Школьное образование в оккупированном Симферополе 1941-1944 гг.

Немецко-фашистские войска вошли в Симферополь 1 ноября 1941 года. Их появление в городе с первых дней стало причиной трагических событий, смертей и страданий жителей Симферополя.
Для понимания атмосферы начала оккупации обратимся к воспоминаниям. Вот как описывает в своем дневнике эти дни симферополец Хрисанф Гаврилович Лашкевич: «2.11.1941г. По пути на службу я встречаю немецких мотоциклистов, автомобили. Валяются трупы убитых подростков, вышедших с ружьями стрелять в немецкие танки. Бедные мальчики! Они так же, как и я, верили в победу родины, иначе не подумали о том, что надо выступать с оружием в руках» [3;л.59]. О подобной жестокости оккупантов мы узнаем и из дневника Юсуфа Ибрагимова: «Через несколько дней стало известно, что везде висят повешенные люди» [4; л.102]. Вот так входили в город «носители европейской культуры».
Сразу же после вступления в Симферополь в ноябре 1941 года немцы формируют аппарат Управления. Его кабинеты располагались на ул. Салгирной (ныне ул. Кирова), 26[14]. В деле воспитания молодого поколения немцы делают главную ставку на систему образования. Кто же руководил этим процессом? В Центральном Государственном архиве АРК (ЦГА АРК) хранится фонд 156, опись 1, дело 25, в котором собраны приказы, циркуляры и директивы немецкого штаба пропаганды в Крыму об идеологической обработке населения. Именно этот штаб начал работу по формированию системы школьного образования.
Воспоминания жителя Симферополя У.П. Григорова рисуют нам положение школ в первые дни ноября 1941 г.: «Все школьные помещения были отведены воинским частям. Школьный инвентарь: парты, столы, стулья – пошёл на топливо. Учебные пособия были выброшены в мусорные ящики» [3,л.107].
В период оккупации в Симферополе выходит газета «Голос Крыма. Эта газета являлась носителем пропагандистских идей фашистов, выходила она под контролем оккупационного штаба пропаганды и военного командования.
В № 1 от 1 января 1942 г. мы находим объявление: «Отдел культуры Симферопольского городского Управления доводит до сведения учащихся начальной и средней школы о предварительной регистрации в период 2-10 января.
Регистрация проводится в помещении дома № 21 по улице Салгирной (Кировской) улице во дворе».
По каким же учебникам предстоит учиться школьникам? На этот счет у немецкого командования есть особое мнение, которое оно выражает в предписании от 22 января 1942 г.: «Городское Управление Симферополя предлагает учащимся низших, средних и высших учебных заведений сдать в период с 20 по 31 января все имеющиеся у них учебники, учебные пособия и карты советского производства. Выполнение этого распоряжения совершенно обязательно» [16]. Фашистам нечего предложить вместо советских учебников, и только в июле 1943 года школьный подотдел Отдела культуры предпримет безрезультатную попытку составлению учебников русского языка для всех классов начальной школы и 5 – 7 классов средних школ.
Как известно, в это время идут тяжелые бои в Севастополе. Возможно, поэтому открытие школ откладывается. Только в феврале оккупационные власти публикуют извещение в «Голосе Крыма» № 16 от 22 февраля 1942 г.: «14 февраля, с разрешения г-на Коменданта, начались занятия в одной из намеченных к открытию в текущем учебном году начальных школ. Предложено открыть еще 6 школ в городе и 4 в пригороде.
К сожалению, под школы временно отведены небольшие здания, в силу чего возможно иметь в каждой школе по 4 отделения и охватить не более 960 из зарегистрированных 1800 детей, обучающихся в начальной школе».
В какой же именно школе начались занятия, не указывается.
Исследователь обороны Севастополя Г.И. Ванеев в своей хронике героической обороны «Севастополь 1941-1942» пишет, что январь и февраль 1942 года вошли в историю как период относительного затишья. Так как немцы в этот момент рассредоточили силы на двух направлениях – Керченском и Севастопольском, они были не в состоянии начать новое наступление на Севастополь [7,с.3]. В период этого затишья оккупанты и приступили к своей пропагандистской миссии онемечивания жителей оккупированных районов.

Школа № 4 находилась на Греческой улице, 12 (ныне — ул. Одесская, 12)

     1 марта 1942 г. в «Голосе Крыма» № 18 находим статью под громким названием «Новая школа». И в ней опять сообщения о том, что «В ближайшие дни открывается начальная школа № 4, по Греческой улице,12. Запись учащихся производится ежедневно с 10 до 14 ч. в помещении школы». Сегодня здание – часть помещений Крымской епархии у Свято-Троицкого собора по улице Одесской,12. А до революции в нем размещалась Греческая гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского.
В школах было организовано питание учеников. Например, в апреле 1942 года публикуется сообщение: «Отделение столовых удовлетворило ходатайство отдела культуры о снабжении местных школ для завтраков учащихся бубликами. С этой целью ежедневно 4-й столовой будет выпекаться 450 бубликов весом 150 граммов каждый» [19].
На оккупированных территориях немцы придерживались принципа «разделяй и властвуй». Легче всего разделить население по национальному признаку, и детей одной национальности отправить учиться в свою национальную школу. Что и делают немцы в апреле 1942 года – открывают украинскую начальную школу в доме № 1 по Севастопольской улице. Даже объявление об этом напечатали в «Голосе Крыма» (№20 от 12.04.1942 г.) на украинском языке. И подпись под объявлением – «Инициативная группа учителей». Продолжение информации об учебе в украинской школе следует 27 сентября 1942 г.: «Начала работать 2-я украинская средняя школа. 6 классов этой школы укомплектованы украинскими учителями. Преподавание проводится на украинском языке. Регистрация учащихся (всех национальностей) пройдет в помещении школы (ул. Гоголевская,7)». Были созданы также армянская и татарская школы[18; 20].

Украинская средняя школа № 2 (ул. Гоголевская, 7)

     К сожалению, не известно, как прошла часть учебного года. На этот счет нет никаких свидетельств и документов. Но относительно начала нового 1942-1943 учебного года имеется распоряжение городского головы Л.С. Севастьянова, который предложил Отделу культуры Симферопольского городского Управления предусмотреть с начала года полный охват школьным обучением всех детей в возрасте от 7 до 12 лет[14 ].
По сообщению газеты «Голос Крыма», 1 сентября приступили к занятиям школы №3, №4; украинская, татарская и пригородные школы г. Симферополя (Ново-Сергеевка, Ново-Романовка, Жигулина Роща и Чокурча) [22]. Тем временем подотдел школ городского Управления разработал план охвата Симферополя сетью школьных учреждений. Этот план выглядит следующим образом: «Намечено к открытию 6 средних школ, а именно: на Красной горке, в Рабочем поселке, в Жигулиной Роще, на Евпаторийском шоссе, на Бахчи-Эли (в помещении школы №33), на Училищной улице (татарская средняя школа). Кроме того, подотдел школ предполагает открыть еще одну начальную школу — в районе вокзала и одну в районе Нового города. Обсуждался вопрос открытия школы для глухонемых» [24].
В октябре 1942 года встречается первое упоминание о работе симферопольской средней школы № 1. Располагалась она по ул. Высокой (бывш. ул. Буденного) в доме № 14. Здание школы сохранилось до наших дней. В настоящее время здесь находится библиотека им. Л. Толстого, а улица носит имя Крейзера. Известна фамилия директора школы № 1, возглавлявшего ее в 1942-1944 гг. Это И. Четыркин [25]. В октябре 1942 г. в средней школе № 1 были дополнительно открыты параллельные классы 5,6,7 и 8 [26]. Всего их запланировано 24 вместо 20.

Симферопольская средняя школа № 1
(ул. Высока, 14, ныне — ул. Крейзера)

     На улице Длинной, 52 (район Красной горки) в бывшем помещении школы №15 в октябре 1942 года открывается еще одна школа. В газете открытие школы пафосно названо ещё одной культурной победой [27].
В первом полугодии функционировало только 9 начальных школ. Во втором – их стало 12. Количество учащихся возросло с 761 человека в январе 1942 г. до 5113 человек в декабре 1942 г. Количество открытых классов во всех школах увеличилось соответственно с 34 до 161. Отметим, что эти данные были опубликованы в № 34 «Голосе Крыма» 20 марта 1943 г. и, возможно, сильно преувеличены.
8 марта 1943 г. на Малогабаритной, № 5 открывается школа для глухонемых. В школе обучается 15 человек, однако газета сообщила об этом только 31 марта [29].
В дни оккупации немецкие власти обошлись с интеллигенцией Симферополя как и свойственно оккупантам. В воспоминаниях У.П. Григорова читаем: «Интеллигенция города оказалась без работы. Учителя, врачи, инженеры были вызваны биржей труда и направлены на работы по уборке улиц» [4, л.107].

Школа № 9 находилась на улице, которая сейчас
носит мия Героев Аджимушкая (дом 7)

     После этих фактов лицемерно звучат сообщения «Голоса Крыма» о работе учителей. Например, статья в № 16 от 22 февраля 1942 года гласит: «С большим подъемом работают преподаватели в новых условиях, без гнета наркомпросовских чиновников. С интересом слушают дети объяснения учительниц и прилежно занимаются. Нет и следа прежней разнузданности, дисциплина на уроках и переменах образцовая».
Немецкие власти столкнулись с большой проблемой подбора учительских кадров. На работу принимали учителей бывшей царской системы образования, которые после революции не занимались больше преподавательской деятельностью. В донесении Штаба пропаганды о собрании учителей 27 мая 1943 года в главе «Соображения о линии поведения учительства в связи с положением молодежи» говорится: «Учителя в большей части – это старые и больные люди, лишенные энергии, сломленной их жизнью в Советском государстве. Эти учителя не стремятся ни к чему, кроме покоя. Значительная часть учителей считается с возможностью возвращения красных. Часть учителей настроена по-большевистски и более или менее открыто поддерживает враждебное настроение юношества. Причина заключается в зимнем наступлении советских войск. Директора школ удостоверяют: поведение учителей в этот период сильно изменилось. Часть из них вела секретные беседы с учениками» [2, л.13].
Далее в этом донесении читаем: «Одна учительница сказала: «Как я могу преподавать то, что мне совершенно чуждо? Я привыкла читать Маяковского, Горького, Шолохова». Очевидно, что идеологическая обработка немцев не достигает цели. Оккупанты же находят причину подобного отношения учителей к работе в том, что Отдел культуры стремился опереться на старые кадры, которые не преподавали в советской школе, учителей времен царизма: «В одной школе работает учитель, который 25 лет не преподавал и забыл совершенно свою профессию. Он ходит в лохмотьях и подвергается насмешкам. Старая ворчливая учительница, которая каждый урок вызывает к доске только одну ученицу…» [2, л.14].
Отдел культуры горуправы не забывает и о поощрении учителей, принявших немецкий режим. С 22.04.1943 г. во всех учебных заведениях города начались пасхальные каникулы, которые продолжались по 30 апреля. На время каникул 9 учителей выехали в Дом отдыха в Алупку [32].
Стремление детей к знаниям сохраняется. В Симферопольской средней школе № 1 в апреле 1943 года был организован кружок по изучению высшей математики. В него записалось 35 выпускников, интересующихся высшей математикой. Занятиями этого кружка руководил В.В. Лопатень, доцент бывшего педагогического института. В кружке изучались аналитическая геометрия и математический анализ. Предполагалось изучение механики [30].
Ученики школ города, помимо учебы и сельхозработ, ведут благотворительную деятельность, выступают с концертами перед жителями: «Приказом по городскому Управлению объявлена благодарность педагогическому персоналу и учащимся 1-й Симферопольской средней школы за инициативу, выразившуюся в устройстве двух благотворительных вечеров в пользу бедных города, а также за постановку в школе художественного воспитания детей, благодаря которому среди учащихся повысился интерес к литературе и искусству» [29] .
Будет еще несколько концертов учеников средней школы № 1: « Сегодня, 4 июня 1943 г. в кино «Централь» состоится спектакль-концерт, устраиваемый средней школой № 1 с благотворительной целью. В концерте участвует хор школы, есть номера музыки и декламации» [34].
Однако Штаб пропаганды недоволен поведением молодежи: уж больно трудно она поддается немецкому воспитанию. Это можно прочитать между строк в статье от 22 марта 1943 года газеты “Голос Крыма”. В беседе с корреспондентом газеты полицмейстер г. Симферополя указывает на то, что «особенно возмутительно проявление распущенности и некультурности некоторой части населения, преимущественно молодежи, получившей «образование» в комсомольском духе, во время спектаклей и киносеансов. Свистки, крики, разговоры, шум некультурных молодых людей или просто хулиганов мешают всем зрителям, иногда срывают концерты. В кинотеатре нами уже введены дежурные полицейские, которым предоставлено право тут же, в случае хулиганства или некультурного поведения, выводить виновных из зала, подвергая их денежному штрафу и регистрации как хулиганов».
Описываемый период оккупации отмечен тенденцией на привлечение школьной молодежи к посещению кинотеатра. Для этого организуются утренники в кинотеатре «Централь». Туда приглашали молодежь от 14 до 20 лет. Так, 23 мая 1943 года молодежи демонстрировали фильм «Фрау Зиктра» и цветной «культурно-просветительский фильм». Цена билета на эти утренники была 3 рубля [34]. Как зрители реагировали на «культурно-просветительские фильмы», иллюстрируют доносы агентов, как, например, следующее (поступило в мае 1943 г.):
В штаб пропаганды Крыма лично лейтенанту Фрею г. Симферополь Содержание: О кинофильмах
16.03.1943 г. в кинотеатре «Централь» состоялось первое представление для молодежи, организованное штабом пропаганды Крыма. Посетителями были в основном дети от 7 до 12 лет, дети старшего возраста были в небольшом количестве. Настроение перед началом сеанса радостно-напряженное.
Детям обещали пару веселых часов, а показали фильм, не вызывающий никакого веселья. Этот фильм – “Король Эдельвейс” представляет собой любовную историю с попыткой самоубийства. Многие дети скучали, а некоторые оставили зал во время киносеанса. “Я хочу спать”, – послышался детский голосок. Лишь в конце, когда показали стрельбу и контрабандистов, интерес возрос. Фильм скучен и не годится для детей [2, л.7].
В следующем донесении читаем: «…За 19 лет не произошло ничего, чтобы перевоспитать школьную молодежь… В то же время на школьных досках появляются враждебные надписи, портреты фюрера разорваны и т.д.” [2, л.10]. Так школьники принимали новый порядок.
Обязательное школьное обучение вводится немцами для того, чтобы иметь подконтрольную молодежь и при необходимости вывозить её на работы в Германию.
15 августа 1943 г. в кинотеатре «Централь» проводится бесплатный сеанс для молодежи с показом документального фильма «Мы видим Германию». Интересно, что в последующих анонсах в «Голосе Крыма» фильм уже носит название «Мы едем в Германию». Второе название сразу проясняет замысел бюро пропаганды. Ведь в конце фильма читается доклад «Положение юношества в СССР» [43].
О том, как германские фильмы «завоёвывают сердца» публики, читаем у жительницы г. Симферополя Л. Макарычевой: «Не только взрослые, но и дети возмущались этими мерзкими, растлевающими душу картинами и часто в самом эффектном, с точки зрения немцев, месте детвора подымала неистовый свист и топот. Благо, в зале темно, и всех свистунов-малышей не переловишь» [31, л.120].
Какие же задачи ставили перед собой фашисты и их приспешники в деле обучения молодежи? «… Говорит директор школы Татьяна Михайловна: «Воспитать ученика так, чтобы слово учителя было для него законом, чтобы школа для него была святее святых. Входя в школу, ученик должен отряхнуть грязь со своей одежды и со своей души» [21] .
Хочется обратить внимание на методы воспитания. В основном это – использование школьников на сельхозработах. Вот объявление из «Голоса Крыма» от 9 апреля 1942 г.: «Отдел культуры приступает к организации сельскохозяйственных работ на пришкольных городских земельных участках силами учащихся от 12 до 15 лет. Цель учебно-воспитательная. Урожай поступит в пользу учащихся. Желающие принять участие должны зарегистрироваться в помещении дома № 30 по Турецкой улице». Или вот это сообщение от 26 июня 1943 г. : « Учащиеся средней школы № 1 оказывают большую помощь городу – все они работают на розовых плантациях. Особенно много делают ученики пятого класса «В». Когда же дети учились?
И для привлечения в школы уже требуются властные распоряжения, такие как это, от 16 августа 1942 года: «В связи с началом 1 сентября 1942 г. занятий в народных и средних школах (1-10 классы), школьный подотдел Отдела культуры проводит обязательную регистрацию детей и подростков с 7 до 17 лет (д. № 27 по ул. Салгирной)».
Об учебе в украинской школе читаем в статье неизвестного журналиста, даже не подписавшегося под своим творением, в «Голосе Крыма» от 2 августа 1942 г.: «…Дети только сегодня увидели портрет Шевченко, они только сегодня узнали, кто он такой».
А вот как начинается учебный 1942-1943 год в средней школе № 1:
«…Всем хотелось видеть помещения своих классов. Из-за отсутствия парт расставили столы и стулья. Прибыл Городской Голова Л.С. Севастьянов» [24].
Начинается наступление Красной Армии по всему фронту. Немецкие войска отступают с Кавказа. И видимо, в связи с этим каникулы в школах, как сообщает «Голос Крыма» 15 января 1943 г., продлеваются. Второе учебное полугодие начнется с 19 января.
Не забыты в школьной жизни и учебные экскурсии. О них сообщает газета: «Хорошо провели пасхальные каникулы учащиеся Симферопольской средней школы № 1. В двух больших экскурсиях участвовало 114 учащихся. Одна из этих экскурсий посетила известную Чокурчинскую пещеру. Вторая экскурсия была проведена в так называемые «Дубки». Она ознакомила учащихся с весенней полевой флорой и с панорамой крымских гор. Прогулки доставили детям большое удовольствие» [31]. Не известно, показали преподаватели детям холмы на могилах массовых расстрелов советских граждан 1941-1942 гг. в урочище Дубки или только знакомили с «весенней полевой флорой и с панорамой крымских гор».
Обратим внимание на то, что сроки каникул регулируются военным командованием, т.е. целесообразность и длительность каникул устанавливает не комендант, как ранее, а штаб армии группы «А»: «На основании распоряжения Германского Командования, летние каникулы устанавливаются с 15.07 по 31.08., а для сельских школ с 15.06. по 31.07. Учащиеся старших классов, освобожденные от поездки в Германию, должны посещать школу до конца учебного года, в противном случае они не получат установленных аттестатов и свидетельств» [33].
То, что называется поездкой в Германию, на деле является насильственным вывозом на работы. От них освобождали только больных или людей, работающих на предприятиях города.
По сообщениям газеты «Голос Крыма», во всех начальных и средних школах Симферопольского района с 26 мая начались экзамены. Экзамены проводились в 4-х и 5-х классах по русскому языку (в национальных школах – по родному языку), по арифметике и по немецкому языку. В 6-х классах помимо русского и немецкого языка – по алгебре и естествознанию, а в седьмом – также по геометрии и физике. В городских школах экзамены начнутся в конце июня и продолжатся до 14 июля [36].
Однако обстановка на фронте для немцев складывается неблагоприятно. Советские войска уже у ворот Крыма, и выпуск в школах нужно проводить быстро. В связи с этим Отдел культуры 7 июля 1943 г. пересматривает ранее принятое решение: «Приближаются экзамены в школах. Они будут проводиться только в выпускных десятых классах. В остальных классах учащихся переводят на основании годовой успеваемости» [41]. Экзамены начинались 9 июля 1943 года.
11 июля в средней школе №1 состоялся выпускной вечер, на котором учащиеся 10 классов получили аттестаты об окончании средней школы. В газете «Голос Крыма» помещен большой репортаж об этом событии. Знаменательно, что школу почтил вниманием необычный гость. Обратимся к страницам газеты: «В среднюю школу № 1 г. Симферополя на торжественный акт, посвященный окончанию учебного года пригласили, много гостей. Здесь присутствовали представители Германского военного командования, представители городского Управления во главе с бургомистром.
Почетным гостем школы был генерал-фельдмаршал фон Клейст. Он запросто, в качестве гостя присутствовал на выпускном вечере. Раздались слова русского гимна «Коль славен наш господь в Сионе». Директор школы г. Четыркин поздравляет выпускников с получением аттестата зрелости. Старосты выпускных классов благодарили учителей за любовь и внимание. 50% учащихся получили похвальные листы»
[43]. Клейст в это время как командующий танковой армией группы армий «А» отступил с Кавказа и со своим штабом находился в Симферополе. Видимо, чтобы снять напряжение, он и заглянул в школу. Дальнейшая судьба его печальна. В 1944 году его увольняют за поражение, а после войны он был осужден советским трибуналом как военный преступник и умер в тюрьме в 1954 году [12, с. 877].
На 1 сентября 1943 года в школах Симферополя насчитывается 5063 учащихся. Однако на 14 декабря 1943 года уже 4453 учащихся. Из них 1976 мальчиков и 2474 девочки. Самих школ насчитывается 25. Педагогов во всех школах 249 человек [45].
По итогам первой четверти 1943-1944 учебного года известно следующее: «В средней школе № 1 наличные учебные планы выполнены. Успеваемость по школе равна 72%. По татарской школе № 16 есть небольшое недовыполнение учебных планов, успеваемость 80%. В средней школе № 8 успеваемость выполнена за исключением некоторых тем по естествознанию. Успеваемость 76%» [46].
Приближаются зимнии каникулы, которые были запланированы с 22 декабря 1943 г. по 9 января 1944 г. И для проведения школьных елок городским Управлением было отпущено на каждого ученика 1-6 классов по 40 рублей или по 4 марки (для сравнения: килограмм тюльки стоил тогда 70 рублей). Утренники проводили в кинотеатре “Крым-Паласт” [47].
В феврале 1944 г. немецкой администрацией и городским Управлением предпринимается попытка реформы школьного образования – создание гимназий и прогимназий, а также переход на раздельное обучение мальчиков и девочек. Предполагалось введение формы для учащихся. Открытие гимназий было назначено на 16 марта 1944 года [48]. Затем срок открытия гимназии перенесли, из-за ремонта помещений, на 27 марта 1944 года [49]. И только 29 марта газета сообщила об открытии гимназии № 1 и празднике в честь этого события в городском саду [50].
Но всем планам профашистского Отдела образования городского Управления не удалось свершиться, так как 13 апреля 1944 года Симферополь радостно встречал освободителей. Красная Армия принесла освобождение жителям Симферополя, и дети вновь пошли в родные школы.

1.ЦГА АРК. – Ф.156. – Оп.1. – Д.25.
2.ЦГА АРК. – Ф.156. – Оп.1. – Д.26.
3.ЦГА АРК. – Ф.156. – Оп.1. – Д.31.
4.ЦГА АРК. – Ф.156. – Оп.1. – Д.38.
5.Борисов Д.А. Фильмы и зрители оккупированного Симферополя (в печати)
6.Борисов Д.А. Фрау Луна … или какие фильмы смотрели в оккупированном Симферополе // Крымское время. – 2001 г. – 21 августа.
7.Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942.- Киев: Украина, 1995.
8.Генов И.Г. Четыре времени года. – Москва: Военное изд-во МО СССР, 1969.
9.Гуркович В.Н. Оккупационный режим в Крыму.- Киев:
10.Козлов И.А. В крымском подполье. – Москва:Худож.лит-ра,1972.
11.Луговой Н.Д. Побратимы. – Киев: Изд-во политической литературы,1975.
12.Манштейн Эрих Утерянные победы. – СПб: АСТ, 2002.
13.Поляков В.Е. Улицы Симферополя.- Симферополь: Таврия, 1996.
14.«Голос Крыма»,1941, 12 декабря.
15. «Голос Крыма»,1942, 1 января.
16. «Голос Крыма»,1942, 22 января
17.«Голос Крыма»,1942, 22 февраля.
18.«Голос Крыма»,1942,1 марта.
19.«Голос Крыма», 1942,12 апреля.
20.«Голос Крыма»,1942, 14 августа.
21.«Голос Крыма»,1942, 28 августа.
22.«Голос Крыма»,1942, 4 сентября.
23.«Голос Крыма»,1942, 6 сентября.
24.«Голос Крыма»,1942,23 сентября.
25.«Голос Крыма»,1942, 25 сентября.
26.«Голос Крыма»,1942, 4 октября.
27.«Голос Крыма»,1942, 7 октября.
28.«Голос Крыма»,1942, 10 октября.
29.«Голос Крыма»,1942, 20 марта.
30.«Голос Крыма»,1943, 31 марта.
31.«Голос Крыма»,1943, 14 апреля.
32.«Голос Крыма»,1943, 16 апреля.
33.«Голос Крыма»,1943, 18 апреля.
34.«Голос Крыма»,1943, 7 мая.
35.«Голос Крыма»,1943, 22 мая.
36.«Голос Крыма»,1943,4 июня.
37.«Голос Крыма»,1943,9 июня.
38.«Голос Крыма»,1943,13 июля.
39.«Голос Крыма»,1943, 26 июня.
40.«Голос Крыма»,1943,30 июня.
41.«Голос Крыма»,1943, 2 июля.
42.«Голос Крыма»,1943, 7 июля.
43.«Голос Крыма»,1943, 9 июля.
44.«Голос Крыма»,1943, 18 июля.
45. «Голос Крыма»,1943, 14 августа.
46.«Голос Крыма»,1943, 22 сентября.
47.«Голос Крыма»,1943, 19 ноября.
48.«Голос Крыма»,1944, 1 января.
49.«Голос Крыма»,1944, 16 февраля.
50.«Голос Крыма»,1944, 12 марта.
51.«Голос Крыма»,1944, 29 марта.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий