Самый большой седан в мире: МАЗ-541

Ну как автомобильчик? Впечатляет? 28,23 тонны полной массы, почти 39 литров объема дизельного двигателя, отключаемый полный привод – и это далеко не все технические особенности монстра, представленного на этой фотографии. Зачем же был построен такой монстр, ведь в СССР рекорды ради рекордов были, мягко говоря, непопулярны? Дело в том, что эта машина должна была стать, фактически, “лицом страны”. В смысле, аэродромным тягачом огромных авиалайнеров с международных авиалиний. Почему был выбран такой дизайн сказать не могу – но вышло весьма зрелищно.

МАЗ-541 опровергает справочники

Могучий “лимузин”, оснащенный дефорсированным танковым дизелем В-2 (в мирном виде он стал называться Д-12А) был выполнен по схеме балластного тягача, иначе мощь двигателя пропала бы впустую. А так – придавленные к бетону колеса позволяют ему таскать авиалайнеры весом до 85 тонн (* – на фото МАЗ-541 работает с ИЛ-62, у которого сухая масса больше ста тонн). Ограничение по массе было выбрано неспроста – именно столько весили самые большие самолеты того времени. Очень неравномерная нагрузка на колеса привела к тому, что машина получила различные по диаметру и ширине колеса. Большие задние колеса (как бы не сдвоенные?) от карьерного самосвала МАЗ-525, а передние – поменьше, от простого самосвала ЯАЗ-214 (будущего КрАЗа, если что)

МАЗ-541 провожает в первый полет Ту-144

Интересной особенностью машины было наличие у нее двух рулей. Но это не от плюрализма в головах конструкторов и не из-за отстутствия усилителя руля, как говорят некоторые – а просто машина имела два полнофункциональных поста управления. Для движения передним и задним ходом соответственно, – ведь двигать хрупкие крылатые машины нужно было очень нежно и аккуратно. К сожалению, такие стильные и откровенно симпатичные тягачи в большую серию не пошли. По разным сведениям (источникам) было произведено то ли три, то ли три-надцать машин, после чего производство было прекращено. В принципе, можно понять – обзор из кабины “родстера” был отвратительный – огромные мертвые зоны впереди и сзади. Тут и до происшествия на летном поле недалеко… Однако, как минимум, до 1970 года машина проработала – и даже засветилась в фильме про первый полет Ту-144 (сухая масса – 85 тонн, полная взлетная – 180).

Честно скажу, – жаль. Откровенно жаль. Машина, на самом деле могла бы стать лицом “Аэрофлота”, таким же ярким и узнаваемым как самолеты и улыбающиеся стюардессы – вот доработать ей задний пост управления, вынести его в район задних колес… Да и пропиариться с нею, выкинув балласт и добавив пару передач в КПП, чтобы пошустрее 30 км/ч бегало.

http://strangernn.livejournal.com/247705.html

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий