«Служебный роман» Эльдара Рязанова продемонстрировал рабочие будни советских людей в 1978 году. Действие фильма разворачивается в конторе «cтатистического учреждения» – образе рабочих кабинетов советского времени. В 2011 был снят ремейк знаменитой комедии – «Служебный роман. Наши дни» (режиссер Сарик Андреасян), где действие происходит уже в современной российской действительности – в штаб–квартире рейтингового агентства.
Два фильма – два офиса. За время, прошедшее между двумя эпохами, рабочие места изменились до неузнаваемости. Со столов пропали пишущие машинки, коммутаторы и скоросшиватели – теперь здесь только смартфоны и компьютеры. Вместо зеленых уголков появились переговорные комнаты, а архивы документов уступили место в лучшем случае принтеру.
***
Действие фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» происходит в канцелярии вымышленного учреждения. Различные части этого здания снимались в разных местах Москвы:
- фасад учреждения – это вход в бывший торговый дом Хомякова по адресу ул. Петровка, 3/6; сейчас здесь расположено Федеральное агентство морского и речного транспорта;
- все внутренние помещения были сооружены в павильонах Мосфильма;
- зимний сад – это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10.
Часть сцен снималась в зоне рядовых сотрудников учреждения, сегодня это офисное пространство назвали бы open space.
В Советском Союзе отсутствие кондиционирования, шумопоглощающих экранов и звуконепроницаемого стекла компенсировалось большими площадями советских КБ и НИИ. По действующим Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий (СН 245–71), утвержденным в 1971 году, рабочая поверхность советских служащих регламентировалась физическими потребностями размещения крупногабаритных предметов. «Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 куб. м, а площадь помещений – не менее 4,5 кв. м», – предписывали санитарные нормы.
По кадрам видно, что рабочие места расположены хаотично, между ними нет перегородок, а сами столы заставлены большим количеством предметов
Рабочее место XXI века в офисе регламентируется документом 1996 года – СанПиН 2.2.2.542–96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Согласно этим нормам, на одного работника должно приходиться не менее 4,5 кв. м площади всей комнаты. Регламентируются размеры места для работы с компьютером:
- рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм;
- рабочий стул (кресло) должен быть подъемно–поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья.
Это была эпоха аналого-лампового периода. Огромная пропасть разделяет нас спустя полвека, где мерилом являлся виртуальный рубль, а не прямая заинтересованность в прибыли. Поэтому офис времен СССР вмещал в себя столько предметов, что напоминал бы сейчас музей архаичности. Вспомните, какие были масштабные библиотеки и системы хранения информации, главным носителем которой являлась вездесущая бумага любых форматов – от перфокарты до таблиц на ватманах. Процессы получения информации и ее обработки были намного более медленными, отнимая в разы больше времени и физических сил – достать книгу с верхней полки, поднять прошлогодний отчет, найти нужную папку.
Сейчас все происходит в три касания – от поиска нужного контакта до отправления письма. Чтобы положить книгу, не надо тянуться за ней – достаточно мышкой перетащить в папку на Рабочем столе своего компьютера. Дизайн, а по большому счету и архитектура, является тем самым сейсмографом – тончайшим прибором, способным улавливать малейшие изменения в любом рабочем процессе. Поэтому исчезли глубокие шкафы, массивные столы с вместительными ящиками, печатные машинки, а также занимающие целые комнаты ЭВМ или ротапринты. «Все свое ношу с собой» – девиз трансформации офиса, за счет чего пространство стало легким, с парящими рабочими поверхностями и изящными стульями. Настало время полудействий – работа полулежа, полусидя, полустоя, где дизайн вещей перерос в дизайн поверхностей.
В современном офисе open space помещение используется максимально рационально. Сотрудники сидят в ряд, ширина рабочего места каждого не превышает 1,5 м
Предметов на столах работников канцелярии в 1970-х годах было так много, что никому и в голову не приходило, что можно работать, сидя рука об руку по шесть человек в ряд. К слову сказать, и работа организовывалась по-другому: начальник отдела распределял задания по группе, контролировал результат и передавал следующему звену – ни о каких малых группах, ведущих большой проект, речи не было.
На рабочем столе каждого сотрудника есть телефон, настольная лампа, дырокол, печатная машинка, перекидной календарь и подставка для карандашей и ручек
На столе XXI века – компьютер, телефон и фоторамка. Вместо телетайпа – принтер
Внутреннюю отделку интерьеров советской конторы сегодня можно назвать блеклой и серой. Дефицит отделочных материалов заставлял использовать те краски, которые продавались на тот момент в магазинах: никакого смешения цветов, добавления интересных колеров, декоративной штукатурки.
Что ждет нас дальше? Техника становится все компактнее, ритм жизни активнее. Для чего нужен современный офис, если пускание пыли в глаза осталось в далеких 1990-х? За время этой недолгой эволюции всего в 50 лет мы научились работать в командах, разделять ответственность, жить работой, превращая ее в свои хобби. Скорее всего, тренд сохранится, и мы все больше будем отказываться от привычного рабочего стола в пользу уютных мягких зон, имитирующих любимое кафе или домашнюю гостиную, в которой нет стандартов и норм, а лишь пресловутые 4,5 кв. м дорогой московской земли.
Тенденции в оформлении кабинетов для руководителей не претерпели значительных изменений – как и 30–40 лет назад, сегодня популярны столы из массива дерева, большие кожаные кресла и столы для переговоров.
На рабочем столе Людмилы Прокофьевны Калугиной в исполнении Алисы Фрейндлих – микрофон для селекторной связи, букет гвоздик, графин с питьевой водой, хрустальная ваза, набор шариковых ручек. На отдельных кадрах можно заметить и пепельницу
Людмила Прокофьевна Калугина в исполнении Светланы Ходченковой сидит на большом директорском кожаном кресле, которое регулируется во всех направлениях. На столе – лишь ноутбук и светодиодная настольная лампа. Стены кабинета украшены абстрактными картинами
С начала 1960-х годов советская идеология подталкивает архитектуру и дизайн в сторону чистой функции и общей эффективности. Всему причиной постановление ЦК КПСС от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно меняло архитектурные установки советского государства. Сталинский ампир отвергался. На смену ему пришла стандартизированная и типовая архитектура. И она продержалась долго – до распада Советского Союза.
Как и в архитектуре, в интерьере отказываются от всего лишнего. Экономия и оптимизация приводят к тому, что оштукатуренные стены красят чуть выше человеческого роста. И даже кабинеты руководителей отделываются дорогими сортами дерева не до потолка.
Впоследствии появление перфорированных панелей изменило такой подход. Помещение стали отделывать снизу доверху, включая сам потолок. При этом сохранялся общий принцип простоты и эффективности применяемых материалов, и никаких ярких цветовых решений.
Отличительная особенность советских кабинетов – зеленые уголки. Цветы в СССР любили во всех вариациях – герани, фикусы и алоэ на подоконниках и, конечно, гвоздики. Цветы стояли по объективным причинам – давали необходимую тень в кабинете, насыщали кислородом из-за отсутствия ионизаторов, увлажнителей и кондиционеров, зонировали помещение, добавляя в интерьеры долю приватности.
Зон для неформальной работы и переговорных комнат в советских офисах было меньше, чем в современных. В нормативных документах начала 1970-х годов говорится лишь о наличии зон отдыха, которые должны располагаться до 200 м от основного места работы (в фильме Эльдара Рязанова зеленый уголок расположен на крыше учреждения).
Сейчас флористика в офисных помещениях стала целой наукой, в которой есть свои тренды – лаконичные и стильные горшки, цвет и размер которых должен полностью совпадать с задумкой архитектора, все растения определенной высоты в зависимости от зоны их нахождения. В офисах крупных компаний озеленение – это отдельная статья расходов для собственника или арендатора.
Жизнь офисного сотрудника меняется на глазах: «умный дом» позволяет регулировать освещение и все электрические приборы в офисе с помощью смартфона, переговорку можно забронировать онлайн, iRobot в это время самостоятельно пылесосит, а конференцию с собеседниками в любой точке земного шара легко провести по Skype. Весь рабочий функционал сосредоточен в телефоне или компактном ноутбуке, а многие офисные элементы, привычные еще 20 лет назад, превратились в бесполезный раритет, и уже сейчас бизнес задается вопросом о том, так ли нужны офисы в их классическом понимании. Но без них не останется места и для служебных романов.