«Самая обаятельная и привлекательная». Что осталось за кадром?

За кадром остались непростые отношения между Александром Абдуловым и режиссёром картины Геральдом Бежановым. Где-то в середине съёмочного процесса актёр исчез на две недели, и всей группе пришлось его ждать, потому что снимать без него было невозможно – шли сцены в конструкторском бюро. По официальной версии, Абдулов болел, а на самом деле летал на гастроли на Сахалин, о чём стало известно на «Мосфильме». Когда актёр вернулся, разразился огромный скандал, дело дошло чуть ли не до драки.

«Была такая история, но, как говорится, кто старое помянет… Главное, что Саша Абдулов прекрасно сыграл в моей картине! – рассказал режиссёр картины Геральд Бежанов. – Когда я начинаю снимать, для меня самое главное – снайперски подобрать актёрский состав. Вот не было бы с нами Александра Абдулова – не было бы «Самой обаятельной и привлекательной». То же самое касается других актёров. Я полгода ходил за Ириной Муравьёвой, потому что только её видел в роли Нади Клюевой!

После успеха фильмов «Москва слезам не верит» и «Карнавал» она отказывалась от многих предложений. Отказалась и от моего. Но я почувствовал, что эту женщину надо добиваться. Я стоял перед ней на коленях, умолял её мужа, «облизывал» её следы у Театра им. Моссовета. И всё-таки добился согласия Муравьёвой. Работать с ней было одно удовольствие. Очень собранная, ответственная, профессиональная актриса. Муравьёва жила картиной и прислушивалась ко всем моим советам, чтобы точнее воплотить образ Нади Клюевой».

В отличие от Ирины Муравьёвой с Татьяной Васильевой (подруга главной героини социолог Сусанна) у режиссёра возникли серьёзные проблемы. Мало того – актриса довела его до инфаркта. «Когда я пишу сценарий, то продумываю всё до мелочей. И от актёров требую, чтобы исполняли точно по сценарию, вплоть до запятой, – говорит Бежанов. – Это многих раздражает, народные и заслуженные пытаются импровизировать: «А давайте это выбросим! А давайте я сделаю так!» Татьяна Васильева как-то пришла на съёмочную площадку, а текста не знает, не выучила. Но это же твоя работа! Если ты профессионал, как ты можешь приходить на съёмочную площадку, не зная текста!»
Однажды отношения между режиссёром и актрисой накалились до предела. Снимали сцену, когда Надя и Сусанна приходят на работу в конструкторское бюро, чтобы «исследовать» трудовой коллектив, посмотреть на героев Абдулова, Кокшенова и Куравлёва. Сусанна – блондинка. На следующий день работа над сценой продолжается, а Васильева появляется на площадке ярко-рыжей! «Таня, ты с ума сошла? – возмущается режиссёр. – Мы же не закончили!»
Александр Ширвиндт и Татьяна Васильева. Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»
«А что такое? Я ничего не делала», – спокойно говорит она. «Так это я сумасшедший?» – ищет он поддержки у съёмочной группы. А оператор решил подшутить и сказал: «Да не красила она волосы, вчера такой же снималась». Режиссёр схватил камеру (а они тогда были огромные), замахнулся ею, и вдруг как сердце прихватит… Бежанова увезли на «скорой» с микроинфарктом, и он почти месяц пролежал в больнице. Кстати, Васильева наотрез отказалась перекрашиваться обратно в блондинку, поэтому на её героиню Сусанну пришлось надеть белую шапочку.

Для превращения Нади Клюевой из дурнушки в красавицу требовались модные наряды, а в 1985 году они были в страшном дефиците. На «Мосфильме» тоже вряд ли бы сшили костюмы, достойные мировых домов моды. В результате спасли гардеробы актрис. Платья и беленькая шубка на обновлённой Ирине Муравьёвой – это её личные вещи, эффектную красную шляпу на время съёмок главной героине одолжила Татьяна Васильева, а смешную кепочку с помпончиком (помните, как Клюева приходит в ней на работу, а герой Куравлёва говорит, что она в ней похожа на Олега Попова?) – Лариса Удовиченко. Вера Сотникова, игравшая подружку героя Абдулова, тоже снималась в своей одежде.
«Мы попытались обыграть в картине тот факт, что в стране сложно было купить приличную одежду, а влетело нам вовсе не за то, что затронули тему фарцовщиков, – рассказывает режиссёр фильма. – Помните, как Надя и Сусанна приходят в гости к спекулянту, которого играл Игорь Ясулович? Фарцовщик предлагает Муравьёвой всякие модные наряды, а когда та отказывается от них, говорит Сусанне: «Она что, с Урала? Ничего не понимает?» Ох и досталось нам за эту фразу! Оказывается, она очень сильно возмутила руководство областного комитета партии Свердловской области, во главе которого в то время был будущий Президент России Борис Ельцин. Госкино и мне лично пришлось писать объяснительные, признаваться в любви к Уралу и доказывать, что мы не хотели обидеть уральских женщин».

Фильм сделали, не выезжая из Москвы. Даже провинциальный городок, в который отправились командированные Куравлёв, Абдулов и Муравьёва, снимали на столичных улицах. Правда, сцены в поезде реальные. В районе Щербинки есть экспериментальное железнодорожное кольцо, где проверяют поезда. Вот по нему и колесила съёмочная группа. Здание НИИ, в котором работали герои, снимали в реальном институте, в который притащили аппарат с газировкой и стол для пинг-понга. Квартиры Нади Клюевой, Сусанны и фарцовщика создали в павильонах «Мосфильма». Там же сделали конструкторский отдел, в котором работали главные герои.

Александр Ширвиндт и Леонид Куравлёв во время съёмок постоянно подшучивали над Михаилом Кокшеновым. Однажды по сценарию Лёша Пряхин должен был пить воду из аппарата с газировкой: «Вода только для сотрудников института». И вот эти два товарища каждый раз запарывали дубль и просили: «Ой, не получилось, давайте ещё сделаем». В результате испортили восемь дублей, и Кокшенову пришлось подряд осушить восемь стаканов газировки. Он аж раздулся весь, но всё-таки выпил.
В фильме есть сцена, в которой командированные Куравлёв и Абдулов выдают себя за дрессировщиков. Приходят в гостиничный номер, а там вместе с их новой знакомой проживает… Надя Клюева («Впервые вижу дрессировщиков, у которых нет ананасов!»). Оказывается, девушку, которую пытается соблазнить герой Куравлёва, сыграла его дочь Екатерина.
Людмила Иванова сыграла в фильме коллегу главной героини Клавдию Матвеевну, которая старается сосватать Надю Клюеву и Лёшу Пряхина (Михаил Кокшенов). Оказывается, роль свахи очень близка актрисе. Она не раз признавалась в своих интервью, что помогла заключить больше десятка браков. Примерно в то же время, когда снимали «Самую обаятельную…», она устроила личную жизнь коллеге мужа, который внешне был очень похож на Михаила Кокшенова.

В советское время, прежде чем озвучивать картину, режиссёр должен был показать её худсовету. Собрались уважаемые люди, сели, посмотрели и как закричат: «Катастрофа! Конец!» Режиссёр пошёл к тогдашнему директору «Мосфильма» Николаю Сизову и сказал: «Умоляю! Отгородите меня от этих людей! Дайте закончить картину, а потом судите». Сизов дал добро. Фильм озвучили и опять собрали худсовет, но уже в присутствии Сизова. «Ну, каково ваше мнение о фильме?» – спросил он у остальных после просмотра. А они сидят и не знают, что сказать, ждут его реакции. Тогда Сизов встаёт и говорит: «Поздравляю! Прекрасная картина». Что тут началось! Люди, которые ещё недавно ругали фильм, стали называть его чуть ли не гениальным.

Татьяна Богданова. “АиФ”.

 

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий