о том, что задержанная в зоне советских оккупационных войск гражданка Германии Ольга Чехова является советской разведчицей, так никогда и не узнал. Что уж говорить об остальных. Меня нисколько не удивляет, что органы государственной безопасности бывшего Союза, а ныне России, не смогли подтвердить причастность Ольги Чеховой к деятельности советской разведки. Наверняка таких документов нет. Объяснение простое: мой отец, ни тогда, в сорок пятом, ни позднее решил ее не раскрывать. Случай, должен сказать, довольно типичный. По картотекам органов государственной безопасности не проходили, – знаю это совершенно точно – сотни фамилий. Отец считал, что “настоящего нелегала через аппарат пускать нельзя”.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что советская разведка, возглавляемая Лаврентием Берия, имела своих агентов в германском Генеральном штабе, в Абвере и “в святая святых, – гитлеровской рейхсканцелярии”.
Из книги Серго Гегечкори:
“Когда отец узнал, что задержана немецкая актриса Ольга Чехова, поинтересовался, что Абакумов собирается с нею делать и какие компрометирующие эту женщину материалы есть у военной контрразведки. СМЕРШ какими-либо данными для ареста Чеховой не располагал.
– В таком случае, – сказал отец, – ее следует отпустить, пусть уезжает в Германию…
И Чехова действительно уехала в Германию. Насколько знаю, и она сама, и ее дочь были неплохо обеспечены и в Союз не возвратились. Ольга Чехова была связана сотрудничеством с моим отцом много лет. Я знаю, кто ее вербовал, и на каких основаниях это делалось, но не считаю себя вправе говорить о таких деталях из биографии разведчицы. Могу сказать лишь, что в отношении Ольги Чеховой не было допущено никаких провокаций, и работала она на советскую стратегическую разведку отнюдь не из материальных соображений.
Ее вклад в успехи нашей разведки переоценить трудно. Ольга Константиновна была поистине бесценным источником информации, которым не зря так дорожил Берия. Даже в своих мемуарах, изданных в ФРГ, она не словом не обмолвилась о своей другой (главной) жизни”. А ведь еще осенью сорок пятого в западной печати ее называли “русской шпионкой, овладевшей Гитлером”, “королевой нацистского Рейха”, и даже писали, что в Москве ее принимал Сталин и наградил орденом Ленина. Это не совсем так. За работу в разведке Ольгу Чехову действительно отблагодарили, обеспечив ее материальное благополучие.
А подозрения, что она работала на Советский Союз, так и остались на Западе всего лишь подозрениями, не больше. Послевоенный Запад подозревал Ольгу Чехову не только в этом. Одно время бытовала версия, что “Чехова – двойной агент Гитлера и Сталина”.
Продержав Ольгу Чехову на московской конспиративной квартире два месяца, ее привозят обратно в Берлин
Увидеться с ближайшими родственниками ей так и не позволили. “Чехова Ольга Константиновна с семьей и принадлежащим ей имуществом переселена в восточную часть Берлина”, – докладывает Абакумову начальник СМЕРШ в Германии генерал Вадис.
Интересно, что после допросов в Москве актриса Чехова и начальник контрразведки СМЕРШ расстались дружески, и Ольга Константиновна пишет Абакумову “благодарственное письмо”, в котором спрашивает “дорогого Виктора Сергеевича”, когда они “вновь встретятся”. По информации Павла Судоплатова, Ольга Чехова “была передана непосредственно на связь Абакумову, ставшим в 1946 году министром госбезопастности. С Абакумовым она поддерживала личную переписку, находясь в Германии, вплоть до его ареста в июле 1951 года”.
Сохранился документ, на котором 22 ноября 1945 года Берия напишет: “т. Абакумов, что предлагается делать в отношении Чеховой?” В ответ контрразведка берет на себя заботу о продовольственных товарах для семьи Чеховой, о бензине для ее автомобиля, о строительных материалах для ремонта нового дома, “об охране членов семьи и вооруженном сопровождении” в многочисленных поездках. Ольге разрешали ездить повсюду – в американскую зону, в Австрию, на гастроли, на съемки. Работала она по-прежнему много, достигнув своей “довоенной нормы” – семь фильмов в год.
Видимо, не случайно Лаврентий Павлович “подкармливал” столь ценный кадр
Берия, который вынашивал план объединения двух Германий, “предполагал использовать ее для переговоров с канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром”. В связи с этим 26 июня 1953 года состоялась встреча Ольги Чеховой и начальника немецкого отдела внешней разведки Зои Рыбкиной-Воскресенской, будущей писательницы. По иронии судьбы в этот же день был арестован сам Берия, затеявший эту “операцию”, а вслед за ним и начальник 4-го управления генерал-лейтенант Павел Судоплатов, “бок о бок” с которым Воскресенская проработала два десятка лет, в том числе и на нелегальном положении.
Зоя Ивановна заявила на парткоме, что с Судоплатовым они дружили семьями. Ее быстро определили в Воркуту на заштатную должность старшего лейтенанта, а потом уволили. Так что, судя по всему, никакого “практического продолжения” встреча с Ольгой Чеховой не имела.
Сведения о том, что Чехова была разведчицей, кроме статьи В.Фришауэра в “Пипл”, находятся и у других компетентных источников. В 1993 году старейший чекист Павел Судоплатов называл Ольгу Чехову “одной из сверхсекретных агентов Берия и Сталина”. То же говорил и Серго Гегечкори (Берия) в своей книге “Личные агенты отца”, где он называет Чехову “опытнейшей советской разведчицей”. По некоторым данным, именно Ольга Чехова сообщила нашему командованию время танкового удара немцев под Курском.
Интересно, что сама Чехова всегда категорически отрицала свою причастность к советской контрразведке: “Я не воспринимаю всерьез эти сомнительные сообщения, потому что за годы жизни в свете рампы научилась не обращать внимания на сплетни и пересуды”, но “туманно намекала” на некую “шпионскую историю”, что позволило английскому журналу “Пипл” утверждать: Чехова должна была обеспечить “агентам НКВД доступ к Гитлеру с целью убийства, группа уже находилась в Германии, но Сталин отказался от этого проекта”.
Несостоявшееся покушение
В книге “Спецоперации” Павел Судоплатов пишет: “У нас существовал план убийства Гитлера, в соответствии с которым польский князь Януш Радзивилл и Ольга Чехова должны были при помощи своих друзей среди немецкой аристократии обеспечить нашим людям доступ к Гитлеру. Группа агентов, заброшенных в Германию и находившихся в Берлине в подполье, полностью подчинялась боевику Игорю Миклашевскому, прибывшему в Германию в начале 1942 года”.
Дядя Миклашевского бежал из советской России в первый год войны и стал одним из активных участников комитета за освобождение СССР. Он с радостью принял своего племянника и оказывал ему всяческую поддержку. В 1942 году Миклашевскому на одном из приемов удалось встретиться с Ольгой Чеховой. Он передал в Центр, что можно будет легко убрать Геринга, но Кремль не проявил к этому особого интереса.
По легенде, бывший чемпион по боксу Миклашевский стал перебежчиком. В Берлине он приобрел немалую популярность после боя с Максом Шмелингом, “королем германского ринга”.
“Не было, к примеру, ничего удивительного, в том, что я – рассказывал Игорь Миклашевский, – с букетом цветов подходил к машине, на которой Ольга Чехова приезжала в театр. Моя мать была знакома с ней в Москве. Но поговорить о деле долго не удавалось”. И тогда Игорь находит выход, – он просит “дядю Севу” взять его с собой на один из приемов, где будет блистать Ольга Чехова, чтобы высказать ей восхищение. Во время раута, под звуки музыки Миклашевский, подойдя к приме, произносит ничего не значащую фразу, которая является паролем.
“В 1943 году, – сообщает Судоплатов, – Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся: как только Гитлер будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза”.
Последние кадры
В 1954 году Ольга Чехова навсегда оставляет мир кино, а через восемь лет – расстается со сценой, сыграв последний раз в пьесе О. Уайльда “Веер леди Уиндмиер”. Через десять лет она засобиралась в Москву вместе с дочерью Адой и внучкой Верой (впоследствии – актрисой западногерманского театра и кино) и написала старым МХАТовским друзьям, что собирается приехать “совсем по-домашнему, со мной будут только секретарь, доктор и массажист. Хочу посетить могилы дяди Антона и тети Оли”.
Подруга юности Алла Тарасова испугалась одного упоминания имени Чеховой, и в Берлин полетело письмо о том, что “еще не время приезжать”. И Ольга Константиновна перестала писать в Москву, более того, когда по радио или телевидению шли сообщения из России, всегда тут же выключала их.
На склоне лет, завершив свою кино – и театральную карьеру, Чехова открывает в 1965 году фирму “Ольга Чехова-косметик”. Дела “Чехова-косметик” сразу пошли более чем успешно. Клиентки свято верили в то, что эта семидесятилетняя женщина, сохранившая красоту, подскажет и им “секрет вечной молодости”.
Через год погибает в авиакатастрофе дочь Ада, и Ольга Константиновна посвящает себя внуку Мише, названного так в честь своего гениального деда. А потом, в 1970 году, начинает писать мемуары, полные неясностей, неточностей, недоговоренностей. Ольга Чехова опубликовала две книги воспоминаний и руководство по косметике и здоровому образу жизни.
Часы жизни Ольги Константиновны Книппер-Чеховой, которые “всю жизнь шли иначе”, остановились в 1980 году. В возрасте 83 лет актриса умерла от рака мозга. Уже после этого появилась ошеломляющая версия о том, что знаменитая Янтарная комната спрятана в бункере Гитлера в Тюрингии с кодовым названием “Ольга”.