«С Москвой у нас одна вера»: Как воссоединилась Малороссия с Россией 370 лет тому назад.
Гетман Богдан Хмельницкий направил русскому царю Алексею Михайловичу челобитную, следствием которой стало воссоединение Малороссии с Россией. Он был не первым, кто обратился с этим к царю Московскому.
Из сохранившихся свидетельств стоит упоминания челобитная гетмана реестровых казаков запорожских, православного шляхтича Криштофа Косинского, поднявшего восстание против польской шляхты в 1591-1593 годах.
Царь Фёдор Иоаннович в ответном письме в марте 1593 года в покровительстве не отказал, указав: «Черкасом запорожским гетману Хриштопу Косинскому и всем атаманам и черкасом быть на Донце». Однако к тому времени повстанцы, одержавшие немало побед, были разбиты под селом Пятка (ныне Житомирская область), а их предводитель погиб.
Упавшее знамя воссоединения русских земель поднял гетман Пётр Сагайдачный.
Прежде он наделал бед, участвуя в польском походе 1618 года на Москву, когда казаки проявили невиданную жестокость к местному населению. Пролив немало христианской крови, Сагайдачный на склоне лет ощутил себя защитником православия и восстановил в Киеве в 1620 году православную иерархию.
В феврале того же 1620 года он направил в Москву посольство во главе с кошевым атаманом низовых казаков Петром Одинцом. Посольство выразило желание и готовность запорожских казаков служить русскому царю, «как они прежде служили его предшественникам», и просило принять Войско Запорожское в русское подданство.
Едва оправившееся от смуты 1598-1613 годов, ознаменованной стихийными бедствиями, государственно-политическим и социально-экономическим кризисом, русско-польской и русско-шведской войнами, Московское царство не было готово к новому военному противостоянию с Речью Посполитой.
Перед отъездом из Москвы Петру Одинцу вручили письмо русского царя Петру Сагайдачному, в котором царь благодарил гетмана и войско запорожское за желание служить ему и жаловал «лехкое жалованье».
Поляки, встревоженные установлением контактов между казаками и Москвой, но тоже избегая прямой конфронтации, избрали вместо кнута пряник: предоставили населению Малой Руси свободу вероисповедания, что стало сильнейшим ударом по Брестской церковной унии 1596 года, и признали власть избранного на казацком совете гетмана над всей Малой Русью.
Так возникла Гетманщина.
Пётр Конашевич-Сагайдачный умер в Киеве в апреле 1622 года, но вклад его в воссоединение русских земель был значителен. Обезопасив церкви и монастыри от католиков и униатов, создав сеть православных школ, подняв значение церковных иерархов, он создал широкую базу будущего объединения.
Ведь именно в монастырях, центрах просвещения и науки того времени, ещё в XIV веке, если не ранее, возник термин “Малороссия”, определяющий для понимания этих исконно русских земель.
Митрополит Иов (Борецкий) под непосредственным влиянием гетмана Сагайдачного создал полемическое сочинение против унии «Протестация и благочестивая юстификация», в котором прямо говорилось: «С Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай».
Другой современный ему даровитый церковный писатель Захария Копыстенский, архимандрит Киево-Печерской лавры с 1624 года, в своих трудах «Книга о вере единственной» и последующих («Книга о правдивом единстве православных христиан», «Палинодия, или Книга обороны») демонстрировал открытую симпатию Москве, рассматривая её как оплот православной Руси.
И следующие обращения к Москве – в 1622 году, затем в 1624-м – последовали от церковных иерархов, киевских митрополитов Исаии (Копинского) и Иова (Борецкого). И посылая гонцов в Москву весной 1648 года, гетман Богдан Хмельницкий опирался на этих своих предшественников.
Надо заметить, что обращения гетманов Петра Сагайдачного и Богдана Хмельницкого, митрополита Иова (Борецкого) и иных к русскому царю делались в ту годину, когда положение их инициаторов было прочным: Сагайдачный, например, пользовался уважением у королевича Владислава, получив от него в награду за успешные действия под Хотиным наградной меч, инкрустированный золотом и бриллиантами.
Хмельницкий после первых побед над поляками (под Жёлтыми Водами и Корсунем), в результате которых армия Речи Посполитой на «украинных» землях была уничтожена, добился по Зборовскому миру автономии Гетманщины, единственным правителем которой признавался он сам; реестр увеличивался до 40 тысяч сабель, права православных были защищены, участникам восстания объявлена амнистия.
Однако Хмельницкий сознавал: поляки обманут; не было случая, чтобы они сдерживали своё слово. Так и вышло: собравшись с силами, Польша начала новые карательные походы на Южную Русь. Освободительная война продлилась вплоть до глубокой осени 1653 года, завершившись победными для повстанцев битвами под Батогом и под Жванцем.
В течение этого времени Хмельницкий ещё дважды отправлял посланцев в Москву с челобитными Войска Запорожского Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского царя. Во второй раз челобитная гетмана стала предметом всестороннего рассмотрения Земского собора, собрания всех земель и сословий земли Русской в Москве 1 (11) октября 1653 года.
Участники собора и царь понимали, что удовлетворение прошения Хмельницкого приведёт Россию к войне с Речью Посполитой, у объединения было много противников, но аргументы сторонников воссоединения с единоверными братьями перевесили. Завершающим аккордом величественной симфонии воссоединения русских земель стала Переяславская рада 8 (18) января 1654 г.
Смысл решений этой действительно народной рады известен каждому: «Навеки вместе с великим русским народом». Единение понималось тогда как Божие благословение, посланное по горячим молитвам малороссийского народа: упоминание Бога Всемогущего многажды звучит в письме 1648 года гетмана Богдана Хмельницкого царю Московскому и в решениях Переяславской рады.
Очевидец сообщал такую подробность: «…полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно; потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! утверди, Боже! укрепи, чтоб есми во веки все едино были». …
Во всех храмах Гетманщины шли после того праздничные службы, звонили колокола, народ радовался, как на Пасху. Сам Господь сочетал тогда народы, временно разделённые бедой. А что соединено на Небе, того человеку разрушить не под силу.